Рефераты. Глобализация услуг: динамика, формы, специфика

Тесное переплетение технологических факторов глобализации с экономическими и мерами по либерализации рынков, усиливая друг друга, приводят к значительному снижению издержек и цен, повышению качества обслуживания, появлению множества новых видов услуг высокого класса. Расширяется рыночное пространство в том числе и за счет доступа к высококачественным услугам жителей районов, удаленных от мест их производства. Во многих услугах идет по существу формирование новой торговой среды и новой модели реализации. В глобальном пространстве создаются хозяйственные цепочки и сети, связывающие производителей услуг наиболее эффективным образом. И на рынках услуг утверждается хозяйственная модель, отработанная ранее в материальной сфере, когда общий цикл производства дробится на операции, выполняемые в разных точках мира. Так, в инженерно-строительной фирме "Бектел" штаб-квартира расположена в Калифорнии, проект строительства или реконструкции может разрабатываться в Индии, менеджмент находиться в Финляндии, страхование осуществляться в Лондоне, а реализация проекта – в Латинской Америке. Растущая в масштабах экспансия услуг на мировых рынках ускоряет общий процесс глобализации, раздвигает внешнеэкономическое пространство. За счет включения в международный обмен нематериальной продукции с высоким научным содержанием повышается его качественный уровень.

В последние годы революционизирующее воздействие новых технологий на услуги и их глобализацию с особой силой проявляется в развитии Интернета. Во-первых, с услугами связано само его предназначение – реализация широчайшего спектра их видов за пределами реального мира, в виртуальном хозяйственном поле. Во-вторых, это технологическое новшество изначально, по самой своей природе имеет трансграничный, глобальный характер: здесь отсутствуют пространственные барьеры в международных контактах потребителей и производителей, связи которых совершаются кроме того в режиме реального времени.

Новый многоцелевой механизм проходит начальную стадию развития, но уже довольно четко вырисовываются его главные хозяйственные функции. Это прежде всего – обслуживание потребительского спроса населения на товары и услуги. Через мировую сеть реализуются розничные продажи, где лидируют книжная продукция, компьютеры и программное обеспечение, аудио – и видеопродукция, музыкальные записи, бытовая электроника и т. д., а также широкий набор услуг, прежде всего операции с ценными бумагами, бронирование авиа- и других билетов и гостиничных мест, услуги сферы досуга и развлечений. Еще более заметное место занимает Интернет в удовлетворении производственного спроса, действуя как механизм установления более эффективных хозяйственных связей фирм всех отраслей хозяйства с поставщиками и покупателями, получения компаниями целого комплекса бизнес-услуг. В результате сокращаются или устраняются многочисленные посреднические звенья, оптимизируются маршруты грузоперевозок на принципах логистики и т.д. Через Интернет проходят крупные и возрастающие потоки рекламы как потребительского, так и производственного назначения, а также информации самого разнообразного свойства. Сбыт целого ряда товаров и услуг через Интернет обходится намного дешевле, чем через традиционные каналы при большем удобстве для потребителей. Проведение операции онлайн стоит банку, например, всего 1 цент, тогда как с помощью банкомата – 27 центов, телефона – 52 цента, через операциониста – 1,14 центов[4]. Несмотря на впечатляющие темпы прироста, объемы реализации товаров и услуг населению в Интернете в целом пока невелики. Даже в США, которые лидируют по степени использования этой технологии, ее вклад в ВВП оценивается в 2 %, доля в розничном товарообороте в 1,1 %[5]. При этом услуги производственного характера развиваются намного быстрее, и их эффект уже сегодня, судя по имеющимся оценкам, значительно выше, чем в потребительском секторе.

Становление кардинально нового, виртуального сектора услуг порождает множество его оценок и прогнозов, часто довольно противоречивых. После периода бурного ажиотажа и неоправдавшихся ожиданий, закончившегося резким падением стоимости акций, появляются более трезвые и взвешенные оценки и его природы, и экономического потенциала. Большинство экспертов сходится во мнении, что Интернет действительно высокоэффективная технологическая модель реализации широкого круга услуг в виртуальной среде. Но важнейшая характеристика Всемирной сети в том, что она действует не в изоляции от реального хозяйственного пространства, а служит его дополнением и продолжением. Высказывается и не лишенная резона точка зрения, что новизна Интернета исчерпывается сугубо технологическими характеристиками и не затрагивает сколько-нибудь существенно основополагающие экономические закономерности. Несмотря на прочно утвердившиеся применительно к Интернету клише "новая экономика", хозяйственные операции здесь осуществляются в соответствии с законами и принципами традиционной экономики. Не подтвердился ряд положений о том, что цель деятельности в Интернете – не прибыль, а расширение аудитории пользователей, получение прибыли при абсолютной информационной прозрачности вообще не реально, нет места государственному регулированию и цикличности развития и т.д. После спада безудержного восторга вокруг "технологического чуда" очевиден всеобщий поворот участников хозяйственного процесса в Интернете к его более прагматическому восприятию и использованию, а акценты в их деятельности явно смещаются в плоскость издержек и цен, тщательных расчетов доходов на инвестиции, поисков в каждом конкретном случае оптимальных соотношений цены и качества и других базовых экономических категорий.

Не вызывает сомнения и развитие Интернета в соответствии с законами конкуренции. Для оценки его хозяйственной природы примечательно мнение Билла Гейтса: он видит в этом феномене средство конкурентной борьбы предприятий, представляющих реальные бизнесы, а не механизм создания принципиально новых моделей бизнеса. Это положение трудно оспорить, поскольку производственные функции, выполняемые в Интернете, – это не что иное, как виртуальные варианты различного рода посреднических операций, но реализуемых на качественно ином технологическом уровне и экономически потенциально более эффективных. Важно отметить, что наибольшие выгоды бизнес-сообщество и уже получает, и ожидает в будущем от интеграции виртуального хозяйственного пространства с традиционной экономикой, причем преимущественно на основе снижения издержек, а не роста прибыльности, и видит в их сращивании магистральный путь развития Интернета. В основе же наблюдаемого слияния реальных и виртуальных операций как раз и лежат единые экономические закономерности. Но одно из главных преимуществ Интернета перед реальной средой – более высокие потенциал и эффективность международных сделок за счет существенного снижения транзакционных издержек.

Более взвешенный подход к Интернету не означает его недооценки, столь же неуместной, как и первоначальная волна безграничного восторга, и потому нельзя согласиться и с высказываниями типа: "электронная революция завершилась, не начавшись", "бум Интернета выдохся" и т. п. На деле выяснилось, что максимально полное раскрытие хозяйственного потенциала этого механизма зависит от целого комплекса условий. Среди самых неотложных – развитие технологических возможностей для доступа широких слоев пользователей и повышение их компьютерной грамотности, что особенно актуально для слаборазвитых стран, разработка принципов и норм правового регулирования сделок в специфической рыночной среде, в том числе на межнациональном уровне особенно мер по защите интеллектуальной собственности, прав личности и т. п. Показательно, что и в виртуальном пространстве действует свойственный традиционной экономике принцип "маятника", чередования тенденций к усилению государственного регулирования или к либерализации. От точки максимума экономической свободы, а Интернет зародился на абсолютно либеральной основе, маятник закономерно движется в сторону системы регулирования, установления свода правил игры, регламентации, мер контроля в принципиально новых условиях.

Рассмотренные процессы, безусловно, способствовали прорыву услуг на мировые рынки, но он не состоялся бы, не будучи подготовленным и обусловленным многосторонними преобразованиями в самой этой сфере. Глобализация опирается на продолжающийся во всех странах и практически во всех отраслях рост производства услуг, несмотря на достигнутые высокие уровни. Некоторое же замедление динамики ряда производств, вполне естественное при достигнутых масштабах, приводя к обострению проблемы реализации, усилению конкуренции, толкает производителей при прочих равных условиях на поиск и освоение новых рынков, в том числе зарубежных. Но намного большее значение для глобализации имеют технологические, структурные и качественные сдвиги в рассматриваемом секторе. На основе ИКТ и сдвигов в структуре потребностей за последние 2–2,5 десятилетия здесь произошла "тихая революция", радикально преобразившая его "облик". Если в прошлом понятие "услуги" во многом связывалось с розничной торговлей, рядом бытовых и рекреационных услуг, то в настоящее время на авангардные позиции вышла и прочно утвердилась целая группа наукоинтенсивных услуг. Это прежде всего широкий круг деловых услуг: компьютерные информационные, научные исследования и разработки, маркетинг, управленческий консалтинг различного профиля, инженерно-строительные, аудиторские, рекламные, по связям с общественностью, службы занятости и т.п. Во всех ведущих странах мира в короткие сроки сформировался крупный блок такого рода отраслей, работающих на потребности производства, с численностью занятых и в США, и в ЕЭС более 11 млн. человек.

Среди причин расширения комплекса деловых услуг важное место занимает практика так называемого аутсорсинга. Начиная с 80-х годов, в ходе развернувшейся в развитых странах реструктуризации промышленности крупные фирмы всех отраслей в целях повышения эффективности в массовом порядке освобождались от непрофильных видов деятельности, концентрируя ресурсы и усилия на основных функциях. В результате такого рода дезинтеграции на рынках услуг оперативно закрепилось в качестве самостоятельных хозяйственных субъектов большое число отпочковавшихся фирм, как правило, небольших по размеру. Благодаря узкой специализации, эффективной рыночной стратегии, высокому профессионализму работников многим из них удавалось перешагнуть национальные границы.

Деловые услуги в сочетании с высокотехнологичными отраслями промышленности образуют ныне динамичное ядро хозяйственной структуры развитых стран, во многом определяющее темпы и качественные параметры общественного развития. В США на долю услуг приходится примерно 1/3 всего комплекса отраслей высоких технологий. К деловым услугам примыкают услуги телекоммуникаций, финансовой сферы, страхования. В эту группу также входят поднявшиеся и в своем значении, и по технологическому уровню отрасли образования, здравоохранения, формирующие человеческий капитал, ключевой источник современного развития. Высокая динамика и расширение позиций этого "продвинутого" сектора услуг обусловлены резко возросшей их востребованностью во всех странах, секторах хозяйства, как главной движущей силы современного развития – экономического роста, социального прогресса, повышения качества жизни, а также ключевого фактора конкурентоспособности на микро- и макроуровне хозяйства.

Спрос на услуги более высокого порядка предъявляют практически все подразделения общественного хозяйства. Опережающими темпами растут затраты на услуги в составе потребительских расходов населения. В США, например, с 1959 по 2000 г. доля всех услуг в семейных бюджетах увеличилась с 40 до 58%, услуг здравоохранения – с 5,2 до 14,8 %, финансовых услуг и операций – с 2,9 до 7,7 %, рекреационных – с 2,0 до 3,9 %, образовательных – с 1,3 до 2,4 %[6].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.