В рамках данной школы были разработаны 12 основных принципов управления, которые не потеряли своего значения до сих пор:
отчетливо поставленные цели - это исходный пункт управления;
здравый смысл, предполагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин;
компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций;
дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ее исполнением, своевременным поощрением;
справедливое отношение к персоналу;
быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет;
диспетчирование;
нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;
нормализация условий труда;
нормирование операций;
письменные стандартные инструкции;
вознаграждение за производительность.
Главным представителем классической школы менеджмента стал Анри Файоль, проработавший 30 лет управляющим горнодобывающей и металлургической компании.
Файоль рассматривал организацию как единый организм, на основе чего разграничил шесть основных групп операций, необходимых для обеспечения жизни любой компании: техническая группа, коммерческая, финансовая, страховая, учетная и административная.
Так же, Анри Файоль обратил внимание общественности на проблему подготовки специалистов, призванных осуществлять администрирование организации. Более того, он считал необходимым такие знания не только для управляющих-специалистов, а для любого человека, требуя предоставлять сведения по менеджменту на все этапы системы общего образования.
По мнению Файоля, существует 14 принципов, от которых зависит успех предприятия:
1. Разделение труда. Эта функция распространяется не только на исполнительские работы, но и управленческие.
2. Полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы и т.д., сила, которая требует повиновения. Ответственность - это взятие на себя обязательства за выполнение чего-либо.
3. Дисциплина. Уважение к установленным на организации порядков, послушание и повиновение.
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.
5. Единство направления. Каждая группа должна преследовать единую цель и должна быть объедена единым планом.
6. Подчиненность личных интересов общим. Цели каждого отдельного работника не должны преобладать над целями всей организации.
7. Вознаграждение персонала. Чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.
8. Централизация. В любой организации должен быть управленческий центр.
9. Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих должностях начиная от лица занимающего самое высокое положение и по цепочке вниз до низового звена (цепь подчинения)
10. Порядок. Означает, что должно быть рабочее место для каждого работника и каждый работник должен быть на своем месте.
11. Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала.
13. Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации.
14. Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации
Именно эти принципы вывели менеджмент, как науку, на качественно новый уровень. Благодаря Файолю, менеджмент стал восприниматься большей частью как наука по управлению персоналом, а не как практическое знание по интенсификации производственных процессов.
Логическим продолжением теорий Файоля стала школа человеческих отношений, получившая распространение в 20-30х гг. ХХ в. Данная школа уделяет основное внимание человеческому фактору, как главному базису процесса производства. Основными объектами изучения последователей школы человеческого поведения являются методы управления персоналом, проблема лидерства и межличностные отношения между всеми уровнями наемных рабочих на предприятия. Ученые школы бихевиаристов в своих исследованиях активно используют социальные науки, такие как психология, гендерная социология и социальная психология.
В литературе по менеджменту принято считать, что основателем школы человеческих отношений является Э. Мэйо, однако наиболее значимый вклад в развитие это школы внесла Мэри Паркер Фоллет. Именно она разработала такие принципы как интеграционное единство (организация, в которой каждый из работников нацелен на поставленную цель) и соучастие в принятие решений. Эти принципы позже нашли свое отношение в японской модели менеджмента.
Говоря о школе человеческих отношений нельзя не упомянуть также Абрахама Маслоу, разработавшего "пирамиду потребностей", систему потребностей рабочего, при правильном удовлетворении которых легко добиться повышенной производительности рабочего труда, т.е. поднять мотивацию к труду. [5]
Несмотря на то, что теории, доказанные этой школой, нельзя использовать как основу для эффективного управления любым предприятием, но они активно используются совместно с теориями и принципами других школ. Благодаря школе человеческих отношений были раскрыты многие принципы более эффективного использования человеческих ресурсов путем повышения мотивации к труду.
Другой школой, изменившей вид современного менеджмента, стала количественная школа, годом рождения которой принято считать 1950 год. Ее появление связано с развитием и применением в управлении математической статистики, моделирования, прогнозирования и вычислительной техники.
Импульсом для развития количественного подхода послужил рост мощности компьютеров, в способности которых входили такие, как хранение огромных объемов информации, связанной с производственным процессом, а так же благодаря современным вычислительным машинам стало возможным упрощенное применение сложных математических моделей, имитирующих деловые операции. В разработке ряда количественных методов в управлении приоритет принадлежит российским ученым В.В. Канторовичу и В.С. Немчинову.
Производство в послевоенный период было ориентировано на удовлетворение массовых потребностей, но вскоре оно переориентировалось на более специфическое, поскольку разрушительные последствия войны были уже устранены. Такие потребности формировали рынки небольшой емкости, которые со временем увеличивали свои производственные силы. Это послужило стимулом к тому, что основными чертами предпринимательства для успешного развития бизнеса стали гибкость, динамичность, адаптивность к требованиям окружающей среды, а развитие математических наук, статистики и информатики сделало решение подобных задач более упрощенным.
Представители количественной школы рассматривают управление как логический процесс, который может быть описан математическим языком. Благодаря такому переосмыслению производственного процесса появилась нужда в новых элементах организации, таких как службы учета, планирования, маркетинга и т.п., которые и по сегодняшний день представлены во всех крупных, а также в большинстве средних организаций.
При решении проблем управления наибольшее распространение получили модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные, экономического анализа. Они позволяют решать большой класс задач управления с применением экономико-математических методов. Начиная с 1960-х гг. экономико-математические методы используются для решения проблем оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, программно-целевого планирования и т.д.
Американская модель менеджмента. Особенности менеджмента в Соединенных Штатах Америки, подаривших миру эту науку, вызывают особый интерес, т.к теоретическая и практическая базы становления данной модели имеют самую богатую историю. Несмотря на то, что большая часть факторов производства претерпела значительные изменения со времен становления менеджмента как науки, исторический и культурный аспекты мирового лидера изменились незначительно, что немаловажно, поскольку структура управления крупными промышленными фирмами формируется под влиянием совокупности этих факторов.
Рассвет новой науки совпал с периодом внедрения новых технологий на все этапы производственного процесса практически на всех отраслях промышленности. Воодушевленные техническим прорывом, менеджеры предприятий, в современном понимании этого слова, видели в нём лишь быстрый путь для развития предприятия. Прибыль, приносимая новыми станками и конвейерами, обожествляла технику, а человек становился лишь придатком, вследствие чего основные идеи менеджмента того времени концентрировались лишь на финансовые и технические стороны вопроса управления предприятием.
Ситуация изменилась лишь к 30-м годам ХХ века с появлением новой школы менеджмента: школы человеческих отношений. Новые идеи достаточно быстро показали свою эффективность, благодаря чему многие предприятия принялись более детально изучать вопросы мотивирования рабочих предприятий. Повышенная активность американских предприятий после и во время второй мировой войны позволила проверять новые принципы управления человеческими ресурсами на практике, не причиняя при этом больших потерь предприятию.
Чуть позже, в 60-е гг. ХХ в. требования рабочих корпораций по улучшению их социально-экономического положения стали настойчивее, и многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды.
Все эти аспекты повлекли за собой создание особой системы управления, позже названной американской моделью менеджмента.
Американская модель менеджмента, как и все другие, опирается в первую очередь на культурный и исторический аспекты страны ее применения. Так, основу американской системы управления составляет принцип индивидуализма, возникший в американском обществе в XVIII-XIX вв., когда в страну прибывали сотни тысяч иммигрантов, которые осваивали огромные территории, вырабатывая такие черты характера, как инициативность.
Таким образом, главная ставка в американском менеджменте делается на яркую личность. При найме работника, американские корпорации активно сотрудничают с университетами и школами бизнеса, которые охотно доставляют сведения о своих студентах. На данном этапе подбора служащих сотрудничающие стороны, корпорации и учебные заведения, имеют собственные выгоды, т.к. с одной стороны - корпорации получают ценный кадр, будучи при этом полностью осведомлены о его успехах во время обучения, а учебные заведения при устройстве своего студента на рабочее место в солидной фирме - поднимают свой престиж. [6, C.89-95]
В случае финансовых проблем на предприятии, рабочие редко расцениваются как незаменимый ресурс, что приводит к сокращению штата.
Заработная плата работника американских компаний устанавливается в соответствии со спросом и предложением на рынке труда. В исключительных случаях нанимающая сторона может использовать дополнительные поощрения для того, чтобы ещё больше заинтересовать соискателя в получении рабочего места, но такая система работает опять-таки в индивидуальных ситуациях.
Дальнейшая заработная плата работника складывается, опираясь на его личные успехи на занимаемой им должности. Трудовой стаж в данном случае играет незначительную роль, однако зачастую решения о повышении-понижении заработной платы свершаются, базируясь на внешних факторах, таких как инфляция.
Повышение рабочего стимула служащих корпораций США невелико. Исходными положениями при стимулировании рабочего так же являются его личные заслуги и в большей степени несут лишь материальную основу. Несмотря на то, что доходы президентов американских корпораций являются самыми высокими в мире, духовная составляющая стимулирования персонала оставляет желать лучшего. Американцы нацелены лишь на прибыль, и место своей работы рассматривают лишь как возможность заработка. Корпорации США редко выдают своим рабочим различные премии и поощрения, основной доход американца составляет лишь его заработная плата.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10