Следовательно, формирование евразийского экономического и политического пространства - процесс очень сложный. Влияние на него треугольника "США - ЕС - Россия" усиливает неопределенность прогнозов относительно будущего положения Украины, перед которой сегодня стоит задача выработать и реализовать адекватную стратегию, цель которой - обеспечение экономических и политических национальных приоритетов.
4.Внешняя экономическая политика и стратегия Украины
Концепция национальной безопасности Украины одобрена Верховной Радой 16 января 1997 г. Внешняя политика закреплена Законом Украины "Об основных направлениях внешней политики Украины". Созданы Совет по национальной безопасности Украины, Институт стратегических исследований и т. д. Вместе с тем существует мнение, что Украина не имеет четко определенных национальных интересов и приоритетов. Не конкретизированы угрозы национальной безопасности, не сформулированы внутренняя и внешняя стратегии. Отсюда - слабая концепция национальной безопасности.
Внешняя политика Украины - многовекторна, нацелена на вхождение ее во все европейские и глобальные наднациональные институты. Эти направления успешно реализованы: Украина стала членом ОБСЕ и МВФ, группы Всемирного банка, вошла в ПАСЕ и на один срок - в состав СБ ООН. Она является клиентом Международного банка реконструкции и развития, а также Европейского банка реконструкции и развития, участвует в ГУАМ, по ее дипломатической инициативе было организовано Черноморское экономическое сообщество (ЧЭС).
До 2001 г. Украина придерживалась позиции неприсоединения к военно-политическим союзам, а с 2001 г. постепенно и после 2004 г. - основательно официальный курс ее внешней политики стал ориентироваться на вхождение в структуру НАТО. Вместе с тем активизировалось давление на Россию по вопросу вывода Российского ВМФ из Севастополя, а также по контролю за наземной системой морской навигации: маяками, станциями связи и т. д. Однако действия России в конфликтах с Грузией в августе 2008 г. препятствовали подписанию Плана действий по членству в НАТО (ПДЧ) Украины. Украина реализует собственную политику на Ближнем Востоке и в рамках СНГ. Она проявила инициативу, предложив создать в СНГ свободную экономическую зону, но это противоречит российским геостратегическим интересам, и РФ тормозит реализацию проекта, предлагая часть полномочий по урегулированию вопросов интеграции передать в наднациональные структуры. Украина относится к этому отрицательно.
Внешняя политика Украины направлена на европейскую интеграцию. Она закреплена договором о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, а также Указом Президента № 587 от 12 апреля 2000 г. "О стратегии интеграции Украины в Европейский Союз" и другими более поздними законодательными актами. Отношения с США рассматриваются как стратегическое партнерство. С РФ также формируются отношения, имеющие особый статус. Считается, что три вектора внешней политики Украины являются самодостаточными и взаимодополняющими. Существует ряд работ, анализирующих внешнюю политику и векторы интеграции Украины. Основные общие выводы заключаются втом, что многовекторная политика изжила себя и на сегодня не оправданна. Многовекторность можно рассматривать как геостратегическую неопределенность.
Возможность политической интеграции в ЕС в ближайшие годы - заблуждение, и тому есть множество причин. Главная - это неготовность украинской национальной элиты расстаться с властью в пользу наднациональных институтов, несовпадение институционального устройства Украины и стран Западной Европы, а также сильное отставание в экономическом развитии и доминирующее влияние российской внешней политики на позицию ЕС30.
Считается, что Украина вряд ли способна на серьезные самостоятельные шаги во внешней политике. У нее отсутствует национальная стратегия энергетической безопасности. В ответ на реализацию твердого курса внешней политики Президента В. Ющенко на интеграцию Украины в ЕС и вхождение в НАТО Россия осуществила ряд активных действий в отношении контрактов по поставке природного газа и импорта российской нефти в Украину. В частности, сразу после смерти президента Туркменистана С. Ниязова Газпром выкупил все объемы добываемого газа на 30 лет вперед. В настоящее время Украина не имеет возможности покупать газ из Туркмении и Узбекистана напрямую из-за агрессивных конкурентних экономических действий России в этой области. Кроме того, были повышены тарифы на экспорт сырой нефти, что резко подняло цены на продукты нефтепереработки в Украине. Начиная с 2005 г. Россия последовательно поднимала цену также на природный газ, поставляемый в Украину, доведя ее в 2009 г. до общемирового уровня.
Анализ условий контракта на поставку газа в Украину, подписанного "Укрнафтогазом" в 2009 г., показывает, что преследуется цель, которую можно охарактеризовать как становление контроля за газотранспортной системой Украины в форме получения Газпромом части акций ГТС в обмен на погашение запланированной задолженности "Укрнафтогаза" перед Газпромом за поставленный газ. Известно, что такая стратегия была реализована Россией в отношении ГТС Беларуси. В ответ на это ЕС и Украина подписали соглашение, предусматривающее Европейские инвестиции в ГТС Украины с целью ее модернизации. Кроме того, было выдвинуто предложение о разделении с ЕС рисков энергетической безопасности. В данном контексте предложено строительство газопровода по поставке газа из Каспийского месторождения Азейбарджана через Грузию в ЕС и Украину, часть которого должна пройти по дну Черного моря. Эти предложения на сегодня не реализованы и нет прогноза относительно сроков их реализации. Военная доктрина нейтралитета и внеблоковости представляется сомнительной с юридической точки зрения, в силу совместной охраны воздушных границ с использованием спутниковых радиолокационных центров в Хмельницкой области и в Крыму. Считается, что в евразийском экономическом пространстве в политическом окружении экономических мировых центров - США, ЕС и РФ - у Украины очень мало шансов на целенаправленную собственную стратегию и внешнеэкономическую политику.
Таким образом, весьма важным становится ответ на главный вопрос: какое место займёт Украина в процессе формирования евразийского пространства? Однако, прежде чем на него ответить, следует определить, в каком геополитическом и экономическом поле Украина будет развиваться в среднесрочной перспективе - в европейском или в рамках СНГ.
5.Развитие Евразии и глобальные тенденции
Тенденции, формирующие глобальную систему, - это глобализация и регионализация. Первая из них проявляется в образовании и высоких темпах роста транснациональных корпораций, формировании и развитии глобального наднационального финансового рынка на основе транснациональных банков. Основной показатель этой тенденции - увеличение ПИИ. Пример "азиатских тигров" показывает, что ПИИ как результат действий ТНК являются обязательным условием высоких темпов развития национальных экономик при отсутствии в них достаточного количества факторов, необходимых для обеспечения экономического роста, то есть при капиталовооруженности национальной экономики ниже уровня, определенного по золотому правилу Фелпса (именно в таком положении находится сегодня экономика Украины). Это обеспечивает интенсивную интеграцию в мировую экономику. Необходимым сопутствующим элементом является включение национальной валюты в мировую валютную систему. Основным условием обеспечения высоких темпов экономического роста Украины является создание институциональных условий для поступления ПИИ и доступа к международным валютным рынкам. Для этого необходима международная безопасность многонационального капитала. Как Украине решить эту задачу в сложнейшей геополитической ситуации?
Анализ показывает, что Украина находится в зоне геополитических интересов и военно-политического влияния РФ. Внешняя политика РФ мало зависит от мирового сообщества и не плюралистична по своему внутреннему содержанию. Это формирует оценку высокой степени политических рисков для многонационального капитала при принятии решения, вливаться или нет в экономику Украины. Она может решить данную проблему за счет вхождения в НАТО. Но такой шаг предельно обострит отношения Украины с РФ, а также РФ и международного сообщества в целом. Причем ответные действия РФ в этой ситуации трудно предсказуемы. В этой связи необходимо ослабить военнополитическое влияние РФ на Украину. Такую возможность предоставляет "Договор о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС" (пп. 25 и 55), вступивший в силу 1 марта 1998 г., и Указ Президента Украины № 587/2000 от 12 апреля 2000 г. "Об утверждении Стратегии интеграции Украины в ЕС" (п. 3).
В этих документах указывается возможность оформления юридических отношений Украины и ЗЕС, которые не противоречат принципиальной позиции РФ в "европейском вопросе", поскольку являются в некотором смысле "антиамериканскими". В отличие от НАТО, ЗЕС не обладает военным потенциалом, способным угрожать национальной безопасности РФ. Вместе с тем военная угроза стране - члену ЗЕС является угрозой для всей организации, входящей в Североатлантичекий блок. Формально НАТО также может рассматривать эту ситуацию как угрозу. Таким образом, возникает своеобразный нулевой вариант геополитической безопасности Украины - влияние НАТО не распространяется на ее территорию и в то же время ослабляет военно-политическое влияние РФ, что необходимо для снижения степени политических рисков для многонационального капитала. Украина может получить шанс стать "европейским Гонконгом" для РФ, занять нейтральную позицию между США и Россией и проводить самостоятельную политику, которая, с одной стороны, не станет расцениваться РФ как угроза национальной безопасности, а с другой - будет поощряться США.
Другая тенденция выражается в росте значимости наднациональных институтов по сравнению с национальными и в появлении во второй половине XX в. большого количества региональных группировок и формирований. Такие группировки имеет каждый континент, не является исключением и Евразия, развитие которой осуществляется через интеграцию Европы, Азии и Дальнего Востока. Какое место займет Украина в экономической и политической конструкции будущей Евразии? Не менее важен вопрос о месте России в будущей конструкции.
Украинские ученые предполагают, что наша страна может послужить мостом между Европой и Азией (в лице России). Например, В. Тарасевич и В. Лебедева в результате этнокультурного и цивилизационного исследования обосновывают идею интеграционной активности Украины в сторону ЕС и России одновременно. Целью разновекторной интеграции является развитие и поддержание совместного для России и ЕС проекта об общем экономическом пространстве "Большая Европа". А. Филипенко, опираясь на теорию международной интеграции, провел глубокий анализ и также обосновывает возможность совмещения евроинтеграции Украины с интеграцией в СНГ.
С другой стороны, Ю. Пахомов, учитывая общие цивилизационные, технологические, экономические и научно-технические аспекты исторических взаимоотношений Украины и России, обосновывает необходимость региональной интеграции Украины исключительно в рамках СНГ. А. Гош обосновал интеграцию Украины в ЕЭП вместе с Россией, Беларусью и Казахстаном. Ряд других ученых, произведя глубокий анализ, указывают на серьезные экономические и институциональные препятствия для интеграции Украины в ЕС. Правомерность допущения о способности Украины быть евразийским мостом ставит под сомнение тот факт, что у Украины слабые торговые и экономические связи с бывшими азиатскими республиками СССР. Кроме того, она играет пассивную роль в СНГ. Энергетическая зависимость от России и несовершенство политического устройства СНГ, не позволяющие реализовывать национальные экономические интересы, делают проблематичной активность Украины в рамках Содружества в среднесрочной перспективе. Поэтому в целом довольно высокая неопределенность в прогнозах, которые сделать действительно сложно.
Страницы: 1, 2, 3, 4