Рефераты. Управление качеством продукции на предприятии (на примере ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация")

В состав плана предприятия по повышению качества продукции могут входить как отдельные показатели, так и целые комплексы мероприятий, направленных на улучшение качества.

Наиболее часто основу плана повышения качества продукции на предприятии составляют следующие задания:

§     достичь и превысить технический уровень и качество лучших отечественных и зарубежных образцов;

§     увеличить выпуск сертифицированной продукции;

§     улучшить отдельные показатели качества выпускаемой продукции;

§     модернизировать или снять с производства неконкурентоспособную продукцию;

§     разработать и реализовать конкретные мероприятия по достижению заданного уровня качества и др. [5 стр. 98]

Как самостоятельные направления планирования повышения качества продукции на предприятии обычно выделяют:

— внутрифирменное (внутрипроизводственное) планирование качества продукции;

— планирование внедрения системы управления качеством на предприятии;

— планирование кадрового обеспечения повышения качества продукции;

— планирование потерь предприятия от внутреннего и внешнего брака;

— планирование качества продукции в договорах и контрактах.

В последние годы одним из важнейших направлений планирования повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производства к сертификации.

Содержание направлений планирования повышения качества может отличаться в зависимости от формы собственности предприятия, целей деятельности и типа организационной структуры.

Одной из важнейших проблем сокращения издержек и повышения качества продукции является минимизация потерь от внутреннего и внешнего брака. Учет этого фактора при планировании позволит предприятию наиболее успешно экономить ресурсы и инвестировать средства в собственное развитие. Таким образом, на предприятиях целесообразно осуществлять планирование возможных потерь от внутреннего и внешнего брака. Руководители отдельных предприятий считают, что планировать брак и дефекты нецелесообразно, поскольку при изготовлении продукции не должно быть никаких отклонений от нормативно-технической документации. Однако от того, что брак не запланирован, он не перестает существовать. Даже при достаточно высокой квалификации работников и наличии современного оборудования и оснастки брак может возникать по различным объективным причинам. Если предприятию в целом и его отдельным подразделениям планировать нулевые показатели брака, то его просто начнут скрывать. В результате не будет серьезного анализа причин брака и эффективной работы по его минимизации.

Потери от брака и рекламаций оказывают влияние на экономику предприятия, приводя к увеличению себестоимости продукции, нерациональному использованию производственных фондов и рабочей силы-

При планировании и анализе фактических результатов деятельности предприятия его потери при окончательном внутреннем браке продукции могут быть определены по формуле


Пб = Сб + 3 (1+ К ) + Яп - Сб - 3 ,


где Сб — стоимость сырья, материалов, покупаемых комплектующих изделий, отнесенных на себестоимость продукции, руб.; 3 — сумма заработной платы, затраченная на изготовление продукции до момента обнаружения брака, руб.; К — коэффициент, выражающий отношение цеховых расходов и расходов по содержанию оборудования к основной заработной плате рабочих по плану; Яп — дополнительные потери от брака в других цехах предприятия, вызванные браком данного цеха, руб.; Соб — стоимость окончательно забракованной продукции по цене возможного ее использования, руб.; 3 — сумма возмещения убытков, фактически взысканная с виновников брака, руб.

Затраты предприятия по исправлению внутреннего брака можно определить по формуле


Сиб = Зиб + 3 (1 + К ) + Яп -3,

где Сиб — стоимость сырья, материалов, топлива и энергии, израсходованных при исправлении брака, руб.; Зиб — сумма заработной платы, затраченная на исправление забракованной продукции, руб.

Как указывалось выше, процесс планирования качества осуществляется по-разному в зависимости от форм собственности предприятий. На малых предприятиях, как правило, отсутствуют специальные структурные подразделения или отдельные работники, профессионально занимающиеся планированием качества продукции. В результате нередко возникают трудности в информационном и нормативном обеспечении процессов планирования качества, встречаются методологические недостатки.

Сами планы повышения качества продукции малых предприятий содержат, как правило, ограниченное число разрабатываемых показателей и нередко вытекают только из заключенных договоров на ставку продукции (оказание услуг, выполнение работ). Зачастую вопросы повышения качества на малых предприятиях не находят должно отражения в разрабатываемых ими бизнес-планах собственного развития (особенно в таких разделах, как «Виды товаров и услуг», «Правовое обеспечение деятельности фирмы», «Авансовый план» и др.). [5 стр. 99-100]

Научно обоснованный подход требует разработки на малом предприятии самостоятельного документа — плана повышения качества продукции (работ, услуг). Применительно к малому предприятию он может включать следующие разделы:

1) плановые показатели и задания по повышению качества продукции для предприятия в целом;

2) плановые показатели и задания по повышению качества продукции для внутренних подразделений предприятия;

3) плановые мероприятия по материально-техническому обеспечению повышения качества продукции;

4)плановые мероприятия по организационному обеспечению повышения качества продукции;

5) плановые мероприятия по кадровому обеспечению повышения качества продукции.

При этом в первый из названных разделов целесообразно включать задания по таким направлениям, как выпуск сертифицированной продукции, выпуск новых видов изделий и расширение ассортимента, освоение новых видов услуг и форм обслуживания, повышение сортности (марочности) выпускаемой продукции, снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции, сокращение потерь от брака и рекламаций.

Второй из названных разделов плана повышения качества продукции (работ, услуг) малого предприятия представляет собой детализацию первого раздела и должен содержать задания по таким направлениям, как повышение качества деталей, узлов, сборочных единиц, комплектующих изделий и полуфабрикатов, а также их внутрифирменная аттестация в сочетании с аттестацией готовых изделий, технологических процессов и оснастки.

Третий раздел рассматриваемого плана должен предусматривать следующие мероприятия: по техническому перевооружению, внедрению нового и модернизации действующего оборудования; по внедрению новой технологии производства, контроля качества и испытаний продукции; по механизации и автоматизации производственных процессов, расширению компьютеризации и использованию средств оргтехники.

В четвертом разделе должны быть разработаны конкретные мероприятия по следующим направлениям: контроль соблюдения технологической дисциплины; контроль внедрения и соблюдения стандартов на предприятии; контроль хода работ по подготовке к сертификации; совершенствование метрологического обеспечения и технического контроля; улучшение организации договорной и претензионно-поисковой работы с поставщиками и потребителями продукции, а также работы по устранению замечаний органов Госстандарта России и др.

В пятом разделе плана целесообразно предусмотреть задания по подготовке и переподготовке кадров в области управления качеством, по повышению их квалификации, технической учебе, оценке качества труда и аттестации работников предприятия.

Конечной целью планирования повышения качества продукции на предприятии должно быть повышение эффективности его функционирования.

Целесообразность мероприятий по повышению качества продукции определяется наличием и величиной экономического эффекта от производства и использования новых средств труда с улучшенными качественными характеристиками. Названный эффект может быть рассчитан специалистами предприятия по общеизвестной методике.

Кроме того, разрабатывая конкретные мероприятия по повышению качества продукции на отдельном предприятии, необходимые показатели находят отражение в заданиях по улучшению качества продукции; в планах выпуска продукции, технического развития предприятия, стандартизации, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовки кадров и т. д.

Для предприятия планируемыми могут быть следующие показатели: уровень качества — доля выпуска продукции высшей категории качества; виды аттестуемой продукции, имеющие наиболее важное значение для удовлетворения потребностей населения; характеристики процесса изготовления продукции — процент сдачи продукции с первого предъявления, коэффициент качества, снижение процента "Бака, количества рекламаций, доли возврата изделий на доработку; эксплуатационные характеристики — производительность, грузоподъемность, скорость, надежность, долговечность, экономичность изделия и др.

Одним из основных этапов планирования повышения качества продукции на предприятии является план мероприятий по подготовке изделий к сертификации. Для этого предприятие должно располагать необходимыми ресурсами и персоналом, способным обеспечивать статный выпуск качественной продукции.[5 стр. 101-102]

Руководство предприятия должно определять требования к использованию ресурсов и выделять их в необходимом объеме, чтобы обеспечить проведение мероприятий в области повышения качества. Такие ресурсы могут включать:

— людские ресурсы и специализированный персонал;

— оборудование, необходимое для проектно-конструкторских работ и разработок;

— производственное оборудование;

— контрольное, испытательное и проверочное оборудование;

— контрольно-измерительную аппаратуру и программное обеспечение ЭВМ.

1.3 Системный подход к планам качества


Сложность исследования процесса планирования качества продукции обусловливает необходимость обращения к научным методам, одним из которых является системный подход.

Системный подход к планированию качества продукции позволяет объективно выбирать масштабы и направления управления качеством, виды продукции, формы и методы производства, обеспечивающие наибольший эффект усилий и средств, затраченных на повышение качества продукции.

Системный подход к планированию качества выпускаемой продукции позволяет заложить научные основы промышленных предприятий, объединений, планирующих органов.

Прежде всего необходимо дать определение понятию планирования в широком и узком смыслах.

Планирование в широком смысле — это прежде всего процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие фирмы в будущем. Эти решения обычно не разрознены, а образуют целостную систему, в рамках которой взаимно влияют друг на друга, что, понятно, вызывает на практике значительные трудности, обусловленные необходимостью их увязки. Такая увязка позволяет обеспечить оптимальное сочетание решений в системе и уменьшить число неиспользуемых возможностей, открывающихся перед фирмой.

Объектами таких плановых решений являются: постановка целей и выработка стратегии фирмы, распределение и перераспределение ресурсов (материальных, денежных, трудовых) в соответствии с изменением внутренних и внешних условий деятельности фирмы, определение необходимых стандартов и т. п. Принятие таких решений, является содержательной стороной процесса планирования, рассматриваемого в широком смысле слова.

Планирование в узком смысле — это прежде всего составление специальных документов — планов, определяющих конкретные шаги фирмы по повышению качества продукции в рамках предстоящего (планового) периода. [5 стр. 103].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.