4. Рекомендации по
совершенствованию внутрифирменного управления
Экономическая реформа в нашей стране вынудила предприятия
совершенствовать структуру управления, изыскивать пути выхода из кризиса. Эти
процессы привели к изменению организационных форм хозяйствования
И теоретический менеджмент, и реальная практика убедительно
доказывают, что одна из наиболее серьезных проблем, которая возникает при
реструктуризации компании - подавление сопротивления существующей
организационной структуры. Дело в столкновении интересов внутри коллектива.
Почти на каждом предприятии, созданном во времена плановой экономики и имеющем
иерархическую структуру управления, при переходе к рынку образуются
значительные внутренние резервы. Это, во-первых, лишняя численность в цехах
вспомогательных производств, возникающая при снижении объемов производства. Эти
излишки практически невозможно полностью выявить традиционными административными
методами. Во-вторых, это наличие подразделений, являющихся внутренними монополистами.
Довольно часто их услуги (например, транспортные) обходятся предприятию намного
(порой в несколько раз) дороже реальной рыночной стоимости таких услуг.
В-третьих, к резервам можно отнести наличие функциональных подразделений и
отдельных работников, потребность в которых отпала (полностью или частично) в
процессе перехода к рынку. В соответствии Первым законом С.Н. Паркинсона:
«численность любого административного аппарата возрастает на определенный
процент независимо от необходимого объема работы (если таковая вообще
имеется)». Это высказывание во многом верно и для персонала хозяйствующих
субъектов. Как показывает опыт, значительная часть таких резервов вскрывается
при внедрении дивизиональной структуры управления. При этом сокращается
количество рабочих мест. Кроме того, происходит замена руководящих кадров, не
способных работать в новых условиях. Прибавим к этому наличие устойчивых,
привычных стереотипов поведения практически у каждого работника и станет ясно,
почему планы внедрения дивизиональной структуры управления почти всегда
встречают открытое или скрытое противодействие значительных слоев трудового
коллектива (и в первую очередь руководителей).