мотивация трудовой направленность личность
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона
2.1 Организация и методы исследования
Исследование проводилось на базе автосалона в январе – марте 2009 г.
Исследование поводилось в несколько этапов:
На первом этапе нами была определена проблема.
На втором этапе был сформулирован методологический аппарат: цель, задачи, объект, предмет, были выдвинуты гипотезы.
На третьем этапе нами была определена выборка испытуемых. В исследовании принимали участие 48 сотрудников автосалона. Выборку составили 21 женщин и 27 мужчин в возрасте от 22 до 40 лет (Период ранней взрослости по А.А Реану [39]), со стажем работы от 3 до 5 лет.
Четвертый этап исследования состоял в подборе диагностического инструментария для проведения исследования.
Пятый этап – проведение диагностического обследования сотрудников автосалона Исследование проводилось отдельно с каждым респондентом.
На шестом этапе была проведена обработка первичных данных. Нами были определены количественные показатели выраженности мотивации труда и направленности личности сотрудников автосалона, проведен статистический и корреляционный анализ данных
В связи с этим целью исследования является изучение взаимосвязи мотивации трудовой деятельности и направленности личности сотрудников автосалона.
Объект исследования: мотивационная сфера сотрудников автосалона.
Предмет исследования: взаимосвязь мотивации трудовой деятельности сотрудников автосалона с их направленностью личности.
Гипотеза: мы предполагаем, что
¾ для сотрудников автосалона с внутренней мотивации трудовой деятельности характерна направленность личности на общение, на взаимодействие и сотрудничество;
¾ для сотрудников автосалона с внешней мотивацией трудовой характерна направленность личности на себя, на собственные интересы.
Задачи:
1. Изучить мотивацию трудовой деятельности у сотрудников автосалона;
2. Изучить общую направленность личности у сотрудников автосалона:
3. Изучить интерактивную направленность личности у сотрудников автосалона;
4. Изучить эмоциональную направленность личности у сотрудников автосалона;
5. Выявить взаимосвязь между мотивацией трудовой деятельности и направленности личности у сотрудников автосалона;
Методики исследования:
1. Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
2. Методика «Направленность личности» Б. Басса
3. Диагностика интерактивной направленности личности (Н. Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина)
4. Диагностика эмоциональной направленности личности (Б. И. Додонова в модификации Е.Р. Гореловой)
Методики исследования
1. Мотивация трудовой деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана) [44].
Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности, в том числе мотивации профессионально-педагогической деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации.
Методика состоит из 7 утверждений, которые необходимо оценить по 5-тибальной системе. (Приложение 1)
Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2
ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное)
На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания:
ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ.
Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ > ВПМ > ВМ
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
2. Методика «Направленность личности» Б. Басса[37]
Методика «Направленность личности» была опубликована в 1967 году Б. Бассом. Опросник состоит из 27 утверждений к которым необходимо выбрать два варианта ответа: вариант, который лучше всего отражает точку зрения испытуемого и вариант, который наименее ценен. Обработка методики ведется по ключу. За каждый ответ в рубрике «больше всего» испытуемый получает 2 балла, в рубрике «меньше всего» - 0 баллов. Диапазон получаемых в сумме баллов по каждой направленности – от 54 (если испытуемый ставит все буквы в первую рубрику) до 0 (если испытуемый ставит все буквы во вторую рубрику).
Методика позволяет выявить следующие типы направленности: на себя, на дело, на общение
3. Диагностика интерактивной направленности личности (Н.Е. Щуркова в модификации Н. П. Фетискина) [37].
Методика предназначена для изучения вектора интерактивной направленности и личной социализации. Испытуемому предлагается опросник с готовыми ответами, обозначенными буквами «а», «в» и «с». Ему следует выбрать тот ответ, который в большей степени соответствует его мнению и наиболее ценен для него.
Методика предполагает определение трех видов направленности: ориентации на личные (эгоистические) интересы; ориентации на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми; маргинальной ориентации.
Обработка и интерпретация результатов производится с помощью ключа. Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл, а несовпадающие – 0 баллов. В соответствии с этим подсчитывается общее количество баллов по каждой из трех шкал. О доминировании той или иной личностной направленности можно судить по наибольшему количеству баллов в одной из трех шкал. Об уровне сформированности каждого вида направленности можно говорить исходя из следующих показателей: 24 балла и выше – высокий уровень; 14-23 балла – средний уровень; 13 баллов и менее – низкий уровень
4. Диагностика эмоциональной направленности личности (Б.И. Додонова в модификации Гореловой ) [34]
Методика состоит из 50 утверждений, степень согласия с которыми оценивается по четырехбалльной шкале: «безусловно да» - 2 балла; «пожалуй, да» - 1 балл; «пожалуй, нет» - 0 баллов; «безусловно нет»- минус 2 балла.
В результате обработки определяется выраженность следующих типов направленности: альтруистическая, коммуникативная, глористическая, праксическая, пугностическая, романтическая, гностическая, эстетическая, гедонистическая, акизитивная.
2.2 Описание полученных данных
Результаты исследования мотивации профессиональной деятельности у сотрудников автосалона представлены в таблице 1 и в приложении 5.
Таблица 1 Результаты исследования мотивации трудовой деятельности у сотрудников автосалона (по методике К. Замфир в модификации А. Реана)
Тип мотивации труда
Внутренняя
Внешняя положительная
Внешняя отрицательная
Кол-во человек
18
16
14
%
38
33
28
Как мы видим из таблицы 1, 38% сотрудников имеют внутреннюю мотивацию трудовой деятельности. Данные сотрудники ориентированы в профессиональной деятельности на ее общественную и личную значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек трудится с удовольствием, без внешнего давления.
33% сотрудников автосалона имеют ведущей внешнюю положительную мотивацию. Они в трудовой деятельности ориентированы на материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых они считают нужным приложить свои усилия.
Отрицательная внешняя мотивация характерна для 28% сотрудников автосалона, то есть мотивами их деятельности являются наказание, критика, осуждения и других санкций негативного характера.
Результаты исследования представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Показатели выраженности мотивации трудовой деятельности у сотрудников автосалона.
В результате обработки данных по методике «Направленность » Б.Басса мы получили результаты, представленные в таблице 2.
Таблица 2 Результаты исследования направленности личности у сотрудников автосалона (по методике «Направленность» Б. Басса)
На себя
На общение
На дело
Кол-во чел.
19
15
40
29
31
Из таблицы 2 мы видим, что среди сотрудников автосалона 40% имеют направленность на себя. Им свойственна ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интроверовертированность.
31% сотрудников автосалона имеют ведущей направленность на дело, то есть данные сотрудники заинтересованы в решении деловых проблем, стремятся к выполнению работы как можно лучше, ориентированы на деловое сотрудничество, им свойственна способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10