Результаты исследования эмоциональной направленности отображены на рисунке 1.
Рис. 4. Показатели выраженности эмоциональной направленности личности у сотрудников автосалона.
Таким образом, по результатам диагностики мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона, мы можем отметить, что среди них больший процент имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности, чуть меньше – внешнюю положительную мотивацию и еще меньше внешнюю отрицательную мотивацию.
Также было установлено, что среди сотрудников автосалона преобладают сотрудники с направленностью на себя, около треть имеют направленность на дело, меньше всего тех кто направлен на общение, интерактивная направленность на взаимоотношения является также ведущей у большего количества сотрудников, меньше тех кто направлен на личные интересы и еще меньше сотрудников с маргинальной ориентацией.
По типу эмоциональной направленности среди сотрудников больше всего тех, кто имеет коммуникативную и практическую направленность, меньше всего сотрудников, имеющих альтруистический тип направленности.
2.3 Анализ результатов исследования
Для выявления взаимосвязи между мотивацией трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона необходимо сопоставить результаты исследования.
Анализ результатов исследования мотивации трудовой деятельности и направленности личности представлен в таблице 5.
В ходе анализа результатов исследования ведущей направленности личности и мотивации трудовой деятельности было выявлено, что среди сотрудников, ориентированных в профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа 56% сотрудников с внутренней мотивацией имеют направленность на общение, то есть стремятся при любых условиях поддерживать отношения с людьми.
Таблица 5 Результаты исследования направленности личности у сотрудников с разной мотивацией трудовой деятельности (в %).
Направленность личности
Мотивация трудовой деятельности
внутренняя
внешняя положительная
внешняя отрицательная
на себя
11
57
на общение
56
12
43
на дело
33
31
0
Треть из них направлены на дело, заинтересованы в решении деловых проблем, стремятся к выполнению работы как можно лучше, ориентированы на деловое сотрудничество, им свойственна способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Среди сотрудников с внутренней трудовой мотивацией меньше всего тех, кто ориентирован на себя (11%)
При внешней положительной мотивации 57% сотрудников имеют направленность на себя, также как и при внешней отрицательной мотивации, то есть они ориентированы на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интроверовертированность.
31% сотрудников с внешней положительной мотивацией имеют направленность на дело, стремятся к достижению успеха в работе, в то время как для сотрудников с внешней отрицательной мотивацией направленность на дело не характерна, у 12% из них выражена направленность на общение.
43% сотрудников с внешней отрицательной трудовой мотивацией направлены на общение стремятся к взаимоотношениям с окружающим.
Таким образом, мы можем заключить, что при внутренней мотивации трудовой деятельности сотрудники ориентированы на успешное выполнение работы, достижение в ней высоких результатов, и взаимодействие с другими, для достижения целей. Это может быть связано с высокой ценностью труда, профессиональных достижений, ответственностью и стремлением как можно лучше выполнить свои профессиональные обязанности
При внешней мотивации трудовой деятельности у сотрудников автосалона выраженной является направленность на собственные интересы. Данные результаты могут быть обусловлены восприятием трудовой деятельности как средства достижения личных целей, они с меньшей степени заинтересованы в хорошем выполнении трудовых обязанностей, они скорее мотивированы к избеганию неудачи, чем достижению успеха, однако при внешней положительной мотивации данные тенденции могут быть преодолены, если сотрудники получают достойное вознаграждение за успешное выполнение деятельности и не получают его если деятельность выполнена не надлежащим образом.
Результаты сопоставления данных исследования мотивации трудовой деятельности и интерактивной направленности представлены в таблице 6.
В результате анализа интерактивной направленности личности у сотрудников с разной мотивацией трудовой деятельности было установлено, что 67% сотрудников с внутренней мотивацией трудовой деятельности выраженной имеют направленность на взаимодействие с другими людьми, обусловленную потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами коллектива, интересом к совместной деятельности.
33% сотрудников с данной мотивацией стремятся к собственному благополучию, во взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей.
Среди сотрудников с внешней положительной мотивацией данная направленность является преобладающей. Смешанный тип мотивации свойственен 19% сотрудникам с внешней положительной мотивацией.
Таблица 6 Результаты исследования интерактивной направленности личности у сотрудников с разной мотивацией трудовой деятельности (в %).
на личные интересы
21
на взаимодействие
67
25
маргинильная
36
на личные интересы и взаимодействие
19
Маргинальная направленность, характеризующаяся склонностью подчиняться обстоятельствам и импульсивностью поведения, выражена лишь среди сотрудников мотивами, деятельности которых являются наказание, критика, осуждения и других санкций негативного характера.
Таким образом, при внутренней мотивации у сотрудников более выражена направленность на взаимодействие и сотрудничество с коллективом, что может быть обусловлено стремлением их к эффективному выполнению деятельности, достижению совместного результата и способствует созданию сплоченного коллектива, взаимоподдержки.
При внешней положительной направленности сотрудники ориентированы на собственную выгоду, свой престиж, это может быть следствием индивидуалистических и эгоистических характеристик личности сотрудников, они в большей степени подходят для индивидуальной работы, и при стимулировании их деятельности.
Значительная же часть сотрудников с внешней отрицательной мотивацией склонны подчиняться обстоятельствам, проявляют импульсивность в поведении, что может быть обусловлено инфантильностью, отсутствием сформированной системы ценностей, отсутствием ответственности. Для стимулирования их деятельности в большей степени подходит наказание, чем поощрение.
Результаты сопоставления данных исследования мотивации трудовой деятельности и эмоциональной направленности представлены в таблице 7.
В результате анализа эмоциональной направленности личности у сотрудников с разной мотивацией трудовой деятельности было установлено, что для сотрудников с внутренней мотивацией трудовой деятельности наиболее характерны направленность на общение, взаимодействие с другими людьми, на продуктивную деятельность, борьбу. Эмоциональная направленность личности специфическая для каждого человека потребность в эмоциональных переживаниях, показывает, что человек проявляется как личность, прежде всего в активной, мировоззренчески и эмоционально направленной деятельности. Эмоциональная направленность характеризует то, что вызывает наибольший эмоциональный отклик. Эмоциональная направленность сотрудников автосалона подтверждает данные, полученные при изучении направленности личности, то есть взаимоотношения и продуктивная деятельность в большей степени значима для этих сотрудников, они получают удовольствие и стремятся к ним.
Таблица 7 Результаты исследования эмоциональной направленности личности у сотрудников с разной мотивацией трудовой деятельности (в %).
альтруистическая
6
коммуникативная
26
7
глористическая
35
праксическая
39
пугностическая
романтическая
гностическая
гедонистическая
28
акизитивная
эстетическо-гедонистическая
14
альтруистическо-коммуникативная
праксическо - гностическая
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10