Рефераты. Управление персоналом в организации (на примере ООО "Дубль-Дон")
Классификация работ - данный метод аналогичен предыдущему и отличается только
последовательностью реализации. Согласно этому методу в начале определяется
уровень зарплаты, затем подробно рассматривается сама работа. В условиях
рыночных отношений он менее приемлем, но был широко распространен в условиях
АКС. На каждую работу были установлены соответствующие нормы выработки,
составлены единые расценки на их оплату.
1.6 Формирование кадрового резерва
руководства организации
Современные организации заинтересованы в
профессиональном росте своих работников на всех уровнях иерархии и способствуют
этому. Однако существует группа должностей, которым организация уделяет особое
внимание. Это должности высших руководителей оказывающие исключительное влияние
на развитие организации. Способность выявлять и успешно готовить к работе в
высокой должности будущих руководителей является важнейшим фактором успеха в
конкурентной борьбе. Поэтому в организациях создают специальные системы
подбора, развития, перемещения 6удущих руководителей (резерв руководителей) и
рассматривают управление этой системой как стратегически важную задачу /14/.
Резерв работников на
выдвижение - это специально
подготовленные работники, которые по своим профессиональным и личным качествам
с учетом необходимости в любое время могут быть выдвинуты на вышестоящие
планируемые должности.
Источниками резерва руководящих кадров
являются:
• работники,
прошедшие аттестацию и рекомендованные на выдвижение;
• молодые
специалисты, проявившие себя на практической работе;
• заместители
руководителей разного ранга;
• работники
организации, оканчивающие высшие и средние специальные учебные заведения без
отрыва от производства, и др.
Резерв формируется на основании
результатов оценки персонала и анализа карьерных планов работников с
соблюдением:
принципа плановости учитывает объективную потребность опережающего
роста уровня подготовки руководителей по сравнению с технологическими и
социально-экономическими характеристиками производства;
принципа единства обеспечивает качественную подготовку
руководителей всех уровней управления;
принцип непрерывности реализуется в том, что система развития
разрабатывается на несколько лет работы специалиста (в зависимости от
конкретной группы должностей) и начинает реализовываться с момента его
выдвижения в резерв. Таким образом, обеспечивается переход от периодической (а
на практике лишь эпизодической) работы к непрерывному развитию специалиста. Это
осуществляется включением их в разнообразные виды деятельности, систематическим
самообразованием, а также регулярной подготовкой с отрывом от производства в
специализированных учебных центрах;
принцип «больше - лучше, чем меньше» состоит в том, что лучше включить в список
резерва кандидатов без потенциала, чем упустить управленческий талант. В то же
время число резервистов должно быть управляемым (от одного до трех па каждую
должность руководителя среднего звена);
принцип комплексности обеспечивает гармоническое сочетание и
взаимодополняемость основных видов трудовой деятельности работника, его
основных социальных ролей;
принцип «открытого списка» характеризует возможность попасть в резерв всем работникам,
удовлетворяющим формальным критериям, в том числе и для тех, кто не попал в
него или был выведен из его состава в какой-то момент времени;
принцип «не создавать касты неприкасаемых» означает, что
включение в резерв не должно означать никаких привилегий или гарантий
служебного роста. Речь может идти только о создании условий для
профессионального роста;
принцип участия высшего руководства гарантирует реальность работы с резервом;
принцип этичности и конфиденциальности гарантирует, что при проведении оценки и принятии
решения о зачислении или не зачислении работника в резерв будут соблюдены
процедуры, максимально оберегающие чувство собственного достоинства резервиста
и не снижающие его самооценки;
принцип гласности создает условия, при которых возможна
общественная проверка качеств резервиста.
Система подготовки резерва руководителей
предполагает решение следующих задач:
• определение
ключевых должностей и плана их замещения;
• определение
требований к будущим руководителям;
• выявление
работников организации, имеющих потенциал для занятия руководящих должностей;
• подготовка
индивидуального плана развития работников;
• реализация
планов развития работников;
• оценка
прогресса развития работников;
• обеспечение
плавного замещения освободившейся должности и адаптация в ней нового работника.
Первым этапом работы с резервом является определение ключевых должностей, т.е. тех
должностей, которые серьезно влияют на деятельность организации. Для
организации важно, кто занимает эти должности, поскольку их вклад в достижение
организационных целей исключительно высок.
Как правило, ключевыми должностями
являются должности руководителей организации (первый руководитель, его
непосредственные подчиненные, руководители филиалов и подразделений), а также
некоторые должности на более низких ступенях иерархической лестницы, например
узкие специалисты /2/.
Число и состав ключевых должностей зависят
от размеров и специфики организации. В крупных международных организациях их
число колеблется между 30 и 150-200 человек.
При определении оптимальной численности
резерва кадров необходимо принимать во внимание:
1) фактическую численность подготовленного
к данному времени резерва кадров всех уровней управления;
2) расчетное значение потребности в
руководящих работниках на ближайшие два-пять лет;
3) примерный процент выбытия из резерва отдёльных
работников из-за их несоответствия определенным требованиям (например,
невыполнение индивидуальной программы подготовки);
4) число руководящих работников
(высвобождающихся в результате организационных изменений), которые могут быть
использованы для последующего выполнения функций управления на другом участке.
При планировании резерва необходимо не
только определить, какие должности являются ключевыми для организации сегодня,
но и понять, какие из них понадобятся через год, два, пять лет. В большинстве
случаев трудно определить организационную структуру, однако можно
спрогнозировать, какие должности будут играть ключевую роль на основе анализа
стратегии развития организации, динамики внешней среды, изменений в деятельности
организаций-конкурентов.
Структура резерва кадров будет
оптимальной, если она отражает все уровни управления организации и
соответствует структуре должностей, которые могут быть заняты работниками,
входящими в резерв.
Критериями для зачисления работника в
резерв являются также:
а) мобильность (принципиальное согласие и
готовность к перемене места работы и жительства и т.д.);
б) способность переносить большие
физические и психологические нагрузки;
в) возможность освобождения от ранее
выполняемых функций.
При отсутствии хотя бы одного из требуемых
основных качеств у работника его не включают в число кандидатов на руководящую
должность.
Второй этап - это подготовка плана освобождения ключевых должностей. Для этого
руководство организации должно тщательно проанализировать сложившуюся ситуацию
с учетом возраста, перспектив продвижения, личных интересов, состояния здоровья
каждого из работников, занимающих ключевые должности, и определить сроки
освобождения каждой из них. Подготовленный план является основой для управления
подготовкой преемников.
Третий этап - определение требований к будущим руководителям. Этот этап играет важную
роль в процессе подготовки резерва. Без понимания того, какими качествами
(компетенциями) должны обладать занимающие ключевые должности руководители, организация
не может эффективно выбрать потенциальных преемников, подготовить планы их
развития и оценить готовность занять планируемую должность.
Те организации, которые научились
управлять этим процессом, получают колоссальную отдачу от времени и средств,
вложенных в работу с резервом, в виде безболезненной смены поколении,
сохранения традиций и привнесения свежих взглядов, что материализует в
продолжающемся десятилетиями успехе организаций /5/.
Многие организации ведут отбор в вузах, а для
принятых на работу «хай-по» создаются специальные программы развития продолжительностью
в несколько лет, которые включают работу в различных должностях и
подразделениях.
Периодическую оценку развития молодых
работников проводит высшее руководство, при этом основной акцент делается на то,
как работник демонстрирует и развивает свой потенциал, а не на конкретные
результаты работы.
2 Тенденции и конъюнктура развития ООО
«Дубль - Дон»
2.1 Особенности рынка мебельной продукции в ЮФО
Рост конкуренции между производителями
мебели и посредниками в современных условиях служит своеобразным толчком для
поиска новых нестандартных решений в области осуществления маркетинговых
исследований, управления персоналом организации, более внимательного отношения
к потребителю, его запросам и т.д.
Оценка тенденций спроса на мебель в Южном
Федеральном округе (ЮФО) имеет свои отличные тенденции в связи с большой
удаленностью от центра России, демографическими особенностями, уровнем жизни в
регионе и т.д. Хотя общие тенденции здесь все же просматриваются, но акценты в
них, можно сказать, идут с запозданием.
Прежде всего, следует выделить крайнюю
неравномерность потребления мебели по географическому фактору, в зависимости от
которого среднедушевое потребление мебели в Федеральных округах России
отличается больше, чем на порядок (табл. 4).
Таблица 4
Среднедушевое потребление
мебели в Федеральных округах России
Федеральный округ
Потребление мебели на сумму, долл.
Российская
Федерация
16,9
Центральный
в т.ч. Москва
14,7
78,5
Северо-Западный
25,4
Южный
8,5
Приволжский
4,7
Уральский
21,5
Сибирский
9,3
Дальневосточный
15,2