Рефераты. управление конфликтными ситуациями в трудовом коллективе нана предприятии РУПП БШФ "Баравчанка&...
Итак, один из
возможных конфликтов происходит между работниками фабрики и руководством, иначе
говоря, это конфликт между личностью и группой.
Хронологическая
структура конфликта на предприятии:
1.
Неудовлетворенность
работников условиями труда и оплатой труда.
2.
Руководство
мер по его решению не предпринимает (со стороны руководства происходит
уклонение и игнорирование претензий подчиненных).
3.
Подчиненные
мирятся с тем, что их требования неудовлетворенны.
В результате
возникают дисфункциональные последствия конфликта. Их проявление заключается в
неудовлетворенности работников, высокой текучести кадров, снижении производительности
труда, нежелании работников принимать творческого участия в деятельности
предприятия, вносить свой собственный вклад, незаинтересованности кадров в
контактах и сотрудничестве с управленческими структурами.
Кроме того,
сложная структура управления приводит к тому, что движение информации внутри
предприятия затруднено, поэтому возникают неудовлетворительные коммуникации
между работниками и высшим руководством организации. Плохая передача информации
является как причиной, так и следствием конфликта, действует как катализатор
конфликта и мешают отдельным работникам или группам понять ситуацию с точки
зрения других. Следствием являются неоднозначность критериев и показателей
качества продукции, неспособность однозначно определить должностные обязанности
и функции всех работников, а также предъявление взаимоисключающих требований к
работе.
Таким образом,
прямым результатом внутренних конфликтов, и в особенности конфликтов
возникающих между работниками и руководством фабрики является снижение
производительности труда, снижение качества продукции.
Для проведения анализа состояния конфликта на анализируемом предприятии автор провел исследование социально-психологического климата в коллективе. Исследование будет проходить в два этапа. На первом этапе включенного наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность социально-психологического климата, преобладание отри-цательных эмоций в общении между членами коллектива.
На втором этапе был применен метод тестирования, в рамках которого применялись две методики: диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки мотивации одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна.
Исследование проводилось в бухгалтерии, состоящей из 14 человек. Возрастной состав членов коллектива: от 25 до 50 лет. Образование: средне-специальное и высшее.
Данный тест адаптирован Гришиной Н. В. В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, а на управление ими. В соответствии необходимо сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная со вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы урегулирования конфликтов: конкуренции (соревнования), приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В анкете по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения используется для оценки правдивости высказываний испытуемых. Чем выше итоговый показатель «мотивация одобрения» по шкале получают респонденты, тем выше у них готовность представить себя перед другими как полностью соответствующего социальным нормам. Низкие показатели могут свидетельствовать как о непринятии традиционных норм, так и об излишней требовательности к себе.
В результате проведенного наблюдения было установлено, что социально-психологический климат в данном трудовом коллективе напряженный.
Для изучения стратегии поведения, которые используют члены данного первичного трудового коллектива, был применен тест описания приведения К. Томаса. В результате было установлено, что респонденты используют в своей деятельности практически все стратегии поведения. Но наибольшее количество баллов у большинства респондентов (10 из 14) приходится на тактику избегания, ухода от конфликта, у двух респондентов преобладает тактика приспособления, и по одному тактика компромисса и сотрудничества. Наименьшее количество баллов набрала тактика соперничества.
Таблица 5. Результаты диагностики по методике Томаса
№ исп-го
Соперничество
Сотрудни-чество
Компромисс
Избегание
Приспособление
1
0
5
8
8
9
2
1
7
8
9
5
3
5
1
7
11
6
4
4
6
6
10
4
5
1
7
4
10
8
6
2
6
9
9
8
7
5
7
5
8
5
8
5
1
9
10
5
9
1
6
6
10
7
10
2
4
8
11
5
11
4
6
5
12
3
12
3
10
4
8
5
13
6
7
8
6
3
14
4
6
4
6
10