У 29% сотрудников автосалона ведущей направленностью является направленность на общение. Характерными для сотрудников с данной ведущей направленностью является стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Результаты изучения направленности личности с помощью методики «Направленность» Б. Баса представлены на рисунке 2
Рис.2 Показатели выраженности направленности личности у сотрудников автосалона.
Результаты исследования интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона представлены в таблице 3.
Таблица 3 Результаты исследования интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона (по методике Н. Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина)
Направленность
Уровень выраженности
высокий
средний
низкий
кол-во чел.
%
на личные интересы
22
46
4
8
на взаимодействие
25
52
1
2
маргинальная ориентация
5
10
12
31
65
Анализ результатов исследования интерактивной направленности личности показал, что у 46% сотрудников автосалона имеют высокую направленность на личные интересы, у стольких же она выражена на среднем уровне, лишь у 8% на низком уровне. При выраженной данной направленности у сотрудников преобладают мотивы собственного благополучия, во взаимодействии с другими людьми преследуются цели удовлетворения личных потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей, групп чаще всего игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и обусловливает конфликтность и затруднения в межличностной адаптации.
Высокий уровень направленности на взаимодействие имеют 52% средний- 46% а низкий всего 2% сотрудников автосалона. Выраженность данного типа направленности говорит о стремлении к сотрудничеству с другими людьми, обусловленного потребностями в поддержании конструктивных отношений с членами малой группы, эмпатии и интересе к совместной деятельности. Соответствует оптимальной социализации и адаптации.
Маргинальная ориентация на высоком уровне выражена у 10% сотрудников автосалона у 25% сотрудников она выражена на среднем уровне у оставшихся 65% на низком уровне. Маргинальная ориентация выражается в склонности подчиняться обстоятельствам и импульсивности поведения. Данной группе людей свойственны проявления инфантилизма, неконтролируемости поступков, подражания.
Ведущей направленностью мы считали ту, которая выражена на высоком уровне. Результаты исследования ведущей интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Показатели выраженности интерактивной направленности личности у сотрудников автосалона.
Как мы видим из рисунка 3, 46% сотрудников автосалона имеют выраженной интерактивную направленность на взаимодействие, 38% на личные интересы, менее всего тех сотрудников, у кого выраженной является маргинальная направленность (10%). У 6% испытуемых на высоком уровне выражена, как направленность на взаимодействие, так и направленность на личные интересы.
Результаты исследования эмоциональной направленности личности у сотрудников автосалона представлены в таблице 4 и в приложении 8.
Таблица 4 Результаты исследования эмоциональной направленности личности у сотрудников автосалона (по методике Б. И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой)
Тип направленности
Кол-во чел
альтруистическая
эстетическая
0
коммуникативная
17
гедонистическая
глористическая
7
15
акизитивная.
праксическая
эстетическо-гедонистическая
пугностическая
альтруистическо-коммуникативная
романтическая
3
6
праксическо - гностическая
гностическая
Как мы видим из таблицы 4 у 17% сотрудников автосалона выраженной является праксическая направленность. Данный тип эмоциональной направленности человека связан с богатством и своеобразием подавляющего большинства продуктивных, общественно полезных видов деятельности. Для праксического типа в качестве наиболее ценного эмоционального компонента деятельности выступает, во-первых, само стремление к цели, а во-вторых — своеобразная эмоциональная «захваченность» продвижением в направлении к ней, удовольствие от движения вперед, от достижений на этом пути. Люди этого типа менее требовательны к виду занятий, но более «придирчивы» к их форме, организации. Для таких лиц характерно совершение полезного и нужного с большим напряжением воли, увлеченность работой, если она выполняется по строго задуманному плану и приносит желаемые результаты.
17% сотрудников автосалона имеют выраженной коммуникативную направленность. Наиболее характерные для людей этого типа ситуации связаны с общением с людьми. Для них особенно важен всякий положительный эмоциональный контакт с себе подобными. Круг наиболее ценных для этого типа личности переживаний — это удовлетворяемое желание общаться, делиться мыслями и переживаниями с другими людьми, чувство симпатии, расположения, уважения, обожания, чувство признательности, благодарности.
Глорическая направленность выражена у 15 % сотрудников автосалона. Этот тип направленности характеризует людей, для которых самой приятной оказывается ситуация, когда ими любуются, восхищаются, когда перед ними преклоняются.
Также у 15% сотрудников автосалона выраженной является акизитвная направленность. Главным наслаждением людей с данным типом направленности является удовольствие от накопления чего-либо. Это не совсем то же самое, что получило название вещизма, хотя многие представители акизитивного типа могут болеть и такой «нравственной болезнью». Но акизитивные устремления подобных людей могут выражаться в накоплении не только вещей, а очень по-разному, и чаще всего в коллекционировании, вплоть до накопления определенных сведений или интересных знакомств.
8% сотрудников автосалона свойственна гедонистическая эмоциональная направленность. «Гедонисты» любят испытывать чувства, которые связаны не с продуктивной деятельностью, а с удовлетворением чисто органических потребностей или близких к ним потребностей в физическом и духовном комфорте. Таковы наслаждение от вкусной пищи, тепла солнца; чувство беззаботности, безмятежности, веселья; приятная бездумная возбужденность на танцах, вечеринках; нега, сладострастие.
Также у 8% сотрудников автосалона выраженная пугностическая направленность. Это тип людей, которых неудержимо влечет к себе опасность, ситуация борьбы с нею и победы над ней. Борьба влечет их не столько возможностью самоутверждения, сколько непосредственным удовольствием от самого ее процесса, от наслаждения острыми ощущениями.
У 6 % сотрудников автосалона выражена романтическая направленность. Под романтической направленностью этого типа людей можно понимать их стремление к таинственному, необыкновенному, волнующе-загадочному, экзотическому. Романтический тип людей близок к гностическому своей познавательной, поисковой устремленностью, однако далеко не равнозначен ему. Романтик стремится даже в научном исследовании не свести сложное к простому, а, наоборот, показать, как много сложного, необычайного таится за внешне простым. Ему представляется интересным отыскать какую-то более глубокую, мировоззренчески значимую основу внешне банальных, не связанных друг с другом явлений.
4% сотрудников имеют выраженную гностическую направленность. Наиболее привлекательной эмоциогенной ситуацией для людей гностического типа является решение сложных познавательных проблем. Подобным личностям свойственно удовлетворение потребности в познавательной гармонии: стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления; неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему.
Альтруистическая направленность свойственна всего 2% сотрудников автосалона. Лицам, принадлежащим к этому типу, важно не просто сознание, что их деятельность полезна людям. Им важен непосредственный контакт с теми, кому они служат, важны и особенно ценны испытываемые при этом эмоции нежности, умиления, сочувствия, сопереживания. В большинстве случаев альтруистический тип способствует формированию действительно самоотверженной личности. Вместе с тем важно иметь в виду, что альтруизм получает то или иное конкретное воплощение в зависимости от многих факторов, и, прежде всего от морально-мировоззренческих взглядов.
У 4% сотрудников выраженными являются как альтруистическая, так и коммуникативная направленность.
У 2% выраженными являются практическая и гностическая направленность, у других 2% сотрудников выражена гедонистическая и эстетическая направленность, то есть им свойственно как стремление к наслаждению и получению физического удовольствия, так и эстетического от созерцания прекрасного, изящного, грациозного, возвышенного.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10