• Международный студенческий форум языков (Казань);
• Международная конференция "Образование взрослых: глобальный диалог" (Санкт-Петербург);
• Международная конференция "Интеграция науки и образования в 21 веке" (Санкт-Петербург—Петрозаводск);
• Международная школа-семинар "Образование и подготовка специалистов" (Махачкала).
Конференции, проводимые при содействии ЮНЕСКО, представляют собой уникальную возможность для сверки отечественных подходов к образованию с практикой и опытом других стран. Что играет важную роль в развитии новой системы образования в России.
Программа УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО. ЮНЕСКО рассматривает программу "УНИТВИН/кафедры ЮНЕСКО" в качестве основной формы развития межуниверситетского сотрудничества и содействия повышению качества преподавания, подготовки кадров и научных исследований.
В ее рамках создана всемирная сеть университетов и кафедр, насчитывающая на сегодняшний день более 500 кафедр ЮНЕСКО в 113 странах мира. Они занимаются обменом опытом, преподавателями, технологиями в образовании в таких сферах, как права человека, экология, авторское право, коммуникация, сохранение природного и культурного наследия и др.
В университетах и научных учреждениях России действуют 37 международных кафедр ЮНЕСКО, ставших составной частью всемирного межуниверситетского сотрудничества.
Кафедрами ЮНЕСКО открыто более 200 филиалов и отделений в различных городах России. Эта программа в свою очередь играет важную роль для России. Международные сети межуниверситетского сотрудничества и кафедры ЮНЕСКО представляют собой важное и динамично развивающееся направление вовлечения российских образовательных учреждений в мировую инфраструктуру и рынок образовательных услуг. Сеть ЮНЕВОК, созданная в 1992г., объединяет центры в 136 странах и пропагандирует передовую практику в области профессионально-технического образования и подготовки. Содействует обмену опытом в этой сфере, а также облегчает доступ к базам данных и информации.
При Международном центре обучающих систем создана сеть отделений по профессионально-техническому образованию в ряде городов России. Программа предоставляет возможность получения международного опыта в сфере реформирования системы профессионально-технического образования. В связи с актуальностью проблемы профессиональной переподготовки и переориентации молодежи проект ЮНЕВОК приобретает особое значение.
Сеть Системы ассоциированных школ, созданная в 1953 г., объединяет в настоящее время более 7000 учреждений (детских садов, школ, педагогических колледжей) в 171 стране.
Темы, над которыми работают ассоциированные школы, подобраны таким образом, чтобы сосредоточить внимание на основных проблемах современного мира:
— образование в духе мира, прав человека, демократии и терпимости;
— сохранение окружающей среды и всемирного культурного наследия;
— культурное многообразие и самобытность народов мира;
— роль ООН и других международных организаций в современном мире.
В России 139 образовательных учреждений в 37 субъектах Федерации имеют статус ассоциированной школы ЮНЕСКО.
Международная сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО способствует развитию связей российских образовательных учреждений с их зарубежными коллегами, содействует их самостоятельному участию в международном сотрудничестве и школьных обменах.
ЮНЕСКО оказывает содействие восстановлению системы образования в Чеченской Республике. Принципиальная договоренность об оказании ЮНЕСКО содействия в восстановлении системы образования в Чечне была достигнута в ходе встречи Президента Российской Федерации В.В.Путина с Генеральным директором ЮНЕСКО К.Мацуурой 30 октября 2000г. Результатом подписанного в октябре 2001 года соглашения стал Оценочный доклад "Образование в Чеченской Республике: состояние, проблемы, перспективы восстановления и развития" (2002г.).
В марте 2003г. подписан Меморандум о сотрудничестве между Минобразованием России и ЮНЕСКО по восстановлению системы образования ЧР. Меморандум подтверждает обязательства России и ЮНЕСКО по осуществлению рекомендаций и проектных предложений, содержащихся в Оценочном докладе.
Россия сотрудничает с ЮНЕСКО также в области образования взрослых. Пятая Международная конференция по образованию взрослых (Гамбург, 1997 г.) разработала серию рекомендаций по вопросам подготовки и переподготовки взрослого населения на протяжении всей жизни. В 1998 г. в Санкт-Петербурге была создана Российская ассоциация образования взрослых (президент Н.М.Канаев). С этого времени в России ежегодно проводятся общероссийские "Недели образования взрослых".
В 2001 г. было подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве в области образования взрослых между Институтом ЮНЕСКО по образованию (Гамбург), Российской Ассоциацией образования взрослых и Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО.
Рекомендации ЮНЕСКО по образованию взрослых могут быть использованы при формировании национальных программ переподготовки взрослого населения.
В своей деятельности в области образования ЮНЕСКО пользуется созданными ею нормативно-правовыми актами. ЮНЕСКО — единственная организация, имеющая полномочия разрабатывать и принимать международные нормативные акты универсального значения по вопросам образования, науки и культуры.
Применение международно-правовых норм, разработанных ЮНЕСКО, стимулирует нормотворчество и совершенствование российского законодательства, вырабатываемого в соответствии с собственными конституционными и юридическими процедурами, содействует расширению международных связей России в области образования.
Россия представлена в межправительственных органах и организациях ЮНЕСКО по вопросам образования. Например:
1. Решением 29-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1997г.) в Москве был создан Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО). Директором Института назначен профессор В.Г.Кинелев, занимавший до этого пост министра общего и профессионального образования России.
Создание Института в Москве является признанием со стороны ЮНЕСКО передовых позиций российского образования в сфере дистанционных форм обучения.
2. Россия входит в состав Постоянного консультативного комитета по развитию образования в Азиатско-тихоокеанском регионе. Российский представитель в Комитете — ректор Дальневосточного государственного университета, Председатель Дальневосточного отделения Комиссии России по делам ЮНЕСКО В.И.Курилов.
Участие в Комитете позволяет быть в курсе развития образования и подготовки кадров в странах АТР, оказывать влияние на принятие решений по вопросам взаимодействия между странами региона (тематика международных региональных конференций, научных исследований, формы и методы сотрудничества и др.).
3. Россия участвует в работе Объединенного комитета экспертов ЮНЕСКО-МОТ, занимается разработкой статуса учителей. Член Комитета — ректор Нижегородского государственного лингвистического университета Г.П.Рябов.
Участие в Комитете позволяет получать полную и достоверную информацию о законодательствах стран мира по защите прав учителей.
4. Министр образования России В.М.Филиппов является членом Консультативного комитета Европейского центра ЮНЕСКО по высшему образованию (СЕПЕС).
Участие в Комитете позволяет разрабатывать и реализовывать программы общеевропейского сотрудничества в области высшего образования, в котором участвует также США и Канада.
5. На 32-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО Россия вошла в состав и руководство Межправительственного комитета по физическому воспитанию и спорту (СИГЕПС). Кандидатура России избрана заместителем председателя Бюро — руководящего органа комитета.
Участие в Комитете позволит расширить сотрудничество и обмен опытом по вопросам, касающимся укрепления физического воспитания и спорта в рамках систем образования, в процессе разработки международной конвенции по борьбе с допингом в спорте.
Для координации сотрудничества российских партнеров по программам ЮНЕСКО в области образования при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО созданы три постоянно действующих межведомственных комитета:
• Комитет по техническому и профессиональному образованию (Председатель—Начальник управления начального профессионального образования Минобразования России Е.Я.Бутко);
• Комитет по информационным процессам и технологиям в образовании (Председатель—1-й заместитель директора Государственного научно-исследовательского института информационных технологий и телекоммуникаций А.Д.Иванников);
• Комитет по проекту ЮНЕСКО/ЛИНГВАУНИ (Председатель—ректор Московского государственного лингвистического университета И.И.Халеева).
Участие России в деятельности ЮНЕСКО происходит также в сфере науки. Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию (ВВУР—Йоханнесбург, 2002 г.) подчеркнула ведущую роль, которую наука должна играть в деле обеспечения надежной основы для принятия решений и разработки политики в области устойчивого развития. Выводы и рекомендации этого форума, равно как и предшествовавшей ему Всемирной конференции по науке (ВКН—Будапешт, 1999 г.), служат для ЮНЕСКО руководством по подготовке ее научных программ в России.
Содействие российской науке и поддержка Российской академии наук. Одним из важнейших приоритетов деятельности РАН является развитие фундаментальных научных исследований. Понимание важности этого направления развития науки — залог успешных перспектив научных результатов. По инициативе России на 32-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО учреждена Международная программа по фундаментальным наукам (МПФН).
Создание в ЮНЕСКО по инициативе России Международной программы по фундаментальным наукам будет способствовать дальнейшей интеграции нашей страны в мировое научное сообщество, укреплению национального потенциала для исследований и подготовки кадров, активизации обменов и совместного использования информации и достижений в области науки, а также предотвращению "утечки мозгов". Россия предоставит свой огромный потенциал и задействует для целей программы, имеющиеся в стране центры передового научного опыта.
Международная гидрологическая программа (МГП). Главным приоритетом Сектора естественных наук являются водные ресурсы и связанные с ними экосистемы в рамках Международной гидрологической программы (МГП). Деятельность ЮНЕСКО на этом направлении осуществляется путем совместного изучения с другими научными программами и секторами ЮНЕСКО способов сведения к минимуму опасностей, грозящих уязвимым системам водных ресурсов, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, путем учета социальных проблем и взаимодействий, а также путем разработки комплексных подходов к управлению земельными и водными ресурсами с уделением особого внимания вопросам устойчивости и безопасности в соответствии с рекомендациями ВВУР.
МГП имеет целью достижение лучшего понимания физических и геобиохимических процессов, воздействующих на системы водных ресурсов; укрепление сетей для проведения научных исследований и создания потенциала в этой области в сотрудничестве с государствами-членами, региональными органами, бюро на местах и другими партнерами; разработку усовершенствованных методов, показателей и баз данных для оценки водных ресурсов в различных масштабах.
Одной из главных задач МГП является формулирование рекомендаций для политики управления водными ресурсами в интересах удовлетворения потребностей человека, как это подчеркнуто ВВУР—выполнение руководящей роли в осуществлении Программы оценки водных ресурсов мира в рамках системы Организации Объединенных Наций (ПОВРМ).
Программа направлена на углубление понимания и более эффективное информирование об уязвимости водных ресурсов и причин связанных с ними конфликтов, а также на разработку совместных подходов и средств, способствующих их предотвращению или урегулированию путем эффективного управления водными ресурсами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12