Рефераты. Арабский мир и его особенности

Как видно из таблицы в 2000 году наблюдается заметное снижение отношения объема межарабской торговли к общему объему внешней торговли по сравнению с 1990 и 1995 годами с 9,79% в 1990 году до 9,39% в 1995 году, до 8,32% в 2000 году.

В связи с этим следует поощрять создание и возникновение экономических блоков наподобие Совета сотрудничества стран Персидского залива или Союза Арабского Магреба, которые могли бы стать ядром будущего Арабского Общего рынка.

При создании Большой Арабской Зоны Свободной Торговли упор делается на привлечение иностранного капитала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.

Помимо названных целей создание Большой Арабской Зоны Свободной Торговли можно увязать с тремя основными задачами:

стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;

ростом занятости;

превращением зоны в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, формированием полюса роста национального хозяйства.

Существует расхожее мнение, что страна или страны, не желая полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде специальной зоны.

Общей характерной чертой БАЗСТ должно стать наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране.

В сентябре 2001 г. Общественно-Экономический Совет при ЛАГ, которому поручено отслеживать прогресс в области реализации этого Соглашения, собрался в Эр-Рияде, отметил заметный успех на пути создания Большой Зоны и передвинул планку на начало 2005 г. БАЗСТ (GAFTA) должна дать толчок экономикам стран-участниц по нескольким направления:

создать более объёмный и однородный рынок для привлечения прямых иностранных инвестиций (региональных, европейских и международных);

нарастить торговый обмен между странами-участниками, и это не смотря на то, что часто выпускаемая ими продукция является конкурентной для друг друга, она в какой-то степени дополняет друг друга. Так Тунис, Марокко и Египет могли бы экспортировать текстиль и сельскохозяйственную продукцию в страны Персидского залива, Алжир и Ливию;

уменьшить объёмы контрабанды, которая не облагается налогами и наносит ущерб местным производителям;

усилить общий потенциал на переговорах с такими мощными экономическими блоками, как ЕС, или на международной арене на сессиях ВТО. Шесть арабских стран являются членами ВТО: Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Оман и Кувейт;

упрочить экономическую взаимозависимость арабских стран друг от друга и тем самым обеспечить стабильность и безопасность в регионе.

При организации БАЗСТ необходимо в первую очередь устранить административные и фискальные препятствия, затрудняющие нормальное функционирование ЗСТ, а также создать важнейшие правовые составляющие. Среди них, в частности, сближение таможенных законодательств, установление четкого порядка транзита товаров, правил лицензирования импорта, унификация применения санитарных и ветеринарных мер, проведения экспертизы и радиационного контроля перемещаемых через границы товаров, согласование перечней изъятий из режима свободной торговли в двусторонних отношениях и графиков их постепенной отмены. Должны предусматриваться и серьезные корректировки совместной деятельности партнеров по БАЗСТ в сфере финансов, в частности, планироваться создание действенной платежно-расчетной системы, вытеснение денежных суррогатов из временной торговли, устранение множественных курсов национальных валют по текущим операциям платежного баланса.

Из последних инициатив на пути экономической интеграции арабских стран следует отметить заявление премьер-министра Ливана Рафика Харири, которое он сделал, открывая в Бейруте 10-ую конференцию по арабским инвестициям и рынкам капиталов: "Арабский Общий Рынок создан не был. Европейский Общий рынок стал Союзом".  Далее он предложил 20-летнюю программу к 2025 г. добиться того же, чего добилась Европа.

Межарабская торговля не превышает 8% от объёма торговли арабских стран с другими странами, а арабская доля в мировой торговле составляет всего лишь 2,5%. Нужно добиваться, чтобы объём торговли между арабскими странами достиг хотя бы 50% от всего внешнеторгового оборота, что соответствует реалиям Евросоюза. Объём взаимной торговли между азиатскими странами превышает 30% от всемирного.

Дальнейшей интеграции и сближению мешают пограничные спорные вопросы неурегулированные десятилетиями. Пограничные споры есть между Катаром и Бахрейном, Ираком и Кувейтом, Саудовской Аравией и Йеменом, Оманом и ОАЭ и т.д.

Надо отметить большой прогресс, достигнутый в последнее время на пути сближения арабских стран друг с другом. Так Сирия и СССПЗ подписали 14 июня 2004 г. Соглашение о создании Зоны Свободной Торговли. А 8 марта 2004 президент Сирии Башар Эль-Ассад вел переговоры с министром торговли Турции Курсатом Тузменом о создании сирийско-турецкой ЗСТ. Уже в ближайшее время ожидается подписание давно ожидаемого договора о свободной торговле между Советом Сотрудничества стран Персидского залива и Евросоюзом.

В основу Большой Арабской Зоны свободной торговли ляжет уже созданная сеть и система региональных арабских Зон Свободной Торговли, расположенных в ключевых местах.

Таким образом, создание Большой Арабской Зоны свободной торговли является перспективным направлением развития интеграционных процессов в арабском мире, способствующим:

созданию более объёмный и однородный рынок для привлечения прямых иностранных инвестиций (региональных, европейских и международных);

наращиванию торгового обмена между странами-участниками;

уменьшению объёмов контрабанды, которая не облагается налогами и наносит ущерб местным производителям;

усилению общего потенциала на переговорах с такими мощными экономическими блоками;

упрочнению экономической взаимозависимости арабских стран друг от друга и тем самым - стабильность и безопасность в регионе.

Однако следует отметить, что создание БАЗСТ не решает всех отмеченных проблем арабского мира.

Из выделенных ранее проблем арабского мира создание БАЗСТ будет способствовать экономическому развитию (то есть частичному разрешению проблемы экономической отсталости населения арабского мира), снижению сильной зависимости экономик арабских стран от ограниченного круга источников дохода, в частности от добычи и экспорта нефти, решению проблемы обеспечения трудоустройства арабских народов, снижению уровня протекционизма, повышению прозрачности и открытости экономики.

Нерешенной, скорее всего, останется проблема водных ресурсов арабского мира. Для решения этой проблемы арабским странам необходимо заниматься вопросами внедрения новых технологий получения и сбережения пресной воды, поисками новых водных ресурсов, а также борьбой с опустыниванием.

В целом, успешное и динамичное развитие интеграционных процессов в арабском мире остается под большим вопросом, так как они отягощены практические нерешаемыми проблемами всего арабского мира.


Заключение


Понятие "арабский мир" можно рассматривать с различных позиций. С точки зрения доминирующей нации "арабский мир" объединяет в себя 18 стран, представители которых считают себя принадлежащими к одной нации. Если рассматривать "арабский мир" через самосознание - можно ограничить это понятие общностью языка и общностью истории.

Специфика арабского региона, создающая объективные основы для возникающих здесь интеграционных процессов, заключается в его единстве по многим важнейшим параметрам. Прежде всего, арабские народы объединяет общность языка - арабского. Мощным объединяющим арабские страны фактором является ислам: 90% их населения (арабы и неарабы) исповедуют ислам, 10% принадлежат к другим конфессиям, главным образом христианским.

Спецификой арабского мира является низкое образование арабских народов, экономическая неразвитость, политическая разрозненность.

В структуре арабского мира можно выделить "нефтяные" арабские страны с малым населением, которые по уровню дохода на душу населения можно сопоставить с промышленно развитыми странами. Остальные государства арабского мира от промышленно развитых отделяет настоящая экономическая пропасть.

Основные формы государственного устройства стран арабского мира - конституционная монархия, абсолютная монархия и республика. По этническому составу основная часть населения - арабы.

Способность арабских стран получить потенциальные выигрыши от интеграции будет напрямую зависеть, прежде всего, от качества их внутренней политики. Этот фактор действительно является решающим для ускорения не только интеграции в мировое экономическое пространство, но и экономического роста. С другой стороны, глобальное сообщество также может предпринимать шаги, которые способствовали бы облегчению подобной интеграции, в частности, путем присоединения к торговым соглашениям, стимулирующим экспорт из арабских стран и внутрирегиональную торговлю, поощрения передачи технологий, предоставления финансовой поддержки. Успешная интеграция арабских стран в глобальную экономику могла бы помочь рассматриваемым странам в достижении таких приоритетных социально-экономических целей, как снижение безработицы и повышение уровня жизни широких слоев населения.

Арабским странам в целом пока не удалось преодолеть отставание в технико-экономическом, социальном и культурном развитии от промышленно развитых государств.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются сегодня арабские политические системы, является не столько их возможная нестабильность, сколько незыблемость существующих веками государственных устоев.

Помимо "внутренних" проблем арабской безопасности, существует и внешняя угроза, которую, по мнению автора, несут сионистские, американские планы, направленные на ослабление арабского мира, установление в нем своего господства, обеспечение доступа к его природным ресурсам, препятствие его успешному развитию, подавление стремления к сохранению национальной самобытности арабской нации.

В последние годы острой становится проблема нехватки водных ресурсов в арабском мире.

Решение общих проблем легче достигается объединением усилий. Рассматривая особенности решения данных проблем путем развития интеграционных процессов в арабском мире, можно сделать следующие выводы.

В теории выделяют ряд этапов экономической интеграции, от создания зоны свободной торговли до политического союза, которые наиболее полно проявлялись в истории создания Европейского Союза.

В арабском мире в настоящее время можно выделить несколько международных организаций, способствующих развитию интеграционных процессов в арабском мире. К таковым можно отнести.

1. Лигу арабских государств - общеполитическое объединение, целью деятельности которого является укрепление сотрудничества между арабскими странами. В вопросах интеграции ЛАГ выступает как координационный орган.

2. Организацию Исламская Конференция, основными целями деятельности которой являются: укрепление исламской солидарности, развитие разносторонних связей между исламскими государствами; содействие ликвидации расовой дискриминации и колониализма; поддержание мира и международной безопасности; оказание поддержки народу Палестины в его борьбе за свои права, включая освобождение оккупированных территорий; поддержка борьбы всех исламских народов за независимость и национальные права; создание условий для сотрудничества между государствами - членами ОИК и другими государствами.

По оценкам аналитиков, ЛАГ и ОИК могут сыграть значимую роль в налаживании диалога, разрешении конфликтных ситуаций на стыках культур, прежде всего, исламской и христианской.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.