Рефераты. Государственное и международное регулирование трудовой миграции

Государственное и международное регулирование трудовой миграции

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Кафедра мировой экономики





Контрольная работа по дисциплине

“Мировая экономика”

по теме:

“Государственное и международное регулирование трудовой миграции”


Выполнил:

студент группы ПИс-061

Жилкова Ольга Анатольевна


Содержание


1. Международная миграция рабочей силы в системе международного регулирования мировой экономики    

2. Предпосылки и основные направления государственного регулирования международных миграционных процессов

3. Проблемы государственного регулирования международным миграционным движением рабочей силы в России

Литература        


1. Международная миграция рабочей силы в системе международного регулирования мировой экономики


«Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков»[1].

«Организационные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки.

Межстрановая миграция трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу.

Географическими центами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, и Объединенные Арабские Эмираты и т. д.).

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств»[2].

«Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций.

Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, сто имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права нуждаются в защите.

Во многих аспектах интересы стран – экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляются в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции»[3].

«Ведущая роль в регулировании процессов международной миграции принадлежит МОТ (Международная организация труда), имеющей статус специализированного учреждения ООН. Она была создана в 1919 году, согласно версальскому мирному договору в рамках Лиги Наций, как Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда»[4].

«В 1949 году МОТ была принята Конвенция 97 о трудящихся-мигрантах. Положения этой Конвеции сохраняют свою актуальность до сих пор.

Например, следующие два положения этой конвенции:

Она распространяется на иммигрантов, законно пребывающих на территории страны;

В ней предусмотрено право трудящихся-мигрантов на постоянное жительство в “принимающей” стране после определенного срока работы.

В 1955 году МОТ принимает еще один важный документ – Рекомендацию 100 – о защите трудящихся-мигрантов развивающихся стран. Этот документ направлен на регулирование миграции в интересах экономического и социального развития развивающихся стран, ограничения нежелательной для этих стран потери трудовых ресурсов.

В числе предлагаемых мер – принятие специальных программ экономического развития в странах эмиграции, создание новых рабочих мест. Одновременно предусматриваются административные меры, направленные на “ограничение вербовки в районах, где отлив рабочей силы может иметь отрицательное влияние, как на экономическую организацию, так и на здоровье, благосостояние и развитие соответствующего населения”.

В 1947 и 1975 годах были приняты два Документа о трудящихся-мигрантах – Конвенция 143 и рекомендация 151, которые предлагали государствам-членам принять меры – от административных, гражданских вплоть до тюремного заключения – по пресечению нелегальной миграции и незаконного найма (к вербовщикам, работодателям и др.). Документы включали принципиально новое положение о том, что если трудящийся-мигрант, находящийся в стране на законных основаниях, потерял работу, то он не может рассматриваться, как нелегально проживающий, и продолжает пользоваться всеми правами»[5].

«Согласно программе действий, принятой в 1976 г. на всемирной конференции по занятости в рамках МОТ, организация набора рабочей силы должна производиться на основе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран – экспортеров и импортеров рабочей силы»[6].

«Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т. п. Защита прав трудящихся-мигрантов по содержанию конвенции должна обеспечиваться:

организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией;

принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов;

организацией соответствующих медицинских служб;

разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся – мигрантов.

В названной конвенции подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся - мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, - возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся – мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования»[7].

«Помимо МОТ, на международном уровне также действует Международная организация по миграции (МОМ). Эта организация разрабатывает программы, направленные на упорядочение миграционных потоков, оказание практической помощи в организации миграции. В функции МОМ входит:

способствовать упорядочению и планированию миграции граждан;

способствовать перемещению квалифицированной рабочей силы и членов их семей, которые могут содействовать развитию принимающей страны;

организовывать перемещение беженцев и др.»[8].

«Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).»[9].

«Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления»[10].

«Подвижность населения и трудовых ресурсов – одна из важных особенностей современных МЭО.

Страны-экспортеры и страны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов»[11].

В области международной миграции «повышенный интерес представляет опыт Испании, превратившейся с 2005 г. в рекордсмена среди государств европейского союза по приему переселенцев (она принимает примерно 30% оседающих здесь). Заметное ускорение роста населения страны (с 40,5 млн. в 200 г. до 44,1 млн. в 2004 г.) на фоне низкой рождаемости в решающей степени связано с невиданным притоком чужеземцев»[12].

«Авторы показывают, что для Испании массовый приток чужеземцев – принципиально новое явление и серьезный, стратегический вызов. Ведь многие века она была резервуаром эмиграции. Переселенческая парадигма сменилась лишь в середине 70-х годов XX в., когда страна превратилась в вожделенный плацдарм иммиграции. В жизни испанцев последствия, с ее многообразными социально-психологическими проявлениями, - ныне играет все большую роль. В ходе репрезентативного социологического опроса (октябрь 2004 г.) респонденты поставили ее на третье место в ряду проблем, вызывающих особую обеспокоенность (вслед за безработицей и терроризмом).

В иммигрантской среде долгое время преобладали выходцы из Евросоюза, что отличало Испанию от других государств этой группировки, в которых доминировали переселенцы не из стран – членов ЕС. Однако, как свидетельствуют данные, приводимые М. Сеа Д’Анкона, это различие неуклонно стирается. С 1991 г. по 2003 г. доля “союзных” иммигрантов заметно сократилась (с 43,9 до 24,7%), зато возросло число переселенцев из стран центральной и Восточной Европы, не являющихся или до мая 2004 г. не являвшихся членами ЕС (румыны, поляки, украинцы, россияне, болгары). В иммиграционной среде резко увеличился, особенно после 2000 г., удельный вес латиноамериканцев (эквадорцы, колумбийцы, перуанцы и др.); ныне это самая многочисленная группа переселенцев (31,2%). На втором месте – африканцы (26,2%). По численности официально зарегистрированных иммигрантов из отдельных стран в начале 2004 г. лидировали марроканцы (333,8 тыс. – 20,3% всех переселенцев), далеко опережавшие остальных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.