Рефераты. Управление предвыборной кампанией

Второй ограничитель - высокие расценки на политическую рекламу в основных печатных изданиях и на телевидении.

Победу на выборах одержала Народно-демократическая партия «Нур Отан». Одной из причин того, что Мажилис парламента теперь представляет одна партия можно назвать профессиональное и продуманное проведение предвыборной кампании, грамотное использование политтехнологий. к дгугим причинам можно отнести:

Во-первых, успешность «Нур Отана» была предопределена уже тем условием, что лидером партии является сам Глава государства.

Во-вторых, «Нур Отан» выступал единой общественно-политической силой, выражающей интересы всех казахстанцев.

В-третьих, «Нур Отан», как уже отмечалось многими экспертами, отличает наличие глубоко проработанной, стратегически выверенной и научно обоснованной платформы.

В-четвертых, деятельность «Нур Отана» представляла собой целостную, целенаправленную и системную кампанию.


2.3 Анализ – президентские выборы


Согласно Конституции Республики Казахстан Президент является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики - символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

С 1989 года страной правит действующий президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, когда он стал первым секретарем Центрального Комитета Коммунистической партии Казахстана. В 1990 году Назарбаев на безальтернативной основе был избран Президентом КазССР. После обретения Казахстаном независимости в 1991 году вновь состоялись безальтернативные президентские выборы. В 1995 году состоялся республиканский референдум, на котором полномочия президента были продлены до 2000 года. В том же году в Казахстане была принята новая Конституция, в соответствии с которой, но уже в 1998 году Парламент постановил сократить срок президентских полномочий, продленных референдумом 1995 года, и назначил выборы главы государства. В январе 1999 года состоялись новые выборы главы республики. Эти выборы проводились на альтернативной основе, и, набрав 79,78% голосов и опередив трех других кандидатов, Н.Назарбаев начал свой первый, в соответствии с новой Конституцией, срок президентского правления. Таким образом, на выборах 2005 года, после 16-ти лет нахождения у власти, Н.Назарбаев принял решение баллотироваться в качестве кандидата в Президенты РК на второй срок.

Согласно Конституции страны, Президентом Республики Казахстан может быть избран гражданин республики по рождению, не моложе 40 лет, обладающий активным избирательным правом, свободно владеющий государственным языком (казахским) и проживающий в Казахстане не менее 15 лет. Не может быть кандидатом в Президенты лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята в установленном законом порядке.

Претендент на пост Главы государства должен быть поддержан не менее чем одним процентом от общего числа избирателей, в равной мере представляющих не менее двух третей областей, город республиканского значения и столицу Республики. Таким образом, кандидат должен предоставить не менее 85 989 подписей избирателей в свою поддержку. Избирательный взнос устанавливается в пятидесятикратном размере минимальной заработной платы (около 2,9 тыс. евро). Избирательный фонд кандидатов не должен превышать минимальную месячную заработную плату более, чем в двадцать семь тысяч раз (около 1,55 млн. евро).

Избранным считается кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если же ни один из кандидатов не смог набрать необходимое количество голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. В этом случае избранным признается кандидат, набравший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Право выдвижения кандидатов в Президенты принадлежит республиканским общественным объединениям, зарегистрированным в установленном порядке, а также гражданам - путем самовыдвижения. Выдвижение и регистрация кандидатов прошли согласно календарному плану основных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Казахстан, утвержденному ЦИК. Выдвижение кандидатов началось 8 сентября и закончилось за 2 месяца до выборов, то есть 3 октября 2005 года. Три кандидата были выдвинуты политическими партиями, один – республиканским общественным объединением, 14 человек использовали предусмотренное избирательным законодательством право самовыдвижения. Из 18 выдвинутых претендентов подписные листы для сбора подписей в их поддержку были выданы тринадцати, пять кандидатов ЦИК признала не соответствующими требованиям Конституции Республики Казахстан – не владеющими свободно государственным языком. Также в ходе сбора подписей были отмечены нарушения, вызвавшие многочисленные обращения граждан в избирательные комиссии, общественные организации по наблюдению за выборами, прокуратуру, государственные органы всех уровней. Из 13 кандидатов, получивших подписные листы, сдали их на проверку в территориальные избирательные комиссии шесть претендентов. Центральная избирательная комиссия приняла решение об отказе в регистрации одному кандидату в связи с тем, что количество собранных достоверных подписей в его поддержку не соответствовало нормам избирательного законодательства. Пять зарегистрированных кандидатов, исполнивших требование пункта 2 статьи 56 Конституционного закона “О выборах в Республике Казахстан”, продолжили избирательную кампанию, и сведения о них затем были внесены в избирательные бюллетени.

Таким образом, в предвыборной борьбе участвовало пять кандидатов, получивших регистрацию – действующий президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, лидер от объединенной оппозиции «За справедливый Казахстан» Жармахан Туякбай, председатель Экологического союза «Табигат» Мэлс Елеусизов, лидер коммунистической Народной партии Казахстана Ерасыл Абылкасымов и председатель демократической партии «Ак жол» Алихан Байменов.

Победа на выборах, безусловно, зависит от многих факторов: насколько яркую предвыборную программу удалось представить каждому кандидату, каков его имидж, высок ли политический рейтинг, насколько убедительно звучат обещания. Но самым важным, как считают специалисты, все же является проведение предвыборной агитации. Согласно законодательству предвыборная агитация начинается с момента окончания срока регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов. Таким образом, предвыборная агитация началась 25 октября 2005 года и должна закончиться 2 декабря в 24.00 по местному времени.

По мнению, ряда экспертов, избирательная кампания кандидатов в Президенты по количеству всевозможных агитационных материалов превзошла все предыдущие. Помимо традиционно используемых ранее методов (листовки, встречи с избирателями, газетные публикации и др.) активно стала использоваться политическая реклама. В частности к ней можно отнести огромные плакаты и небольшие светящиеся табло, которые были размещены практически на всех улицах в городах и селах. Политическая реклама – эффективное средство внедрения политических и идеологических ценностей, исходящих из ожиданий общественности. О чем ярко свидетельствовали размещенные на плакатах лозунги кандидатов в Президенты:

Н. А. Назарбаев - «Казахстан – только вперед!»

Ж. Туякбай - «Мы за справедливость и порядок»

А. Байменов - «Перемены без потрясений»

М. Елеусизов - «Мэлс Елеусизов – лидер новой эпохи»

Е. Абылкасымов - «Народный депутат – народный кандидат».

Из всего количества агитационных материалов, посвященных президентским выборам, 90 процентов - в пользу Нурсултана Назарбаева, пять процентов - за Алихана Байменова, а всё остальное, соответственно, по степени убывания за Ж. Туякбая, М. Елеусизова и Е. Абылкасымова. Причем агитационные материалы кандидатов различались не только по содержанию, но и по местам размещения. Так наглядная агитация Нурсултана Назарбаева наблюдалась практически повсеместно: в супермаркетах и на рынках, в автобусах и такси, на балконах многоэтажек, в виде желтых флагов с изображением черного коня. В свою очередь, сторонники Туякбая активно раздавали листовки и плакаты с изображением своего кандидата исключительно в оживленных районах города.

Несколько иначе обстояли дела в эфире казахстанских телевизионных каналов. Здесь, как и в наглядной агитации, доминировала предвыборная кампания Нурсултана Назарбаева, а вот на втором месте - Жармахан Туякбай, за ним - Алихан Байменов. Сразу же после телевизионных предвыборных роликов кандидатов в президенты, непременно появлялись информационные ролики, подготовленные Центризбиркомом Казахстана, которые не просто призывали людей придти на выборы, а убеждали их осознать важность предстоящего мероприятия.

По мере проведения предвыборной агитации различными институтами, наблюдателями велись социологические опросы. Согласно одному из них уже после первой недели агитационного периода рейтинг каждого из кандидатов изменился: рейтинг Н. Назарбаева повысился на 7,2%, у остальных кандидатов снизился. У Туякбая - на 3,8%, у Байменова - на 2,6%, Абылкасымова - на 2,1%, у Елеусизова - на 0,8%. Таким образом за Назарбаева готовы были отдать свои голоса 78,9% опрошенных, за Туякбая - 6,5%, Байменова - 4,2%, Абылкасымова - 0,4%, Елеусизова - 0,3%. Говоря о причинах падения рейтинга четырех кандидатов, высказывалось мнение, что поскольку опрос проводился после теледебатов, то невыразительные выступления участвовавших в них кандидатов отразились на снижении рейтинга. Даже, несмотря на то, что сами дебаты проходили в несмотрибельное время, что, однако, не помешало большому количеству избирателей следить за ними, особенно на селе. Следует отметить и то, что не все кандидаты принимали участие в теледебатах.

По мнению экспертов, преобладающее количество материалов о Н. Назарбаеве не было связано с его предвыборной кампанией и обусловлено освещением его деятельности как действующего Президента страны. Количество упоминаний о нем в государственных средствах массовой информации в качестве Президента значительно превосходит число упоминаний о нем как о кандидате. Более того, глава государства заявил, что не будет проводить специальной предвыборной кампании. Рейтинг действующего Президента, оценивавшийся в начале года в 60-65%, еще до начала агитационной кампании начал уже самовоспроизводящийся рост.

В целом же, предсказуемость результатов выборов привела к тому, что избирательная стратегия многих кандидатов была довольно бесцветной. Более 30% населения, согласно опросам, считают, что агитационная кампания прошла вяло. С точки зрения экспертов, не только кандидаты на пост главы государства, но и действующая власть не использовали в полной мере все имеющиеся ресурсы. Об этом свидетельствует плохая информированность населения, особенно в сельской местности. Активную агитационную работу вели только кандидаты А.Байменов и Ж.Туякбай, а также штаб Н.Назарбаева. Кандидаты Е.Абылкасымов и М.Елеусизов вплоть до последнего времени активной агитационной работы практически не вели. В особенности это касается региональных штабов кандидатов. Общий уровень ведения агитационной работы был невысоким, о чем свидетельствует плохая информированность населения о программах кандидатов.

Следует отметить, что государственные СМИ также активно вовлекались в предвыборную кампанию и в целом равномерно освещали предвыборную деятельность кандидатов. Общее количество статей, сюжетов, информационных сообщений по предвыборной тематике за агитационный период составило 2 513. Из них собственно агитационными или отражающими агитационную и предвыборную деятельность кандидатов в Президенты признано 1 587 материалов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.