Социальная служба – это, прежде всего, организация, и, как любая организация, она должна иметь четкие цель и задачи, иерархию, состав, структуру, принципы, методы и технологии функционирования, а также разработанную стратегию дальнейшего развития. Нами будут рассмотрены следующие аспекты деятельности социальной службы: 1) строение организации – цели, иерархия, состав, структура; 2) функционирование организации - организационные отношения, взаимодействие социально-психологических и административных факторов, процессы принятия и осуществления решений; 3) приоритеты деятельности социальной службы – направления, методы, принципы осуществляемой деятельности [35].
Смысл существования социальной службы, как любой организации, - выполнять определенный социальный запрос и, как любая организация, она должна иметь для этого организационные элементы, средства, ресурсы. Можно предположить, что от того, насколько адекватны социальному запросу цели, иерархия, состав, структура, средства, ресурсы социальной службы, зависит его успешность, выживаемость и, наконец, эффективность.
Одним из важнейших эффектов организации является её способность определять положение работников в системе социальной стратификации, определять их социальный статус[36].
Социальная служба – это некоммерческая организация учрежденческого (или клиентурного) типа, которая является одним из механизмов системы социальной защиты населения региона и призвана оказывать социальную поддержку лицам, находящимся в тяжелой жизненной ситуации. То есть социальная служба – это организация, ориентированная на общественную жизнь, на адаптацию людей в обществе, а значит, действует в интересах человека и ради него. Очевидно, что:
- чем отчетливее социальная служба будет осознавать себя элементом общей системы, тем более гармонично она впишется в нее, больше будет иметь перспектив;
- стратегические цели социальной службы должны включать в себя общественные цели или коррелировать с ними;
- налаженное взаимодействие социальной службы с другими организациями – залог здоровья, продуктивной и эффективной жизнедеятельности.
Однако, являясь частью общей системы, социальная служба должна сохранять свою индивидуальность и не должна дублировать структуру и функции других. Именно индивидуальность, уникальность, незаменимость делают социальную службу ценным достоянием общества, а значит, и обеспечивают её существование. «Уникальность организации, способность иметь свое лицо и в то же время ее вписываемость в общую систему – важные факторы ее выживания и успеха. Редкая и ценная услуга надежно закрепляет за ней статусную нишу, репутацию и известность; эта услуга – плата за существование»[37].
Как мы уже отметили, социальная служба создана как инструмент решения общественных задач, средство достижения цели. С этой точки зрения на первый план выступает цель деятельности организации. Цель деятельности социальной службы – способствовать преодолению кризиса, в котором находится человек, обратившийся сюда за помощью, активизируя для этого, как потенциальные ресурсы клиента, так и средства и ресурсы, имеющиеся в распоряжении социальной службы. Под потенциальными ресурсами клиента понимаются: его готовность не только принимать помощь, но и самостоятельно решать свои проблемы; готовность и способность нести ответственность за свою жизнь; желание добиться успеха, то есть активная жизненная позиция.
Средствами и ресурсами социальной службы являются: методы и технологии преодоления кризисных ситуаций; штат сотрудников, которые обеспечивают применение этих методов и технологий; материально-техническая и финансовая база; связи с социальными службами, общественными и коммерческими организациями, которые могут способствовать преодолению кризисной ситуации клиента; уровень профессионализма и осознание сотрудниками общих целей. Таким образом, все, что входит в структуру службы является средствами и ресурсами целедостижения, то есть влияет на качество и объем предоставляемых услуг. Любые противоречия в этой системе, прежде всего, будут влиять на клиентов организации.
Анализируя опыт работы саратовского Центра помощи, мы можем сделать вывод, что сотрудники данного центра в своей деятельности пытаются соблюсти баланс между двумя, к сожалению, противоречащими друг другу целями: оказание поддержки попавшим в трудную жизненную ситуацию людям и обеспечение стабильного функционирования центра. Причем, в условиях проблемного, противоречивого функционирования и ограниченных ресурсов на первый план выдвигается вторая цель, в ущерб первой, это рождает необходимость в оказании поддержки клиенту следовать установке «Что мы можем сделать», а не установке «что мы должны сделать». В результате работа строится по принципу «что будем делать», а не по принципу «чего мы должны достичь». Такая ситуация вызывает у специалистов неудовлетворенность своей работой и потерю её значимости: «Смысл-то какой? Скоро превратимся в перевалочный пункт для бумаг!» (специалист по социальной работе, жен., 34 года)
Четкость в постановке цели и её осознаваемость сотрудниками важна, как ни в какой другой организации, так как от этого зависит судьба тех людей, которые обращаются сюда за помощью. От того, что специалисты считают благом для своего клиента, зависит, что и как они будут делать, помогая ему преодолеть кризис. Как следует из анализа интервью с сотрудниками одной из социальных служб, цель своей личной деятельности и деятельности организации в целом каждый сотрудник определяет по-своему, исходя из своих собственных взглядов, установок, предпочтений. Если же, работники социальной службы не имеют общей единой цели, то они не могут обеспечивать клиентам действенную поддержку.
Кроме того, любая форма активности сотрудника социальной службы должна быть подчинена выполняемой им в этой организации функции. То есть он должен знать, в чем заключается его конкретная деятельность, какие задачи он должен решать. С этой точки зрения социальная служба является иерархической системой, в которой отношения и связи работников функционально определены. Иерархия в данном случае представляет собой форму разделения труда на общие и частные функции, на решение и исполнение. Для того, чтобы избежать произвольности сотрудников в понимании цели, а также в осуществляемых ими функциях, в социальной службе, также как и в любой другой организации, существует формализация связей и отношений. Выделяют следующие направления формализации[38]:
- административно-правовое, определяющее статус и компетенцию как всей организации, так и различных ее частей, правовое положение работника и общие вопросы подбора и расстановки кадров, способы контроля и отчетности;
- экономическое, определяющее финансовые средства, средства стимулирования;
- технологическое, определяющее последовательность и ритм трудового процесса;
- логико-системное, определяющее рациональность и эффективность построения организации как системы, ее коммуникации, операционные возможности;
- оперативно-управленческое, определяющее методы воздействия на поведение сотрудников организации;
- социокультурное, включающее принятые в данной среде нормы поведения и взаимоотношений;
- психологическое, отражающее в структуре организации особенность мышления ее сотрудников (ориентации, ценности, представления, стереотипы, традиции).
Анализ формальной организации и повседневных практик взаимодействия в социальной службе может стать источником понимания существующих противоречий, а также позволит выделить и операционализировать факторы, влияющие на эффективность деятельности социальной службы.
Центры помощи женщинам, семье и детям начали создаваться в разных регионах России с 1996 года. Это принципиально новый вид социального сервиса, возникший в ответ на социальный запрос общества по инициативе и под ведомством государственных структур управления системой социальной защиты населения. В советский период развития социальной сферы организаций с такими структурой, целями и задачами не существовало. Особенностью этого типа социальных сервисов является комплексное социальное обслуживание семьи и детей.
Социальная служба (именуемая далее центр, как её называют сотрудники и клиенты), характеристики которой мы будем рассматривать далее, была создана в мае 1997 года. Развитие центра значительно осложнялось недостаточной материально-технической и методической базой. Одна из сотрудниц центра охарактеризовала этот этап развития центра следующим образом: «Центр работал не на полную мощь и мы, как говорится, не могли во всех средствах массовой информации оповещать о существовании этого центра. И тут, когда не хватало нам клиентов с 98-го по 99-тый, сказали, что мы будем находить те малоимущие, малообеспеченные семьи и приглашать их в центр. Даже вот так стоял вопрос. А чтоб всех сюда созывать - смысл какой? Мы им ничем не могли помочь на тот момент. Здесь был мертвый сезон, не сказать, что ажиотаж был. Что народ сюда валил, не знай как, не было этого» (Специалист по социальной работе отдела приема, 24 г.,жен). Не было соответствующих задачам Центра условий работы: помещению требовался капитальный ремонт и перестройка (это относится и к социальному общежитию, и к центру), не было никакой офисной техники и оборудования. «Перелом наступил, центр начал работать понемножку, хотя он и сейчас не на всю мощь работает, вот где-то с июля 99 года» (специалист по социальной работе отдела приема 33г.,жен.). Перемены эти сотрудники связывают с приходом нового руководства, а точнее, с приходом нового директора. По словам сотрудников, за четыре с небольшим года существования центра, здесь сменились «два директора, а между ними два исполняющих обязанности».
Итак, на момент проведения исследования, центр находился на новом этапе своего развития. Что же это за служба, как и зачем она возникла? «Центр является учреждением муниципальной системы социального обслуживания населения, осуществляющим на территории г.Саратова оказание разнообразной социальной, психологической, педагогической, юридической, медицинской и другой помощи и поддержки женщинам, семье и детям, находящимся в кризисной ситуации. Центр создан в соответствии с постановлением администрации города при управлении социальной защиты населения департамента социальной сферы администрации г.Саратова. Учредителем Центра является Управление социальной защиты населения департамента социальной сферы администрации г.Саратова…»[39].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14