Как видно из данных таблицы 6, 43,29% общей численности приходится на рабочих I разряда, 17,58% на рабочих II разряда и далее с увеличением разряда численность рабочих уменьшается. Такой структурный сдвиг численности в сторону рабочих низших разрядов показывает, что на предприятии много молодых рабочих, лишь недавно пришедших на производство, что подтверждается анализом состава и структуры работающих по возрасту. Столь существенный излишек неквалифицированной рабочей силы требует большой работы по обучению персонала. С другой стороны, не хватает высококвалифицированной рабочей силы. Известно, что подготовка рабочего высшего разряда занимает несколько лет, поэтому администрации предприятия наряду с обучением персонала имеет смысл привлекать опытные кадры со стороны. Так как финансовое положение предприятия довольно устойчивое, труд квалифицированных рабочих можно стимулировать дополнительно.
Прием и отбор персонала на работу в ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" идет на основании рекомендаций сотрудников отделов, а также по результатам запросов в центры занятости и кадровые агентства. Основным критерием оценки работников является их трудовая деятельность, образование, они должны быть новаторами, инициативными, контактными, с долговременной ориентацией, готовые рисковать и нести ответственность. Также небольшим процентом (15%) является принятие сотрудников через консультативные фирмы.
При наборе персонала в 2007 г. ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" обращалось к следующим кадровым агентствам: "Статус", "АТТИКА", "АНКОР" и "Коллекция открытий". Однако наиболее эффективной оказалась работа с агентством "Коллекция открытий", так как оно работает без предоплаты, то есть услуги оплачиваются только после того, как выбран кандидат. Сроки подбора специалистов составляют от 1 до 3 недель, а стоимость услуг составляет от 12 до 17% от годового дохода специалиста. Агентство берет на себя ответственность за соответствующее исполнение кандидатом своих обязанностей в течение испытательного срока, обычно от 3 до 6 месяцев. В случае если кандидат не проходит испытательный срок, агентство гарантирует бесплатную замену кандидата.
Поиск кандидатов агентством осуществляется:
1) в собственной базе данных (она достаточно обширная, ежедневно увеличивается на 80-100 резюме: по факсу, электронной почте);
2) поиск через рекламу в СМИ;
3) поиск через Internet;
4) поиск с помощью сайта агентства www.ko. by, который является лидирующим во многих рейтингах;
5) прямой поиск руководителей и эксклюзивных специалистов из числа успешно работающих в настоящий момент (у агентства установлены тесные связи с профессионалами различных сфер деятельности, что позволяет быстро и точно выходить на необходимых специалистов).
Процедура оценки и отбора кандидатов агентством "Коллекция открытий" следующая:
1) анализ резюме и анкет кандидатов, в которых большое внимание уделяется не только персональным данным, но и деловым качествам кандидатов (образование, опыт работы, уровень пользования компьютером, владение иностранным языком), их способности к объективной самооценке. Анкета позволяет составить общую и профессиональную характеристику о кандидате, и определить степень конкурентоспособности кандидата на рынке труда;
2) телефонное собеседование;
3) собеседование в офисе кандидатов со специалистами по подбору персонала;
4) проверка рекомендаций с предыдущих мест работы.
И только после этого данные по кандидату поступают в отдел кадров ОАО "Клецкий маслодельный комбинат". В отделе кадров работают 5 человек.
Основное содержание работы отдела кадров:
1) формирование кадров организации (планирование, отбор, наем, высвобождение, анализ текучести);
2) развитие работников (профессиональная ориентация и переподготовка, аттестация и оценка персонала, продвижение по службе);
3) совершенствование организации труда и его стимулирование, создание безопасных условий труда.
Задачи, которые стоят перед отделом кадров:
1) всесторонняя поддержка бизнеса;
2) формирование политики прогноза персонала, поддержки творческого отношения к делу;
3) обеспечение высокого уровня профессионализма и качества экспертизы в кадровых вопросах;
4) выявление проблем и в сфере использования трудовых ресурсов и привлечение к ним внимания руководителей различного уровня для принятия соответствующих решений;
5) создание условий для высокопродуктивной работы и поддержка творчества и новаторства;
6) расширение знаний менеджеров организаций с целью эффективного использования потенциала сотрудников.
Рассмотрим отбор кандидатов в ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" на должность менеджера по внешнеэкономическим связям. Отбор проводится по следующим требованиям:
а) обязательные:
высшее техническое образование;
знание иностранного языка (средний уровень);
знание основ маркетинга (умение работать с поставщиками и клиентами);
б) желательные:
знание экономики (ценообразование, ввозные правила и расходы);
коммуникации;
опыт работы с зарубежными поставщиками;
умение работать на компьютере.
На каждом этапе отбора отделом кадров отслеживается и анализируется руководителем предприятия эффективность выбранных методов и форм работы (подбора, отбора) и в случае необходимости вносятся дополнения и коррективы с целью создания максимально эффективной системы найма персонала.
Одним из основных факторов, влияющих на культуру организации, является цели и задачи, стоящие перед организацией. Основными из них в ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" являются качество выпускаемой продукции и получение прибыли. Такая цель, как качество продукции, легче всего контролируется в ролевой организации.
Неоспоримое влияние на культуру ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" оказывает окружение - экономическое, финансовое, юридическое, политическое, технологическое. Люди являются последней категорией в системе факторов, влияющих на культуру организации, и, возможно, это самая важная категория, потому что именно они действуют в организации и определяют ее культуру.
Философия ОАО "Клецкий маслодельный комбинат": сотрудники предприятия - самый ценный капитал предприятия. Только они и никто другой своим трудом, своими руками, своим умом, знаниями и опытом создают и развивают предприятие. Разрешение проблем - возникающие проблемы разрешаются там, где они возникают - на производстве, в коллективах.
В настоящее время деятельность ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" направлена на достижение одной цели - сохранить лучшие кадры. Результаты работы на отдельных направлениях сплачивают коллектив, способствуют повышению эффективности работы и объединяют личные цели сотрудников с целями организации. Возможность специалистов получать вознаграждение по результату и объединение личных и групповых целей хорошо согласуется с современными тенденциями к изменению и адаптации, с индивидуальной свободой и с низким различием статуса.
В ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" было проведено социологическое исследование, на основании анкеты, которая предлагалась для заполнения всем работниками. Анкета содержит вопросы, которые можно разделить на 6 общих категорий. Результаты анкетирования сведены в таблицах 1 - 6 (в процентах от общего числа) по категориям.
Анкета
"Исследование социально-трудовой мобильности в ОАО "Клецкий маслодельный комбинат""
1. Удовлетворены ли Вы работой:
1.1 Вам интересна выполняемая работа?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить и прочие ответы
_____________________________________________________________
1.2 Хотели бы Вы остаться на этом предприятии?
1.3 Считаете ли Вы свою работу интересной, престижной, творческой?
2. Оценка возможности повышения квалификации:
2.1 Достаточно ли Вам знаний для выполнения возложенных функций
2.2 Хотели бы повысить свою квалификацию
____________________________________________________________
2.3 Ваша работа соответствует уровню вашей подготовки
3. Оценка конфликтов в коллективе между сотрудниками:
3.1 Есть ли у Вас друзья в Вашем коллективе?
3.2 Возникают ли конфликты в Вашем коллективе и по чьей вине?
3.3 Хотели бы Вы сменить трудовой коллектив?
____________________________________________________________________
4. Оцените возможность продвижения по службе:
4.1 Есть ли у Вас перспектива продвижения и от кого (чего) это зависит?
4.2 Как Вы считаете, руководитель играет роль в сплоченности коллектива?
5. Удовлетворены ли Вы условиями работы:
5.1. Вы оцениваете Вашу работу как сложную?
5.2. Удовлетворяют ли Вас условия работы?
6. Оцените материальную удовлетворенность трудом:
6.1. Удовлетворяет ли вас уровень заработной платы?
6.2. Достаточна ли доля премии в оплате Вашего труда?
6.3. Вы премируетесь за производительность труда?
Таблица 1. Результаты анкетирования по категории "удовлетворенность работой",%
Категория вопросов
да
нет
Затрудняюсь ответить и прочие ответы
1. Удовлетворенность работой, итого
в том числе
80
10
15
5
Как свидетельствуют данные таблицы 1, 80% работающих удовлетворены своей работой и выбранной профессией. Вместе с тем 20% либо не удовлетворены своей работой вообще, либо на анализируемом предприятии. Чтобы разобраться, что снижает мотивирующие факторы работающих, рассмотрим в нижеследующих таблицах другие категории, по которым проводился опрос.
Таблица 2. Результаты анкетирования по категории "возможность повышения квалификации", %
1
2
3
4
2. Возможность повышения квалификации
2.1 Достаточно ли Вам знаний для
20
0
выполнения возложенных функций?
2.2 Хотели бы повысить свою квалификацию?
50
2.3 Ваша работа соответствует уровню вашей подготовки?
100
Как свидетельствуют данные опроса, все работники уверены, что подготовка соответствуют уровню их работы, но вместе с тем 20% работников считают, что знаний им не достаточно и 50% хотели бы повысить свою квалификацию.
Таблица 3. Результаты анкетирования по категории "конфликты в коллективе",%
3. Конфликты в коллективе между сотрудниками
70
Результаты опроса (таблица 3) показывают, что в коллективе существует некоторая социальная напряженность. Это свойственно для коллективов. Учитывая, что предприятие по численности относиться к разряду средних, то 30% для анализируемого предприятия - достаточно большая цифра. Руководство предприятия должно больше внимания уделять этому вопросу, так как данная ситуация значительно снижает работоспособность трудящихся.
Таблица 4. Результаты анкетирования по категории "продвижение по службе",%
4. Возможность продвижения по службе
4.1 Есть ли у Вас перспектива продвижения
30
и от кого (чего) это зависит?
75
Как свидетельствуют данные таблицы, у сотрудников есть возможность продвижения по службе. Большинство сотрудников удовлетворены условиями организации труда на предприятии (результаты таблицы 5).
Таблица 5. Результаты анкетирования по категории "условия работы",%
5. Удовлетворенность условиями работы
Таблица 6. Результаты анкетирования по категории "материальная мотивация",%
6. Материальное удовлетворение
В основном работников ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" удовлетворяет уровень заработной платы.
Подводя общие итоги анализа можно выделить следующее: как свидетельствуют данные таблиц, у сотрудников предприятия существует довольно высокая удовлетворенность результатами труда. Также, как положительный момент, следует отметить то, что работники имеют возможность бесплатно повышать свою квалификацию по мере необходимости; у работников предприятия есть материальная заинтересованность; в коллективе существует дружественная атмосфера, присутствует социальная и моральная мотивации труда.
1. Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: Учеб. пособие. - Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. - 352 с.
2. Бухалков М.И., Кузьмина Н.М., Бабордина О.А. Управление персоналом на предприятии. - М.: Экзамен, 2005. - 318 с.
3. Кравченко А.И., Кравченко К.А. Основы менеджмента: управление людьми. М.: Академический проект, 2003. - 399 с.
4. Лукаш Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом фирмы: практическое руководство. - М.: Финпресс, 2007. - 208 с.
5. Менеджмент: Деловая карьера / Н.П. Беляцкий. - Мн.: Вышэйшая школа, 2001. - 302 с.
6. Новиков Е.А. Организация работы службы управления персоналом. - М.: Альфа-Пресс, 2006. - 282 с.
7. Федорова Н.В., Минченкова О.Ю. Управление персоналом организации. - М.: КноРус, 2005. - 415 с.
8. Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современных организациях: уникальный подход, обеспечивающий эффективную работу компании. - М.: Гросс Медиа, 2007. - 247 с.
Страницы: 1, 2, 3