Рефераты. Арабский мир и его особенности

В 1989 году был образован и Совет арабского сотрудничества, в который вошли Египет, Иордания, Ирак и Йеменская Арабская Республика по принципу географического единства, но не исходя из общности экономического развития. Так, Египет, Иордания и ЙАР являются экспортерами дешевой рабочей силы в Саудовскую Аравию. Как и многие возникавшие в арабском мире объединения САС просуществовал недолго: кувейтский кризис 1990 года качественно изменил расстановку сил в регионе: Египет принял участие в военных действиях против Ирака на стороне многонациональных сил. Иордания и ЙАР поддержали Ирак. Наложенные на Ирак в 1990-1991 гг. международные санкции ввергли эту страну в глубокую изоляцию, в условиях которой об участии Ирака в деятельности какой-либо арабской организации в ближайшее время не может быть и речи.

В арабском мире также функционирует ряд специализированных организаций, способствующих интеграции, к которым относятся:

Кувейтский фонд экономического развития, основанный в 1961 году и предоставляющий льготные займы арабским, азиатским и африканским странам на цели промышленного и сельскохозяйственного развития;

Фонд Абу-Даби для экономического развития арабских стран, созданный в 1971 году и специализирующийся на финансировании развития инфраструктуры, промышленности и туризма в арабских странах;

Саудовский фонд развития, функционирующий с 1974 года и ставящий цели помощи практически всем развивающимся странам западной ориентации;

Иракский фонд внешнего развития, действующий также с 1974 года в направлении инвестиционной политики в бедные арабские государства;

Арабский банк экономического развития Африки и Арабский фонд для Африки, функционирующие за счет средств Саудовской Аравии, ОАЭ и некоторых других арабских нефтедобывающих государств;

Исламский банк развития, созданный в 1974 году и объединяющий 24 мусульманских государств, а также Гвинею, Гамбию, Индонезию, Камерун, Мали, Нигер и Чад. Штаб-квартира банка расположена в Куала-Лумпур;

Арабский фонд технической помощи африканским и арабским странам, созданный в 1975 году и финансирующий проектно-сметные работы по объектам.

Арабские страны через Лигу Арабских государств предпринимали за последние 50 лет целый ряд неудачных попыток по созданию Арабского Общего Рынка. Самой первой попыткой как-то интегрировать арабские страны в экономическом плане стал Договор о транзитной торговле от 1953 г., когда были введены льготные тарифы на ряд сельскохозяйственных и промышленных товаров. В 1957 г. было подписано Соглашение об Экономическом Единстве (AgreementofEconomicUnity), в 1964 г. был учрежден Арабский Общий Рынок, а в 1981 г. подписано Соглашение об упрощении и развитии межарабской торговли (FacilitationandPromotionofInter-ArabTradeAgreement или "FacilitationAgreement"). Но, если первые два договора попали в историю, то Соглашение об упрощении межарабской торговли получило свое второе рождение. Основной целью этого Соглашения, которое, кстати, подписали все страны-члены ЛАГ, было освобождение всех товаров, перемещаемых между арабскими странами, от таможенных тарифов и нетарифных торговых ограничений.16 лет Соглашение пребывало в латентном состоянии, но в феврале 1997 г.18 арабских стран-членов ЛАГ реанимировали рабочий график этого Соглашения, и только Алжир, Мавритания, Джибути и Коморы его не подписали. Полное название этого графика довольно громоздкое: Исполнительный График по упрощению и продвижению межарабского торгового Соглашения по созданию Арабской Зоны Свободной Торговли ("TheImplementation Schedule of the Facilitation and Promotion of Inter-Arab Trade Agreement to Establish an Arab Free Trade Zone. "). Сокращенное название: Соглашение об Арабской Зоне Свободной Торговли (ArabFreeTradeZoneAgreement (AFTZA). AFTZA предусматривает, что таможенные сборы и налоги действующие в странах-подписантах этого Соглашения начиная с 1января 1998 г. будут ежегодно снижаться на 10% до полного обнуления к 31 декабря 2007 г. Был выработан единый национальный принцип отношения к общим товарам арабского происхождения как к свои собственным. AFZA был ратифицирован 13 из 18 стран-подписантов (Иорданией, Сирией, Ираком, ОАЭ, Бахрейном, КСА, Оманом, Катаром, Кувейтом, Марокко, Тунисом, Египтом и Ливией). Между многими арабскими странами таможенные барьеры были сняты задолго до обозначенного срока на базе двухсторонних договоров. Например, с 1 января 1999 г. между Египтом и Ливаном все таможенные платежи аннулированы.

В общем можно отметить, что у арабских стран существуют обширные предпосылки к интеграции, однако интеграция функционирует довольно слабо, в первую очередь из-за политических разногласий и военных конфликтов.

О причинах неудач и препятствий на пути к единству можно, в теоретическом плане, судить, учитывая два важнейших фактора - внутренний и внешний. К первому из них относится разрозненность в экономическом, социальном и политическом отношении частей арабского мира. Внешний фактор заключается в позиции международного сообщества, члены которого далеко не всегда проявляли заинтересованность в интеграции одного из сложнейших регионов мира.

В теории выделяют следующие пять этапов интеграции, которые наиболее полно проявлялись в истории создания Европейского Союза.

Первым этапом интеграции является создание зоны свободной торговли (ЗСТ), где отменяются все тарифы на товары стран - участниц соглашения, но при этом каждая отдельная страна сохраняет автономность своей таможенной политики по отношению к внешнему миру. Иногда снятие таможенной пошлины происходит не на все товары, обычно пошлины остаются на продукты сельского хозяйства. На этом уровне также возможно создание небольшого координационного совета.

Вторым этапом интеграции является образование таможенного союза. Он характеризуется тем, что государства-участники отменяют национальные таможенные тарифы и вводят общую для всех стран-членов систему таможенных пошлин и методов нетарифного регулирования по отношению к третьим странам. Таможенный союз подразумевает беспошлинную торговлю внутри союза и полную свободу перемещения внутри региона, а также требует создания общих координирующих органов, обычно на уровне периодических встреч министров.

К третьему этапу интеграции относится общий рынок. Он предусматривает не только общую таможенную политику и свободу перемещения товаров и услуг, но и свободное перемещение факторов производства: труда и капитала. Этот уровень требует больших координационных усилий и обычно происходит на уровне встреч глав правительств.

Интеграцией четвертого уровня является экономический союз. При экономическом союзе кроме общей таможенной политики и свободы движения ресурсов проводится координация макроэкономической политики в ключевых областях, таких как валютная, бюджетная, и правительства уступают часть своих функций созданным межнациональным органам.

И наконец, пятым этапом интеграции является политический союз.

В арабском мире в настоящее время можно выделить несколько международных организаций, способствующих развитию интеграционных процессов в арабском мире. К таковым можно отнести.

1. Лигу арабских государств - общеполитическое объединение, целью деятельности которого является укрепление сотрудничества между арабскими странами. В вопросах интеграции ЛАГ выступает как координационный орган.

2. Организацию Исламская Конференция, основными целями деятельности которой являются: укрепление исламской солидарности, развитие разносторонних связей между исламскими государствами; содействие ликвидации расовой дискриминации и колониализма; поддержание мира и международной безопасности; оказание поддержки народу Палестины в его борьбе за свои права, включая освобождение оккупированных территорий; поддержка борьбы всех исламских народов за независимость и национальные права; создание условий для сотрудничества между государствами - членами ОИК и другими государствами.

По оценкам аналитиков, ЛАГ и ОИК могут сыграть значимую роль в налаживании диалога, разрешении конфликтных ситуаций на стыках культур, прежде всего, исламской и христианской.

3. Организация Арабских Стран-экспортеров нефти, основными целями которой являются сотрудничество в различных видах экономической деятельности в области нефтяной промышленности, определение путей и средств защиты законных интересов государств-членов в этой отрасли промышленности как индивидуально, так и коллективно, объединение усилий по обеспечению поставок нефти на равноправных и справедливых условиях, создание благоприятного климата для капиталовложений в целях развития нефтяной промышленности государств-членов. Представляет собой модель торгово-экономического сотрудничества.

4. Совет сотрудничества государств Персидского залива, который имеет целью осуществления всесторонней координации и интеграции национальных хозяйств, укреплении взаимосвязей между странами-членами и развитие сотрудничества в области экономики, политики, обороны, безопасности и культуры.

5. Союз арабского Магриба, страны которого пытаются повысить экономическое развитие, чтобы приблизиться к критериям вступления в ЕС.

Вывод: с точки зрения экономической интеграции арабские страны находятся на предварительном этапе интеграционных процессов, так как с точки зрения теории интеграции, все отмеченные международные организации арабских стран нельзя отнести даже к первому этапу экономической интеграции.


2.2 Проблемы интеграции в арабском мире


Процесс глобализации дал в конце 90-х г. г. новый импульс интеграционным тенденциям во всем арабском мире. Доминирование здесь промышленно-развитых стран вызывает озабоченность у арабов, которые воспринимают проявления глобализма как процветание экономических гигантов, превращающих развивающиеся страны в объект экономической оккупации.

Наибольшую активность в развитии процесса экономической интеграции арабских стран проявляют сегодня Сирия и Египет. К этому их во многом подтолкнула политика ЕС и США, направленная на объединение Средиземноморья, а так же действия США по созданию Нового Ближнего Востока в составе Турции, Израиля с подключением к ним арабских стран после окончательного урегулирования арабо-израильского конфликта, что в Сирии оценивается как попытки внешних сил расколоть арабский мир, поставить его в еще большую экономическую и финансовую зависимость от Запада "Противостоять столь незавидной исторической перспективе, считают арабы, можно лишь укреплением региональной экономической интеграции, которая должна способствовать включению арабских стран в процесс глобализации и одновременно быть средством обеспечения выживаемости арабского единства".

Сирийское руководство считает, что экономическая интеграция в арабском мире является прогрессивным средством отстаивания арабских интересов, способствующим развитию арабского мира и призванным помочь им успешнее адаптироваться к вызовам глобализации.

"Экономический блок арабских стран, полагают сирийцы, должен быть одним из крупнейших в мире, ибо для этого существуют все необходимые предпосылки: территориальные (10% земли на двух континентах), демографические, природные ресурсы (здесь сосредоточено 64% мировых запасов нефти и 22% природного газа), финансовые (на Западе размещено, по экспертным оценкам, свыше 700 млрд. ам. долл). К тому же Ближний Восток является стратегически важным в природно-географическом и военно-политическом отношении".

Экономическое сближение арабских стран на уровне создания Арабского общего рынка представляется арабам средством защиты от негативных последствий глобализации.

В ХХI в. арабский мир вступил с весьма непростым багажом. Действие объективных закономерностей поступательного развития, глобализация мировых процессов подталкивают арабские страны к объединению, порождают интеграционные тенденции. В настоящее время они получили свое воплощение в созданных субрегиональных организациях - Лиги арабских государств, Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива, Союзе арабского Магриба, Совете арабского сотрудничества, охватывающих подавляющую часть населения арабских государств. Однако интеграция не пустила глубоких корней и продолжает действовать скорее как тенденция. Многочисленные планы, программы, соглашения сохраняют декларативный характер, медленно воплощаясь в конкретные дела. Происходит это потому, что центростремительные силы здесь уравновешиваются центробежными. Арабский мир по-прежнему отягощен грузом не получивших разрешения проблем, сохраняется резкий разрыв в уровне экономического развития, его разделяют политические противоречия, борьба за лидерство, амбициозные притязания политических руководителей. Все это мешает развитию интеграционных процессов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.