Рефераты. Глобализация услуг: динамика, формы, специфика

Если попытаться дать общую характеристику процесса глобализации услуг, то обращают на себя внимание следующие основные моменты.

Интеграция рассматриваемых отраслей в систему мирохозяйственных связей находится на разных стадиях, а ее общая картина отличается крайней пестротой. Одни услуги, такие как транспорт, связь, образующие несущий каркас глобализации, эволюционируют вместе с общим процессом и во многом, как уже отмечалось, определяют главные параметры его движения. Крупная группа других услуг, опираясь на современные технологические и институциональные сдвиги, динамично пройдя начальные ступени, стремительно увеличивает присутствие на глобальных рынках. Наиболее активно вписываются в мировое хозяйственное пространство высокотехнологичные наукоемкие услуги – финансовые, компьютерные, страхование, инженерно-строительные, аудиторско-консалтинговые и т п. Глубже в национальную почву уходят социально-культурные, бытовые, юридические, рекреационные услуги. В целом за 90-е годы группа "новичков" заметно потеснила на мировых рынках услуг их традиционные виды, транспорт и туризм, особенно значительно в группе развитых стран. (см. табл.2)

В структуре экспорта коммерческих услуг при росте абсолютных объемов сократились позиции транспорта, особенно в группе развитых стран. Несколько потеснили вновь пришедшие на рынки услуги и традиционную статью экспорта услуг – туризм, точнее поездки. Но следует подчеркнуть, что расходы на международный туризм всюду продолжают увеличиваться высокими темпами на основе роста доходов населения, снижения цен на услуги транспорта, в частности авиационного, на новые виды коммуникаций, повышения культурного уровня и свободного времени населения. В целом ряде стран международный туризм вырос в стратегический сектор хозяйства, служащий важным источником иностранной валюты, новых рабочих мест, эффективным средством сглаживания региональных дисбалансов и т.п. В последние годы список стран, традиционных экспортеров туристских услуг; весомо дополняется странами Юго-Восточной Азии, Австралией, Новой Зеландией и т. д.                

Структура внешней торговли услугами в последние годы под воздействием технологических инноваций меняется и усложняется особенно интенсивно. С появлением Интернета нарастают объемы реализации многообразных финансовых услуг, а также услуг образования, медицины, медиа-бизнеса, культурно-развлекательного комплекса. В статистике эти сдвиги не находят, однако, адекватного отражения.


Таблица 2

Страны



Транспорт

Поездки

Прочие услуги

услуги

1990 г.

1999 г.

1990 г.

1999 г.

1990 г.

1999 г.

Страны с низким уровнем дохода

25,2

22,4

38,0

35,0

36,8

42,7

Страны со средним уровнем дохода

29,0

23,1

43,3

L44,8

27,7

32,1

Страны с высоким уровнем дохода

27,9

23,4

3,3

29,5

38,8

47,1

Все страны

28,0

23,4

34,8

32,2

37,3

44,4

США

28,2

19,1

37,6

34,4

34,1

46,5

Великобритания

25,5

18,5

29,3

22,8

45,2

46,5

Франция

24,5

24,2

30,6

38,0

44,9

37,8

Германия

28,6

25,2

27,9

21,1

43,5

53,7

Италия

21,0

16,0

33,9

44,7

45,2

39,3

Япония

42,9

38,0

8,7

5,7

48,4

56,3

Россия

33,3

41,1

25,6


Глобальный рынок услуг в целом повторяет путь, пройденный рынком товаров, и развивается в соответствии с теми же основными закономерностями, но специфика услуг накладывает на его эволюцию заметный отпечаток. Деятельность бизнеса за рубежом также нацелена на расширение рынков, рост прибыльности, удовлетворение спроса постоянных клиентов. Но примечателен выход на первые позиции в системе целеполагания таких стимулов, как получение нового знания, повышение профессионального уровня работников. Это – свидетельство усиления зависимости деятельности фирм от накопления интеллектуального и человеческого капитала, как возрастающего в своем значении фактора развития и конкурентоспособности. Для рынка услуг характерно и сохранение более высоких входных барьеров и ограничений в хозяйственной деятельности, часто диктуемых необходимостью защиты потребителей от монополизма, обмана, мошенничества производителей, а также соблюдения прав личности. Сильнее в ряде случаев звучат мотивы национальной безопасности, сохранения национальной и культурной идентичности. Диапазон мер, предназначенных оградить внутренние рынки услуг, довольно широк. Во многих странах они защищаются системой лицензирования, сертификации, аккредитации, подтверждения квалификационного статуса производителей, ограничениями на въезд рабочей силы. Более строго в отличие от товарных рынков контролируются в услугах иностранные инвестиции: часто лимитируется участие иностранцев на внутреннем рынке и в уставном капитале совместных предприятий, действуют особые правила репатриации прибыли, а также ограничения по срокам работы в данной отрасли или стране, по участию в органах управления совместных компаний и др.

Регулятивный ландшафт глобального рынка услуг вообще отличается сравнительной сложностью вследствие более высокой степени государственного участия или регулирования в инфраструктурных отраслях, наличия множества частных, государственных и некоммерческих поставщиков услуг, их разного рода партнерств, часто встречающихся монопольных ситуаций, односторонних мер либерализации ряда государственных монополий, например, в области коммуникаций. Показательна в этом отношении ситуация в ЕЭС, где на общем рынке услуг возведено множество перегородок, и в отличие от товарных рынков он очень далек от полной либерализации. Общеевропейские правила и стандарты, хотя постепенно и вводятся в действие, выполняются, по свидетельству экспертов, далеко не всегда и не всеми участниками рынка. Соответственно участникам ГАТС предстоит решать труднейшие задачи по выработке и реализации общих правил игры на столь разнородных рынках и их либерализации. Не случайно снижение барьеров в торговле услугами отнесено к приоритетным целям ВТО.

С возрастанием численности агентов рынка и масштабов операций усиливается конкуренция, но по ее интенсивности рассматриваемый сектор заметно уступает товарным рынкам вследствие, как уже отмечалось, традиционно более жестких регулятивных ограничений на национальном уровне и сравнительно более высоких барьеров на пути иностранного капитала. В отличие от рынков товаров на рынках услуг особенно развиты неценовые формы конкуренции, и решающее значение в реализации многих услуг имеют преимущества по качеству и научно-техническому уровню. Здесь сильно влияние таких характеристик, как степень дифференциации услуг и комбинирование нескольких их видов в едином «пакете», индивидуализация и комфортные условия сервиса, возможность для потребителя выбора и услуги, и производителя, предоставление услуг в одном месте, в удобное для потребителя время и т.д.

Более сильные акценты на рынках услуг на неценовые формы конкуренции отнюдь не умаляют роль ценовых ориентиров: высокотрудоемкий характер большинства услуг и долговременная тенденция к их удорожанию вследст-вии: непрерывного повышения стоимости и цены рабочей силы заставляют торговых контрагентов постоянно учитывать стоимостные параметры продукта. Пропорции ценовой и неценовой конкуренции не фиксированы, в крайне изменчивой рыночной среде они непрерывно варьируют в широком диапазоне и на отдельных ее сегментах, и во времени, заставляя производителей постоянно искать оптимальные в каждый данный момент сочетания цен, качества и других параметров. Все более тесное переплетение новых торговых подходов и механизмов с традиционными поднимает конкурентную борьбу на рынках услуг на более высокую ступень, усложняет формы и инструментарий. Одновременно еще более возрастает вообще свойственная многим услугам неустойчивость конкурентных позиций производителей: более свободный доступ на рынки новых фирм означает для других повышение рисков быть вытесненными с занимаемых позиций.

Своеобразна рыночная структура в услугах. Глобализация здесь, как и на рынках товаров, проявляется в массированной рыночной экспансии транснациональных корпораций. Показательно в этом отношении изменение состава крупнейших ТНК мира, в начало списка которых решительно продвигаются ТНК отраслей услуг, оттесняя и выталкивая бывших лидеров – промышленных гигантов. Общая диспозиция ТНК меняется в пользу услуг очень быстро: в составе первой двадцатки ныне представлены компьютерные и телекоммуникационные компании, а также коммерческие банки, вслед за ними фигурируют крупные фирмы розничной торговли, туризма, гостиничного сектора, аудиторско-консультационного бизнеса, рекламы. Во всем мире ныне хорошо известны фирменные знаки не только "Майкрософт", "Интел", "ИБМ", "Бритиш телеком" и других, но и "Мак Дональде", "Хилтон", "Мэриотт", "Вэл Марте", "Каррефур", "Метро АГ", "Большой пятерки" аудиторско-консалтинговых фирм и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.