Рефераты. Управление сферой соцзащиты населения на примере Саратовского региона

Управление сферой соцзащиты населения на примере Саратовского региона

Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского














Управление сферой соцзащиты населения на примере Саратовского региона

Дипломная работа













Саратов 2007


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы управления системой социальной защиты

1.1 Сфера социальной защиты населения региона как объект управления

1.2. Управление развитием социальной сферы

Глава 2. Управление развитием сферы социальной защиты населения региона

2.1. Региональная социальная политика

2.2. Функции органов управления развитием сферы социальной защиты населения региона

2.3. Инструменты и методы управления развитием социальной сферы региона

Глава 3. Управление сферой социальной защиты населения региона (на примере Саратовской области)

3.1. Управление социальной защиты населения в Саратовском регионе

3.2. Оценка эффективности управления сферой социальной защиты населения на примере деятельности социальных служб

Заключение

Список литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность Незавершенность в России социально-экономических преобразований обусловливает необходимость пересмотра подходов к реализации государственной социальной политики.

Отсутствие в течение длительного времени отечественной доктрины в области социальной сферы фактически поставили под сомнение возможность дальнейшего развития российского общества, создания условий для обеспечения достойного уровня жизни российских граждан. Попытки органов власти коренным образом изменить сложившуюся критическую ситуацию пока что не приносят желаемых результатов, поскольку благосостояние населения должно основываться на свободном труде, обеспечивающем получение высоких и гарантированных доходов.

Кроме того, большая часть населения оказалась в условиях негативных проявлений социальных рисков и кризисных жизненных ситуаций. Все это указывает на необходимость реформирования системы социальной защиты населения, ибо существующая ее модель является в значительной степени неэффективной, оставаясь, по сути, советской моделью социального обеспечения. В результате, применяемые к управлению социальной защитой населения подходы, не учитывают специфику ее функционирования в условиях рыночных отношений, демократизации государства и становления гражданского общества.

Данные условия требуют применения к управлению социальной защитой населения системного подхода, рассмотрения ее как сложной системы во всей совокупности составляющих элементов, их свойств, связей и отношений, а также структурных и функциональных зависимостей.

Необходимость разработки новой модели управления социальной защитой населения с учетом отечественного и зарубежного опыта, а также практическая востребованность такой модели на уровне субъекта Российской Федерации определяют актуальность дипломного исследования.

Степень разработанности. В настоящее время в отечественной литературе вопросам управления социальной защитой населения уделяется немалое внимание.

Так философско-методологический аспект социальной защиты различных групп населения рассмотрен в исследованиях Е.И. Холостовой, Н.С. Слепцова, А.Н. Авербянова, Г.С. Батищева, Л.П. Буевой, В.Г.Лисовского, Н.И. Ловцовой, В.Н. Ярской, Е.Р. Ярской-Смирновой и др.

Социально-психологический аспект социальной защиты в рамках социальной работы является предметом исследования таких ученых, как А.А.Бодалев, В.В. Давыдов, Д.И. Фильдштейн, А.И. Уманский, А.С.Чернышов и др.

Вопросы организации процесса социальной защиты рассматриваются в работах Р.Х. Шакурова, В.А. Слатенина, А.В. Петровского и др. В исследованиях М.Л. Захарова, Э.Г. Тучковой, М.И. Лепихова, А.Н. Савинова, Л.В. Тихомирова, М.Д. Тихомировой, В.Ш. Шайхатдинова и других ученых представлены правовые аспекты организации и функционирования социальной защиты населения.

Зарубежный опыт формирования моделей социальной защиты населения описывается в трудах В.В. Антропова, С.В. Кадомцевой, Г.А.Кузнецова и других авторов, где анализируется специфика организации системы социальной защиты в условиях развитых рыночных отношений и делаются выводы о возможности учета опыта передовых социальных государств в российской практике.

Особое внимание социальной защите трудоспособного населения уделяли Н.К. Акиншина, З.С. Богатыренко, О.И. Боткин, Н.А. Иванова, А.Я. Кибанов, Р.П. Колосова, Г.И. Мечковский, Е.Е. Мачульская, Ю.Г. Одегов, И.С. Ремизов, Л.С. Бушуева, Н.А. Горелова, Б.М. Генкин, Г.Х. Гендлер, Г.А. Ковалева, В.М. Маневич, Э.Р. Сураханов, Г.Н. Черкасов и др.

Разработке основных концептуальных положений, направленных на повышение эффективности организационного механизма социальной защиты населения, посвящены исследования Е.А. Волосниковой.

В трудах В.Н. Бобкова, Н.А. Волгина, Л.П. Храпылиной, В.И. Жукова, Н.М. Римашевской, С.Н. Смирнова, Т.Ю. Сидориной, Н.И. Ловцовой, П.В. Романова и др. социальная защита населения рассматривается как одно из основных направлений социальной политики государства.

В работах А.М. Бабич, Е.В. Егорова, Е.Н. Жильцова, В.Д. Роик, С.В.Шишкина основной и перспективной формой социальной защиты населения в условиях развития рыночных отношений выступает институт социального страхования.

Однако, научные разработки, в которых бы комплексно рассматривались теоретические аспекты управления социальной защитой населения региона, практически отсутствуют, несмотря на объективную необходимость такого рода исследований, что и послужило основанием для выбора темы, а также постановки цели и задач исследования.

Эмпирическое исследование в рамках качественной методологии основано на методологических принципах, разработанных А.Готлиб, М.Киблицкой, И. Масалковым, П. Романовым, В. Семеновой, В.Ядовым.

Целью работы является изучение современной политики и практики управления системой социальной защиты населения региона, а также теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению её функционирования.

Объектом исследования является социальная защита населения региона. Предметом исследования является политика и практика управления системой социальной защиты населения региона.

Методологической основой работы послужили общенаучные методы исследования, ситуационный и системный подходы, структурно-функциональный анализ, методы научной абстракции и моделирования, статистические методы и стратегия кейс-стади.

Теоретическую основу исследования составили федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию и управлению различными отраслями народного хозяйства, труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам социальной защиты населения, законодательные и нормативные документы Российской Федерации по вопросам управления социальной защитой населения; теоретические модели и концепции научных школ по организации управления сферой социальной защиты в целом и региональной социальной защитой, в частности.

В качестве информационной базы использованы материалы Федеральной службы государственной статистики, статистические данные, опубликованные в периодической печати, аналитические и программные материалы Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительства Саратовской области.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА


1.1 СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ


Содержание понятия социальная сфера, как и любой научной категории, многопланово. В литературе можно выделить несколько подходов к определению социальной сферы.

Первый понимает ее как совокупность больших социальных групп: классов, наций, народов и так далее, - полагая, что такое представление о социальной сфере отражает глубокий уровень общественной жизни, носит сущностный характер, в отличие от представления о ней как просто суммы локальных социальных образований. В основном понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. Но при такой постановке вопроса социальная сфера утрачивает функциональные признаки и главнейший из них - обеспечение воспроизводства общества. Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя в научном анализе категорию социальная сфера, они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг и трактуют ее как совокупность отраслей народного хозяйства, в той или иной мере задействованных в процессе удовлетворения социальных потребностей граждан, работники которых получают соответствующие доходы из средств, выделяемых обществом на эти потребности. В данном случае социальная сфера предстает только как социальная инфраструктура, вне деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений[1].

Ряд авторов, полагая, что социальная сфера занимает своего рода промежуточное положение между экономической и политической системами и выступает как бы передаточным звеном от экономики к политике, считают неоправданным выделение социальной сферы как некоторой относительно самостоятельной области общественных отношений. Социальная сфера является частью других сфер жизнедеятельности общества и не представляет собой самостоятельную подсистему общества. Такой подход, с нашей точки зрения, также неправомерен, поскольку только социальная сфера в отличие от других сфер жизнедеятельности общества выполняет функцию социального воспроизводства населения. В основе ее выделения лежит деятельность по воспроизводству населения и отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности[2].

Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и вместе с тем многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства дифференцированных социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы функционирования и развития социальной сферы обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления.

Рассматривая структуру социальной сферы, ее основные компоненты, уточним, какие объекты и процессы, на наш взгляд, можно отнести к социальной сфере, а какие - к внешней среде.

Социальная сфера не имеет жестких пространственных и временных рамок. Она существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими сферами общества: материально-производственной, политической, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности. С другой стороны, условием развития социальной сферы является функционирование других сфер, поскольку в них продуцируются материальные, духовные блага и ценности, реализуются функции политического управления обществом. Таким образом, социальная сфера как бы "перекрывается" другими сферами, собирая, как в фокусе, все предпосылки воспроизводства и развития общества. В этом смысле все другие сферы общества могут рассматриваться как среда. По отношению к ним социальная сфера выступает как фактор укрепления и поддержания стабильности социальных отношений и процессов, их относительного равновесия. Это является непременным условием сохранения целостности всей общественной системы[3].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.