Рефераты. Управление в организации

-                     осознание важности и нужности работы, даже не слишком материально привлекающей работника.

-                     Рабочая среда;

-                     Вознаграждение;

-                     Безопасность;

-                     Личное развитие и профессиональный рост;

-                     Чувство причастности;

-                     Интерес и вызов;

         Ни одна потребность работника не будет удовлетворена и организация не достигнет своих целей без соответствующей мотивирующей организации труда. Исследователи выделяют 15 признаков мотивирующей организации труда:[21]

1.                 Любые действия должны быть осмысленными;

2.                 Люди хотят, чтобы их действия были важны для кого-то конкретно;

3.                 Каждый на своем рабочем месте хочет показать свои способности и свою значимость;

4.                 Каждый стремиться выразить себя в труде;

5.                 Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как можно улучшить свою работу, ее организацию;

6.                 Каждый сотрудник знает, как важен его труд для собственного успеха;

7.                 Каждый человек стремится к успеху. Успех – это реализованные цели;

8.                 Успех без признания приводит к разочарованию (необходимо признание и поощрение - материальное и моральное);

9.                 По тому, каким способом, в какой форме и как быстро сотрудники получают информацию, они могут судить, какова их реальная значимость в глазах руководителя;

10.            Люди негативно относятся к тому, чтобы решения об изменениях в их работе и рабочих местах принимались без учета их знаний и опыта;

11.            Каждому требуется информация о качестве собственного труда. Рядовому работнику она нужнее, чем начальнику;

12.            Каждая работа выигрывает от максимально возможной степени самоконтроля (контроль со стороны неприятен);

13.            Повышенные требования, дающие шанс для дальнейшего развития, воспринимаются гораздо охотнее, чем заниженные;

14.            Сотрудники остро реагируют, если их старания и полученные ими результаты приводят к тому, что их загружают еще больше, особенно, если это не компенсируется материально (так «убивают» инициативу);

15.            Имеется свободное пространство для инициативы в организации производства, для индивидуальной ответственности работников.

В настоящее время стили управления быстро меняются, что вызывает поиск новых комбинированных подходов к проблеме мотивации работников в организации, основанных на единстве экономических, управленческих и психологических моментов.

 

2.4.Управление конфликтом в организации

 

Не приводя множества определений организационного конфликта, отметим, что общей их чертой является блокада потребностей отдельных членов коллектива или целых социальных групп, столкновение интересов и целей. К организационным конфликтам относят:[22]

1). Конфликт целеполагания, в котором противоречивость целей перерастает в конфликтные взаимоотношения специализированных групп членов;

2). Конфликт между целями узкой группы руководителей организации и остальными членами организации;

3). Конфликт между структурными подразделениями организации;

4). Внутриорганизационный конфликт, связанный с подменой главной цели и носящий дисфункциональный характер.

Существуют и другие критерии типологии конфликтов. В зависимости от критериев выделяют личностные, межличностные, межгрупповые конфликты, открытые и скрытые конфликты, конструктивные и деструктивные и т.д. и т.п. Причинами возникновения конфликтов считают различие или пересечение интересов; различие в ценностных ориентациях, различные формы экономического и социального неравенства; неудовлетворенность формами отношений, в том числе и отдельных структурных подразделений; ошибочные действия руководства и т.д. и т.п. Условиями развертывания конфликтов являются

-                     технические условия (наличие лидеров в группировках, четкость целей конфликтующих сторон и т.д.);

-                     политические условия (условия применения власти руководителем, условия подчинения и т.д.);

-                     социальные условия (соотношения между статусами и ролевыми требованиями, наличие неформальных групп,  жесткость или либеральность нормативной системы организации и т.д.);

-                     психологические условия (эмоциональный настрой и т.д.).[23]

Способы управления конфликтом, применяемые в конкретной конфликтной ситуации, зависят от природы конфликта: рациональной или эмоциональной. В первом случае избирается стратегия целенаправленного воздействия на причины и условия конфликта; во втором – изменение  установок и ценностных ориентаций соперников.

При разрешении конфликтов руководитель целенаправленно воздействует на управленческие подразделения, на отдельные личности, а основное внимание направляет на изменение структуры, связей или технологии подразделений.

Основные организационные способы разрешения конфликта следующие:[24]

1.                 Образование подгрупп внутри конфликтующих сторон приводит к ослаблению внутригрупповой сплоченности, а значит к ослаблению конфликтной энергетики сторон.

2.                 Введение независимых контролирующих элементов  выражается в работе конфликтных комиссий, экспертных советов, склоняющих стороны к примирению на основе справедливого разрешения конфликта.

3.                 Замена лидеров или руководителей отдельных групп, подразделений приводит к нарушению координации действий конфликтующей стороны.

4.                 Ротация заключается в перемещении членов организации из одной структурной единицы в другую. Этот чисто организационный способ дает возможность территориально разъединить противников.

5.                 Изменение содержания труда дает возможность переключить интересы с конфликта на содержание труда.

Описанные выше способы не являются единственными. На каждом этапе конфликта в конкретной ситуации противостояния руководитель может выбрать наилучший с его точки зрения способ разрешения конфликта, в том числе и устранение собственных ошибочных действ, в виде нарушения служебной этики, нарушения трудового законодательства или несправедливой оценки подчиненных и результатов их труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Социология управления позволяет оптимизировать управленческие процессы в организации, а также перестроить их в связи с последними достижениями управленческой науки. Практическую значимость социологии управления невозможно переоценить. Гражданский долг и ответственность заставляют прилагать все усилия для развития управленческого потенциала на своем рабочем месте. От того, как каждый руководитель будет понимать свои управленческие функции и роли зависит эффективность организации в целом.

Социологические знания, наряду с экономическими, юридическими, психологическими дают возможность построить управление на принципиально новых основаниях, учитывая требования времени. Накопленное научное знание должно быть сориентировано не столько в отношении отдельных руководителей, менеджеров, сколько в отношении базового организационного процесса – управления.

Особый вопрос – вопрос о будущем организаций и их управлении.

Традиционные представления об управлении как некотором результате и функции организации, оставаясь верными, в настоящее время, отходят на задний план. В центре внимания находится управление, формирующее организацию, ее культуру. Организации будущего, скорее всего, будут представлять собой самоорганизующиеся структуры, характеризующиеся автономностью, самоподдержанием и активностью. Реально разрешимой на практике проблемой – соотношение формальной и внеформальной организаций, использование потенциала их взаимодействия в управленческом процессе.

Развитие идеи организационной культуры логически привело к осознанию ее огромной важности как характеристики, усиливающей значение гуманизма в управлении. Сегодня идея гуманизма звучит еще явственней в связи с возрастанием конкуренции и взаимозависимости в мировой экономике, возникновением международных информационных систем, а также проявлением тенденции в управлении опираться на научно обоснованный «здравый смысл», предполагающий учет данных об организационных изменениях, в том числе и на индивидуальном уровне.

Заканчивая данную работу, нам бы хотелось отметить, что управленческая деятельность находится в тесной зависимости от достижений науки и опыта практики. Раскрытие реального управленческого потенциала организаций, во многом, зависит от общего уровня культуры и образования работников, менеджеров, управленцев высшего звена.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1.                 Социология: краткий тематический словарь//под общ. ред. Волкова Ю.Г. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001.

2.                 Тощенко Ж.Т.Социология. М., 2003.

3.                 Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001.

4.                 Удальцова М.В. Социология управления. М., Новосибирск, 2000.

5.                 Занковский А.Н. Организационная психология. М.,2000.

6.                 Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.,2002.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник. М., 1995.


[1] Тощенко Ж.Т. Социология. М., 2003.

[2] Пригожин А.И. современная социология организаций. Учебник. М.1995. §4.

[3] Фролов С.С. Социология организаций. М.,2001.

[4]Организацией социальной управление// Социология: краткий тематический словарь/ ред. Ю.Г.Волков. Ростов-на-Дону. Феникс.2001.

[5] Удальцова М.В. Социология управления. М., Новосибирск. 2000. С. 11.

[6] Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001. С. 58.

[7] Занковский А.Н. Организационная психология. М.,2000.С. 288

[8] Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001. С. 186.

[9] Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001. С.194

[10] Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001. С. 125.

[11] Там же. С. 128.

[12] Удальцова М.В. Социология управления. М., Новосибирск, 2000.

[13] Удальцова М.В. Социология управления. М., Новосибирск, 2000.

[14] Фролов С.С. Социология организаций. М.,  2001. С. 190.

[15] Там же. С.192.

[16] Удальцова М.В. Социология управления. М., Новосибирск, 2000. С.101.

[17] Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995. С. 77.

[18] Фролов С.С. Социология организаций. М. 2001. С. 301.

[19] Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.,2002. С. 62.

[20] Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001. С. 307.

[21] Удальцова М.В. Социология управления. М., Новосибирск, 2000. С. 74.

[22] Организационный конфликт //Социология: краткий тематический словарь. Ростов-на-Дону., 2001.

[23] Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001. С. 285.

[24] Там же. С. 293.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.