Рефераты. Управление качеством продукции на предприятии (на примере ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация")

4. Наглядная агитация в СМИ, в служебных помещениях и т. п. Контроль и анализ политики качества возлагается на руководство

предприятия. Если необходимо, производится корректировка отдельных положений политики для общей оценки деятельности руководителей в области качества, могут быть использованы критерии, которые устанавливаются европейской премией по качеству:

1) непосредственное участие руководителей в движении предприятия по пути внедрения метода TQM;

2) влияние руководителей на состояние культуры качества;

3) своевременное признание и оценка руководителями усилий и успехов отдельных исполнителей и групп;

4) поддержка руководителями деятельности в области качества путем обеспечения соответствующими ресурсами и оказания помощи;

5) взаимодействие руководителей с заказчиками и поставщиками;

6) участие руководителей в развитии деятельности по административному управлению качеством.

Критерии оценки политики и стратегии в области качества:

— использование методологии TQM в политике стратегии предприятия;

— учет информации, относящейся к обеспечению качества при разработке политики стратегии;

— использование стратегии и политики в бизнес-планах;

— доведение политики и стратегии до сведения персонала;

— основы системы качества.

Наряду с политикой и стратегией повышения качества продукции Предприятия особую роль играют такие средства планирования, как Документационное обеспечение внедрения системы управления качеством. Основными плановыми документами при этом являются техническое задание на разработку и внедрение системы управления качеством, а также технический и рабочий проекты системы.

Техническое задание содержит, как правило, следующие основные разделы:

1) особенности системы управления качеством;

2) этапы работ и сроки их выполнения;

3) цель разработки и внедрения системы управления качеством продукции на предприятии;

4) общая характеристика предприятия;

5) принципы построения системы управления качеством;

6) стандарты предприятия на разрабатываемую систему;

7) организационно-технические мероприятия.

Основные нормативные и методические источники, регламентирующие требования к разрабатываемым содержанию и построению каждого из перечисленных разделов, заключаются в следующем.

В первом разделе главная цель создания системы управления качеством обычно конкретизируется в виде следующих задач:

— освоение новых видов конкурентоспособной продукции;

— увеличение производства сертифицированной продукции (по отдельным видам и наименованиям);

— улучшение отдельных показателей качества выпускаемой продукции (надежности, экономичности; безопасности применения и др.);

— повышение конкурентоспособности продукции на внешнем рынке;

— снятие с производства, замена или модернизация морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;

— улучшение экономических показателей деятельности предприятия.

Во втором разделе приводится краткая характеристика выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг), дается оценка действующей на предприятии системы производства и управления, указываются стадии жизненного цикла продукции, управление которыми осуществляется на данном предприятии, отмечаются особенности хозяйственных взаимоотношений с поставщиками и потребителями продукции предприятия.

В третьем разделе приводятся ориентировочный перечень функций управления качеством, конкретные задачи, решаемые по каждой из функций, а также их закрепление за отдельными подразделениями предприятия.

Четвертый раздел должен содержать перечень разрабатываемых стандартов предприятия, входящих в проект системы управления качеством. При этом по каждому стандарту указываются сроки начала и окончания разработки, ответственные исполнители, обосновываются требования к стандартам, обеспечивающие единство формы, содержание и взаимосвязь их между собой и другими нормативными документами.

В пятом разделе указываются мероприятия по повышению организационно-технического уровня предприятия. Основой для разработки раздела обычно служат результаты тщательного анализа состояния дел по качеству на предприятии и в его отдельных подразделениях.

Шестой раздел содержит полный перечень нормативно-методических документов и материалов, которые обязательно должны быть использованы при разработке системы управления качеством продукции на предприятии.

В седьмом, заключительном, разделе должны быть указаны этапы работ по созданию всей системы управления качеством; очередность и сроки выполнения каждого этапа; подразделения предприятия, участвующие в выполнении отдельных этапов, а также привлекаемые сторонние организации; порядок согласования внутри предприятия всех разрабатываемых стандартов на проектируемую систему управления качеством.

Технический и рабочий проекты системы управления качеством продукции на предприятии разрабатываются специалистами соответствующих служб для детализации и конкретизации основных положений рассмотренного ранее технического задания на разработку и внедрение системы.[4 стр. 114]

Для технического проекта характерны, как правило, следующие разделы:

1) цель создания системы управления качеством продукции;

2) главные принципы и общая структурно-функциональная схема системы;

3) средства обеспечения функционирования системы;

4) стандарты предприятия по управлению качеством;

5) меры по повышению организационно-технического уровня предприятия.

Особенности содержания и построения каждого из перечисленных разделов заключаются в следующем.

В первом разделе уточняется в случае необходимости формулировка цели, данная в техническом задании на разработку и внедрение системы, выделяются задачи, которые необходимо решить в приоритетном порядке.

Второй раздел должен содержать уточненный по сравнению с техническим заданием перечень функций управления качеством продукции с обязательным указанием должностных лиц, ответственных за выполнение каждой функции. Также приводится общая структурная схема предприятия с указанием функций управления качеством, выполняемых его подразделениями и отдельными должностными лицами, указываются информационные потоки и связи подчинения. Также в разделе обозначают стадии жизненного цикла изделия, на которых данное предприятие осуществляет управление его качеством, определяют порядок координации деятельности при функционировании системы, а также подразделение, отвечающее за эту координацию, его структуру и подчиненность.

В третьем разделе приводятся те средства, на которые могут и должны ориентироваться разработчики стандартов предприятия и системы в целом. Прежде всего это средства информационного и метрологического обеспечения процессов управления качеством, экспериментальная и испытательная база предприятия, его финансовые и кадровые возможности. В этом же разделе указывают основные направления совершенствования производства и управления на предприятии, на которые могут и должны ориентироваться разработчики системы управления качеством продукции в обозримой перспективе.

В четвертом разделе приводится перечень стандартов предприятия, необходимых для создания и внедрения системы управления качеством, а также составляется сводный график их разработки. При этом все стандарты предприятия обычно группируют по определенному принципу (стадия жизненного цикла изделия, функция управления качеством и т. п.). Кроме того, в этом разделе отражают взаимосвязь указанных стандартов с другими стандартами предприятия и стандартами более высокой категории, перечисляют основные нормативно-методические материалы и документы, которые должны быть использованы при разработке стандартов.

В пятом разделе дается перечень мероприятий по повышению организационно-технического уровня предприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных исполнителей.

Рабочий проект системы управления качеством продукции на предприятии содержит, как правило, следующую документацию:

— международные, государственные и отраслевые стандарты, технические условия и другую межотраслевую и отраслевую нормативно-техническую документацию, используемую на данном предприятии;

— стандарты предприятия по разрабатываемой системе управления качеством и другие действующие на предприятии документы и положения, касающиеся вопросов управления качеством;

— подготовленные и утвержденные планы мероприятий по внедрению каждого нормативного документа, входящего в состав рабочего проекта разрабатываемой системы управления качеством.

Необходимо отметить, что на малых предприятиях из-за отсутствия в их структуре управления некоторых технических и экономических служб строгое построение системы управления качеством продукции по функциональному признаку весьма затруднительно. Поэтому в зависимости от организационной структуры малого предприятия одно подразделение может быть назначено ответственном за реализацию двух или более специальных функций управления качеством, соответствующих его профилю и задачам. В подобных случаях один стандарт предприятия может разрабатываться на две или более функции управления качеством продукции.

Необходимый уровень качества продукции может быть совместно установлен (т. е. запланирован) ее изготовителем и потребителем в договоре. Различные аспекты установления, обеспечения и контроля уровня качества продукции в договорах и контрактах самых различных видов регламентированы современным законодательством нашей страны (см. Гражданский и Уголовный кодексы Российской Федерации, Закон «О защите прав потребителей» и другие источники).

Требуемый уровень качества продукции в договорах и контрактах можно определять следующими способами: по стандартам, по техническому описанию, по образцам, каталогам и проспектам продавца, являющимся неотъемлемой частью контракта.

По стандартам обычно обозначают качество достаточно простых изделий. При этом в соответствующей статье договора указывают: «Качество соответствует стандартам, установленным в Российской Федерации».

Качество сложной технической продукции и продукции, на которую отсутствуют стандарты (но к которой предъявляются специальные требования), определяется техническими условиями. Обычно технические условия даются в приложении к договору.

Качество продовольственных товаров подтверждается сертификатом соответствия, ветеринарным сертификатом, выдаваемым ветеринарной службой, а также санитарным сертификатом, выдаваемым на данную партию товара.

При определении качества по образцу поставщик предоставляет потребителю образец продукции. Если потребителя удовлетворяет качество данного образца, он становится эталоном. При этом в контракт, как правило, вносят сведения о количестве отобранных образцов и порядке их сравнения с поставляемым товаром. В договорных взаимоотношениях поставщиков и потребителей нередко возникают конфликтные ситуации, поэтому отобранные образцы зачастую хранятся не только у сторон договора, но и в нейтральной фирме, наименование которой фиксируется в контракте. В числе требований, предъявляемых к качеству изделий, производство которых организовано одновременно на нескольких предприятиях, стороны договора (торговые посредники) могут указывать в тексте контракта конкретного изготовителя продукции.

Договоры также являются средствами планирования качества продукции. Серьезной проблемой, возникающей при планировании качества продукции в договорах и контрактах, является четкое определение всех условий проверки товара по качеству.

Для отдельных видов обязательств порядок проверки качества товара регламентирован положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (см. ст. 474 ГК РФ, установившую правила проверки качества товара при заключении и исполнении договора купли-продажи).[4 стр. 115]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.