Рефераты. Евразийское будущее Украины и России

- это своеобразный европейский "антиамериканизм";

- ЗЕС не обладает ни ядерным, ни военным потенциалом, который мог бы в ближайшее время представлять угрозу национальной безопасности РФ.

В отношении США ЕС проводит политику в рамках расширения Североатлантического партнерства - так называемой "Новой трансатлантической повестки дня". Кроме того, США и НАФТА, а также Япония являются основными торговыми партнерами Европы. Единственный возмутитель спокойствия - Франция с ее национальными амбициями.

Восточная политика ЕС была ориентирована на страны ЦВЕ и прибалтийские республики бывшего СССР, которые уже вошли в состав ЕС. С Украиной и Россией были подписаны и ратифицированы договоры о партнерстве и сотрудничестве. Сегодня рассматривается вопрос о подписании с Украиной ПДЧ, договора об общем торговом пространстве и отмены к 2012 г. визового режима в рамках политики Восточного партнерства. Учитывая значительный объем внешней торговли с РФ, а также высокий уровень потребления российских энергоносителей, ЕС не может не учитывать европейскую и ближнезарубежную политику России, особенно в отношении Украины.

На Хельсинском саммите 1999 г., где ЕС рассматривал вопросы расширения, Украина даже не была включена в список возможных кандидатов. Последующие саммиты показали, что конечная цель ЕС - интеграция Украины в Европу, - которая была задекларирована и заложена в Европейскую политику соседства (ЕПС), опубликованную Европейской Комиссией в мае 2004 г., претерпела изменения и была исключена из внешней политики ЕС. На саммите в Брюсселе 11 декабря 2008 г. была сформирована новая "Восточная политика", которая рассматривает решение с Украиной вопросов о зоне свободной торговли, организации безвизового режима к 2012 г. и абсолютно не предусматривает полную интеграцию.

Причиной тому стала жесткая позиция России сначала по вопросу евроинтеграции Украины, заложенной в политике добрососедства, затем в "Грузинском вопросе" (по поводу контроля над территориями Абхазии и Южной Осетии). Во время военного конфликта в августе 2008 г. Россия реально продемонстрировала свои военные возможности и решительную позицию относительно контроля над зоной "влияния" - бывшими территориями СССР. Таким образом, между строк большой политики "Россия - ЕС" просматривается интеграция Украины в ЕС вместе с Россией и в очень отдаленной перспективе. В этом состоят коренное расхождение и антагонизм стратегий США и ЕС в отношении Украины, а в Европе предстоит интересная политическая борьба, целью которой будет Украина в российском или антироссийском "экономическом и геополитическом исполнении". В отношениях с ЕС Украину ожидает в лучшем случае договор об ассоциации с длительным сроком исполнения, но никак не создание зоны свободной торговли или свободной экономической зоны в ближайшие 10-15 лет, в том числе и по причине достаточно декларативной торговой и экономической политики самой Украины.


3.Евразийская стратегия РФ


Традиционно Россия является ведущим торговым, экономическим и политическим партнером Украины. На формирование стратегии внешней политики России влияют два обстоятельства. Первое - это то, что цели, суть и направленность внешней политики определяются узкой группой представителей российской элиты, не лишенных имперских амбиций и стремящихся превратить

РФ в центр активности в мировой политике. Второе - это географическая протяженность территории и границ, что определяет самые разнообразные экономические и политические задачи и цели внешней политики РФ. Кроме того, Россия позиционирует себя как евразийскую державу, поэтому в восточной, азиатско-тихоокеанской, ближневосточной, черноморской, европейской и ближнезарубежной политике она стремится не просто сотрудничать и конструировать отношения, но и доминировать в них.

В восточной политике России основным инструментом является ее участие с 1998 г. в АТЭС и с 2001 г. - в Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). Поскольку АТЭС стремится создать общее экономическое пространство и систему коллективной безопасности, непосредственное участие России в этом процессе -это первый шаг в конструировании евразийского экономического пространства и системы безопасности от Европы до Японии.

С Китаем у России весьма сложные отношения. Стремление РФ в 90-е годы XX в. навязать Китаю отношения в рамках союзов "Россия - Китай" и "Россия -Китай - Индия" ни к чему не привело. Поэтому с 2001 г. Россия приступила к формированию общих экономических и политических интересов с Китаем в рамках ШОС, что стало проявлением общей стратегии российской внешней политики на Востоке в целом. В этой организации в качестве участников присутствуют также Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и в качестве наблюдателей - Индия, Иран, Монголия, Пакистан.

Изначально создание ШОС было направлено на решение проблем региональной и глобальной безопасности. Но начиная с 2007 г. и до настоящего времени во главу угла ставятся экономические цели, преследующие развитие тесного сотрудничества между Россией и Китаем в экономической сфере. На членство в ШОС подал заявку Пакистан, а на участие в качестве наблюдателя - США. Заявка Пакистана была отклонена по причине того, что его присутствие в качестве члена организации оттолкнет от членства Индию, которая является для России более желанным партнером в будущем развитии ШОС. В целом, втягивая Китай в тесное военное (в первую очередь антитеррористическое) и экономическое сотрудничество с помощью ШОС, Россия стремится к формированию в глобальной политике тесного треугольника: Россия - Китай - США, в котором глобальные амбиции США будут сдерживаться и, может быть, ограничиваться экономическими и военными возможностями "дуэта" Россия - Китай. Такая ситуация будет наилучшим образом реализовыватъ амбиции глобального лидерства России и Китая, где Россия все таки играет ведущую роль.

Отношения России и Китая обусловлены уровнем развития Китая, достигнутым за последние 20 лет, и его стремлением к собственной независимой внешней политике. Китай, так же как и Россия, имеет глобальные экономические и политические амбиции. Кроме того, у него огромный объем внешней торговли и внушительное положительное сальдо торгового баланса с США. Он является одним из самых крупных держателей государственных ценных бумаг США и реципиентов кредитов МВФ и МБР, где не последнее слово имеют Соединенные Штаты Америки. Таким образом, для Китая преимуществ в отношениях с РФ намного меньше, чем с США.

На Ближнем Востоке у России остается традиционно сильная позиция за счет поставок оружия, военных и промышленных технологий, а также инвестирования в нефтедобычу. Кроме того, в арабском мире широко распространены антиамериканские настроения, на чем и пытается играть российская дипломатия. Вместе с тем каждый пятый житель планеты исповедует ислам, а Ближний Восток является родиной международного терроризма, основанного на ценностях исламского фундаментализма. Борьба с международным терроризмом объединяет США и Россию и сглаживает экономический конфликт, вызванный войной в Ираке.

По отношению к бывшим республикам СССР Россия реализует стратегию, условно обозначенную как "Ближнее зарубежье". Ее суть сводится к следующему:

- реинтеграция бывших республик СССР в союз, возглавляемый Россией;

- игнорирование экономических интересов бывших союзных республик при максимальной реализации своих экономических интересов. Статистика за последние годы показывает увеличение доли внешней торговли с РФ у стран СНГ, с одновременным уменьшением доли их внешней торговли у РФ, что свидетельствует об успешной реализации стратегии.

Вторая составляющая этой стратегии - военная доктрина. Присутствие армейских соединений РФ в Кыргызстане, Беларуси, Таджикистане, а до 2007 г. - в Грузии, Армении, Молдове в качестве военных баз миротворческих сил - это военное обеспечение бывших границ СССР. Вывод вооруженных сил РФ из Грузии в конце 2007 г. и последующая борьба за контроль над территорией Абхазии и Южной Осетии привели к военному конфликту в августе 2008 г., который показал решимость России отстаивать свои геополитические интересы, в том числе и военными методами. Эти события имели прямое влияние на позицию стран ЕС - членов НАТО в вопросе подписания с Украиной и Грузией договора о плане действий по их членству в НАТО, а также на ускорение евроинтеграции Украины. Основа продвижения ближнезарубежной стратегии РФ - так называемый панславизм: акцент делается на притеснении русскоязычного меньшинства в других странах, что дает России право защищать его всеми доступными способами. В реальности - это стратегия размывания доминирования национальной идеи в странах СНГ и формирование центробежных процессов.

На мой взгляд, Прикаспийская ассоциация экономического сотрудничества, организованная при активном участии и, может быть, доминировании РФ, могла бы стать инструментом консолидации экономических интересов России, стран Средней Азии и Кавказа, а также Китая, Ирана, Турции и, самое главное, Украины. РФ делает серьезную стратегическую ошибку, рассматривая Украину, наряду с другими постсоветскими государствами, в качестве "вассала", а не как вероятного сильного, потенциального союзника. Украина, как и другие страны, может быть весьма заинтересована в коллективной разработке ресурсов Каспийского региона. Реализация такого проекта могла бы стать полигоном выработки партнерских отношений внутри СНГ с целью создания механизма достижения коллективного согласия в вопросах экономической политики. Эта ситуация противоречит стратегии наращивания энергетической зависимости Украины от РФ. Но внешняя политика всегда строилась на парадоксах! Российская политическая элита пока не осознает, что сильная и экономически независимая Украина может стать надежным союзником России в процессе превращения последней в центр глобальной активности.

Наиболее интересное направление российской стратегии - западное. Отношения между РФ и США строятся в рамках НАТО и носят характер скорее мягкого противостояния, чем сотрудничества и партнерства. Внешняя политика РФ вступает в противоречие с внешней политикой США на наднациональном уровне. Для геополитической стратегии России характерно стремление укрепить роль СБ ООН и ОБСЕ в принятии политических решений, влияющих на военный компонент мировой политики, поскольку в этих организациях она обладает правом вето и контроля. Игнорирование Соединенными Штатами СБ ООН - это игнорирование политических претензий России и ее попыток влиять на мировую политику.

Связи России с ЕС основываются на развитии добрососедских отношений с акцентом на экономических компонентах: торговле, инвестициях и т. д. Начиная с 2001 г. основой отношений между Россией и ЕС стало развитие идеи "Большой Европы" или Общего Европейского Пространства через саммиты ЕС - Россия 2003 г. в Риме и 2005 г. в Москве. Кроме того, во внешней стратегии РФ в отношении ЕС присутствует энергетическая доминанта. Североевропейский газопровод, проложенный от Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря в Германию, должен увеличить поставки газа РФ в ЕС, а значит, и стратегическую энергетическую зависимость от РФ. Вместе с тем ЕС является одним из самых крупных торговых партнеров и инвесторов РФ. Россия имеет с ЕС активное сальдо торгового баланса. Еще одна составляющая западной политики России - участие во всех европейских институтах и проектах (ТРАСЕКА) с целью не оказаться на обочине европейского развития.

Ключевым элементом западной политики РФ является Украина. Как уже указывалось, стратегия отношений с Украиной намечается в рамках ближнезарубежной политики. Однако, чтобы превратиться в подлинный центр глобальной активности, имеющий вес, Россия должна сначала стать сильным региональным евразийским центром. Это означает, что ее усилия будут сосредоточены на внутренней экономической и региональной, ближнеза-рубежной, активности и формировании устойчивого национального экономического роста. В рамках стратегии РФ определены две основные угрозы - внутренняя политическая и экономическая нестабильность, отставание в экономическом развитии от основных стран мировой экономики и самостоятельность во внешней политике таких стран СНГ, как Азербайджан, Грузия, Туркменистан, Узбекистан, и в первую очередь Украина. Их, независимая внешняя политика означает сужение геополитического пространства и уменьшение влияния РФ, а в случае с Украиной - и потерю шансов стать региональным, а затем и глобальным центром экономической и политической активности. Поэтому самостоятельная европейски ориентированная внешняя политика Украины является угрозой национальной безопасности РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.