|
Б |
В |
||
Выручка от реализации |
700 |
250 |
225 |
225 |
Переменные затраты |
495 |
180 |
135 |
180 |
Валовой доход |
205 |
70 |
90 |
45 |
Постоянные затраты |
80 |
|
|
|
Прибыль |
125 |
|
|
|
Проведем расчеты с использованием форму из предыдущей таблицы:
Итак, общий процент (норматив) валового дохода в выручке составит:
D = B / Nреал * 100 % = 205 / 700 * 100 % = 29,3 %/
Аналогичный результат получим, если определим среднюю величину норматива валового дохода от известных значений по каждому изделию, то есть
(28 + 40 + 20) / 3 = 29,3 %;
Определим величину безубыточности:
E = C / D = 80 / 0,293 = 273 тыс. руб.;
Запас финансовой прочности:
F = A – E = 700 – 273 = 427 тыс. руб.
Отсюда сила воздействия операционного рычага:
I = B / P = 205 / 125 = 1,64.
Это означает, что если выручка от реализации увеличится на 5 %, то прибыль фирмы возрастет на 8,2 % (1,64 * 5) и составит 135,25 тыс. руб.
Аналогичные расчеты можно произвести для каждого типа изделий, но при этом необходимо условно распределить общие постоянные расходы между изделиями пропорционально их доле в общей выручке.
В процессе работы удобно пользоваться таблицами, и графиками. Например, см. Приложение, График 1.
Искомые величины можно определить исходя из данных: прибыль – 125 тыс. руб., выручка – 700 и постоянные (общефирменные) издержки – 80 тыс. руб.
Этот простой и удобный прием «трех точек» позволяет с помощью графика моделировать различные ситуации и учитывать их при принятии плановых решений.
Важной задачей управления затратами является планирование смет текущих расходов, которые составляются на основе планов производства и сбыта и включают:
- прямые затраты на материалы;
- прямые затраты на оплату труда;
- заводские накладные расходы;
- торговые и административные расходы.
В отечественной практике обычно составляется сводная смета, где указываются все основные укрупненные экономические элементы затрат. Однако для целей управления затратами более эффективно проводить разделение на локальные сметы, что позволит принимать управленческие решения с учетом величины каждого вида затрат.
Приведем примеры составления смет затрат по исходным данным на плановый период. Планируемые объемы производства являются основой для расчета сметы прямых затрат на оплату труда.
Таблица: План производства
Показатель
Квартал
На конец года, шт.
I
II
III
IV
Плановый объем продаж
600
500
700
600
2400
Планируемый уровень запасов на конец периода (10 % от объема следующего квартала)
50
70
60
80
80
Полный объем выпуска, шт.
650
570
760
680
2480
Минус: уровень запасов продукции на начало периода (цифра на конец предыдущего квартала)
60
50
70
60
60
Планируемое количество единиц выпускаемой продукции
590
520
690
620
2420
Таблица: смета прямых затрат на материалы.
Показатель
Квартал
На конец года, шт.
I
II
III
IV
Плановый выпуск продукции, шт.
590
520
690
620
2420
Норма стоимости материалов на единицу продукции, руб./шт.
30
30
30
30
30
Потребность в денежных средствах на материалы для производства, руб.
17700
15600
20700
18600
72600
Планируемый уровень запасов на конец периода (по данным таблицы «план производства»), руб.
1500
2100
1800
2400
2400
Общая потребность, руб.
19200
17700
22500
21000
75000
Минус: стоимости запасов материалов на начало периода (то же, что на конец предыдущего)
1800
1500
2100
1800
1800
Стоимость закупок необходимых материалов, руб.
17400
16200
20400
19200
73200
Таблица: смета прямых затрат на оплату труда.
Показатель
Квартал
На конец года, шт.
I
II
III
IV
Плановый объем выпуска, шт.
590
520
690
620
2420
Трудоемкость единицы продукции, чел./час.
1,2
1,2
1,2
1,2
1,2
Общая величина прямых трудовых затрат, чел./час.
708
624
828
744
2904
Тарифная ставка 1 чел./час., руб./час.
20
20
20
20
20
Итого на оплату труда, руб.
14160
12480
16560
14880
58080
Смету по общефирменным затратам (постоянным, косвенным, накладным) можно рассчитывать либо нормативным методом, либо в процентах к величине затрат на оплату труда производственных рабочих.
В международной практике отдельно составляется смета торговых и административных расходов, в этом случае в смете накладных расходов следует предусматривать только цеховые накладные расходы.
Для расчета смет затрат широко используются электронные таблицы EXCEL и другие компьютерные программы.
В качестве рекомендаций для управляющего можно предложить следующий порядок работ.
1. Формирование центров затрат с учетом основных сфер деятельности: управление – поставки – производство –сбыт.
2. Разработка системы норм и нормативов для каждого центра затрат.
3. Оценка резервов и разработка программ по каждому бизнес-процессу в соответствующих центрах затрат.
4. Калькулирование затрат для бизнес-процессов с учетом фактора времени использования заемных средств.
5. Анализ динамики изменения затрат в бизнес процессах на основе сравнения плановых и фактических показателей и других методов сравнения.
6. Организация скользящего режима планирования общих затрат и себестоимости единицы продукции (услуги), то есть обеспечение корректировок из-за изменений во внешней и во внутренней среде.
7. Разработка смет по центрам затрат.
8. Установление диапазонов возможных (допустимых) отклонений на планируемый период.
9. Формирование и ведение сводной сметы затрат фирмы как расходной части ее бюджета.
10. Прогнозирование тенденций изменения затрат в будущих периодах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.