Этот показатель интересен и по группам – руководителей, специалистов, рабочих. Следует учитывать содержание деятельности сотрудников этих категорий. К примеру, в науке необходим высокий образовательный уровень. Чем менее содержательна сфера труда (например, грузчик, уборщица) – тем предпочтительнее невысокий уровень образования работников. Сотрудники с высоким образовательным статусом имеют и более высокий уровень притязаний, а это приводит к неудовлетворенности и снижению мотивации при их занятости несодержательным, с интелектуальной точки зрения, трудом [56, С. 201]. Анализ структуры коллектива ООО «ОРтранс» в зависимости от образовательного уровня согласно учетным данным кадрового отдела представлен в таблице 11.
Таблица 11Структура коллектива ООО «ОРтранс» в зависимости от образовательного уровня
Сотрудники
Итого
Образование
Количество
в % к итогу
среднее
в % к общему итогу
специальное
Неполное высшее
Высшее
в % к
к общему итогу
Мужчины
210
89,36
3
1,28
56
23,83
23
9,79
128
54,47
Женщины
25
10,64
0
0,00
4
1,70
18
7,66
235
100
60
25,53
26
11,06
146
62,13
Анализ показал, что среди сотрудников большую долю занимают сотрудники с высшим образованием – 62,13% и со средне-специальным образованием – 25,53%. Чуть меньше составляет количество сотрудников, имеющих неполное высшее – 11,06 %. Наименьшая доля принадлежит сотрудникам со среднем образованием – 1,28%. При этом 7,66% из 10,64% женщин имеют высшее образование и 1,28% - неполное высшее; у мужчин высшее образование имеют 54,47 из 89,36%, а неполное высшее – 9,79%.
Для профессиональной деятельности высшее образование является наиболее предпочтительным, но здесь необходимо иметь в виду, что человек с высшим образованием имеет более высокие жизненные притязания, желание карьерного роста соответственно своему образованию, высокие амбиции и т.п. Таких людей сложнее мотивировать к неинтеллектуальному труду. Специфика деятельности ООО «ОРтранс» позволяет использование как в основном, так и в обслуживающем производстве специалистов со средне-специальным образованием, чем не воспользовалось руководство ООО «ОРтранс».. На наш взгляд, преобладание сотрудников с высшим образованием негативно сказывается на социальном развитии коллектива, так как неудовлетворение профессиональных амбиций ведет к неудовлетворению своей деятельностью, к социальной напряженности, что, соответственно, является предпосылкой к увеличению текучести кадров.
Анализ итогов анкетирования подтвердил наши выводы: так, люди с высшим и неполным высшим образованием (69%) на вопрос № 9 (см. Приложение 18) отметили практически все условия труда на рабочем месте знаком «минус», со средне-специальным образованием – всего 1% отметили все условия знаком «минус», и 2% - один-два фактора.
Также именно сотрудники с высшим образованием оценили категорию тяжести их труда по третьему и четвертому уровню, а рабочую нагрузку как завышенную и чрезмерно завышенную, в то время как работники, имеющие среднее и средне-специальное образования склонялись к мнению, что их труд по категории относится в основном к первой и ко второй группам, рабочая нагрузка нормальная. Отметим также, что среди анкетируемых, которые оценили отношения в коллективе и с руководством как неудовлетворительные, удельный вес сотрудников с высшим образованием выше. Для оценки социального развития коллектива одним из важнейших критериев является текучесть персонала, которая оценивает качество всех сторон работы с персоналом. Под текучестью персонала понимают увольнение сотрудников по собственному желанию, то есть сюда не входят увольнения по сокращению штатов, в связи с выходом на пенсию или призывом в Вооруженные силы [16, С. 111]. В таблице 12 представлен анализ текучести кадров по учетным данным отдела кадров за 2007-2009 гг.
Таблица 12
Текучесть кадров ООО «ОРтранс» за период 2007-2009 гг.
Уволившиеся сотрудники
Возраст
кол-во
18-25 лет
25-35 лет
35-45 лет
45 лет и выше
1
2
5
6
7
8
9
10
11
Мужчины,
из них
54,3
13,0
10,9
6,5,
23,9
2,2
-
средне-специальное
4,3
неполное высшее
6,5
высшее
16
34,7
8,7
4,4
15,2
Женщины,
21
45,6
12
26,1
13
46
39,1
17,4
34,8
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12