В шестой главе Конвенции о Всемирном культурном и природном наследии дана характеристика просветительных программ. Государства-стороны Конвенции стремятся, применяя все соответствующие средства и, в частности, просветительные и информационные программы, укреплять уважение и привязанность своих народов к культурному и природному наследию. Они обязуются широко информировать общественность об опасностях, грозящих этому наследию, а также о мерах, принимаемых во исполнение настоящей Конвенции. Государства-стороны Конвенции, получающие международную помощь в соответствии с данной Конвенцией, принимают соответствующие меры в целях ознакомления с важностью наследия, которое получило такую помощь, и ролью, которую она сыграла.
В седьмой главе Конвенции о всемирном культурном и природном наследии охарактеризованы доклады. Государства-стороны настоящей Конвенции сообщают в докладах, которые они представляют Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в установленные ею сроки и форме, о законодательных и регламентирующих положениях и о других мерах, принятых ими в целях выполнения настоящей Конвенции, а также сведения об опыте, накопленном ими в этой области. Эти доклады доводятся до сведения Комитета всемирного наследия.
Комитет предоставляет каждой очередной сессии Генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры доклад о своей деятельности.
Конвенция составлена на английском, испанском, французском и русском языках, причем все пять текстов имеют равную силу.
Конвенция подлежит ратификации или принятию государствами-членами Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в порядке, предусмотренном их конституциями. Ратификационные грамоты или акты о принятии сдаются на хранение Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
К Конвенции может присоединиться любое государство, не являющееся членом Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, которое получит от Генеральной конференции Организации приглашение присоединиться к ней.
Присоединение осуществляется путем сдачи акта о присоединении на хранение Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Каждое государство-сторона Конвенции может денонсировать данную Конвенцию. Денонсация нотифицируется письменным актом, который сдается Генеральному директору Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Денонсация вступает в силу через двенадцать месяцев после получения акта о денонсации. Она никоим образом не изменяет финансовые обязательства, принятые на себя денонсирующим государством, до даты вступления в силу денонсации.
Таким образом, в Конвенции всесторонне рассмотрен вопрос сохранения и использования Всемирного наследия, определены основные принципы, раскрыты основные термины.
2.3 Список Всемирного наследия
Для усиления эффективности работы Конвенции в 1976 году были организованы Комитет и Фонд всемирного наследия, а спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия.
Статус объекта всемирного наследия дает следующие преимущества:
1. Дополнительные гарантии сохранности и целостности уникальных природных комплексов.
2. Повышает престиж территорий и управляющих ими учреждений.
3. Способствует популяризации включенных в Список объектов и развитию альтернативных видов природопользования (в первую очередь, экологического туризма).
4. Обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов всемирного культурного и природного наследия, в первую очередь, из Фонда всемирного наследия.
5. Способствует организации мониторинга и контроля за состоянием сохранности природных объектов.
По состоянию на апрель 2009 года, в Списке всемирного наследия 878 объектов (в том числе 679 культурных, 174 природных и 25 смешанных) из 145 стран. Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия ратифицировали 186 государств.
Для того чтобы сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными в своем рода, а также из-за стремления к объективности были составлены оценочные критерии. Изначально существовали только критерии для объектов культурного наследия – этот список насчитывал шесть пунктов. Затем для восстановления равновесия появились четыре природных критерия. И, наконец, в 2005 году, обе группы критериев были сведены воедино, и теперь каждый объект Всемирного наследия имеет в своем описании хотя бы один из них.
Культурологические критерии:
1. Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения
2. Объект свидетельствует о значительном взаимовлиянии человеческих ценностей в данный период времени или в определенном культурном пространстве, в архитектуре или в технологиях, в монументальном искусстве, в планировке городов или создании ландшафтов.
3. Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла.
4. Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории.
5. Объект является выдающимся примером человеческого традиционного сооружения, с традиционным использованием земли или моря, являясь образцом культуры (или культур) или человеческого взаимодействия с окружающей средой, особенно если она становится уязвимой из-за сильного влияния необратимых изменений.
6. Объект напрямую или вещественно связан с событиями или существующими традициями, с идеями, верованиями, с художественными или литературными произведениями и имеет исключительную мировую важность (по мнению комитета ЮНЕСКО, этот критерий предпочтительно использовать вместе с каким-либо еще критерием или критериями).
Природные критерии:
1. Объект представляет собой природный феномен или пространство исключительной природной красоты и эстетической важности.
2. Объект является выдающимся образцом главных этапов истории земли, в том числе памятником прошлого, символом происходящих геологических процессов в развитии рельефа или символом геоморфических или физиографических особенностей.
3. Объект является выдающимся образцом происходящих экологических или биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, береговых и морских экосистем и растительных и животных сообществ.
4. Объект включает в себя наиболее важную или значительную естественную среду обитания для сохранения в ней биологического многообразия, в том числе исчезающих видов исключительной мировой ценности с точки зрения науки и охраны.
По данным на апрель 2009 года, Россия представлена в Списке всемирного наследия следующими объектами:
1) Московский Кремль и Красная площадь (культурные критерии: 1, 2, 4, 6; год включения в Список: 1990).
2) Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников (культурные критерии: 1, 2, 4, 6; год включения в Список: 1990).
3) Погост Кижи (культурные критерии: 1, 4, 5; год включения в Список: 1990). 4) Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей (культурные критерии: 2, 4, 6; год включения в Список: 1992).
5) Историко-культурный комплекс Соловецких островов (культурные критерии: 4; год включения в Список: 1992).
6) Белокаменные памятники Владимира и Суздаля (культурные критерии: 1,2, 4; год включения в Список: 1992).
7) Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (культурные критерии: 2, 4; год включения в Список: 1993).
8) Церковь Вознесения в Коломенском, Москва (культурные критерии: 2; год включения в Список: 1994).
9) Девственные леса Коми (природные критерии: 7, 9; год включения в Список: 1995).
10) Вулканы Камчатки (природные критерии: 7, 8, 9, 10; год включения в Список: 1996, 2001).
11) Озеро Байкал (природные критерии: 7, 8, 9, 10; год включения в Список: 1996).
12) "Золотые горы Алтая" (природные критерии: x; год включения в Список: 1998).
13) Западный Кавказ (природные критерии: 9, 10; год включения в Список: 1999).
14) Историко-архитектурный комплекс Казанского Кремля (культурные критерии: 2, 3, 4; год включения в Список: 2000).
15) Куршская коса (трансграничный объект; культурные критерии: 5; год включения в Список: 2000).
16) Ансамбль Ферапонтова монастыря (культурные критерии: 1, 4; год включения в Список: 2000).
17) Центральный Сихотэ-Алинь (природные критерии: 10; год включения в Список: 2001).
18) Убсунурская котловина (трансграничный объект; природные критерии: 9, 10; год включения в Список: 2003).
19) Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента (культурные критерии: 3, 4; год включения в Список: 2003).
20) Ансамбль Новодевичьего монастыря, Москва (культурные критерии: 1, 4, 6; год включения в Список: 2004).
21) Природный комплекс заповедника Остров Врангеля (природные критерии: 9, 10; год включения в Список: 2004).
22) Исторический центр Ярославля (культурные критерии: 2, 6; год включения в Список: 2005).
23) Геодезическая дуга Струве (трансграничный объект; культурные критерии: 2, 4, 6; год включения в Список: 2005).
Таким образом, включение памятника в список Всемирного наследия означает, что этот памятник автоматически попадает под защиту ЮНЕСКО. Россия в списке представлена большим списком памятников истории и культуры, что ставит ее в один ряд со странами с выдающимся культурным и природным потенциалом.
Глава 3. Участие Российской Федерации в международных программах развития образования, науки и культуры
3.1 Особенности развития отечественной науки и образования
Россия активно участвует в деятельности ЮНЕСКО в сфере образования, реализуя многие ее положения по развитию науки и образования. Первоначально проанализируем общую стратегию образования.
Основы действующей стратегии ЮНЕСКО в области образования (вплоть до 2015г.) заложены на Всемирный форум по образованию, принявшем "Дакарские рамки действий". На 32-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО базовое образование для всех признано главным приоритетом на 2009—2010 гг. Основной задачей провозглашено достижение целей образования для всех на всех уровнях на протяжении всей жизни. Образование рассматривается как основа для реализации потенциала личности, важный фактор в борьбе с нищетой и обеспечении устойчивого развития.
Подчеркивается необходимость обновления среднего образования, реформирования технического и профессионального образования. В области высшего образования основные цели состоят в том, чтобы расширить доступ, повысить качество, содействовать разработке учебных программ. Особое внимание будет уделяться вопросу воздействия глобализации на высшее образование.
Эта стратегия имеет важное значение для России. ЮНЕСКО будет содействовать повышению качества образования и обновлению системы образования. Усилия будут направлены на обеспечение того, чтобы образование соответствовало реальным потребностям, как отдельных людей, так и общества.
На основе стратегии взаимодействия России и ЮНЕСКО постоянно происходит обмен передовым опытом. Международное бюро просвещения (МБП) раз в четыре года проводит Международные конференции по образованию на уровне министров.
При содействии ЮНЕСКО в России ежегодно проводятся 5—6 международных конференций и семинаров по различным вопросам образования. В 2009 г. крупнейшими из них были:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12