Рефераты. Управление качеством продукции на предприятии (на примере ОАО "АБС ЗЭиМ Автоматизация")

Объектами планирования качества являются:

— цели и стратегии предприятия по завоеванию той или иной рыночной позиции;

— параметры качества продукции, позволяющие повысить ее конкурентоспособность;

— прогнозы рыночных тенденций качественных характеристик продукции и планы по достижению показателей в соответствии с данными тенденциями.

Предметом планирования качества продукции являются различные показатели, отражающие как отдельные свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят свое отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия, подготовки кадров и т. д.

Одним из важнейших направлений планирования качества продукции на предприятии является внутрипроизводственное планирование. Его задачи заключаются в следующем:

— формулирует цели ее деятельности и конкретные задачи, с помощью которых они достигаются;

— создает необходимую основу для перестройки структуры фирмы и системы управления ею;

— создает основу для координации деятельности работников в процессе достижения этих целей;

— обеспечивает выбор наилучшего варианта решения;

— формирует систему стандартов и показателей, с помощью которых происходит оценка результатов деятельности фирмы и поощрение наиболее отличившихся сотрудников. [5 стр. 104].

При внутрипроизводственном планировании могут использоваться обобщающие, единичные и комплексные показатели качества, которые дифференцируются с учетом особенностей планирования по видам (перспективное, текущее) и по уровням (предприятие, цех, участок, отдел).

При составлении планов повышения качества по каждому структурному подразделению следует исходить из утвержденного в плане предприятия уровня показателей качества. Поэтому для структурных подразделений предприятия в зависимости от их специфики необходимо устанавливать конкретные задания по повышению качества продукции и качества работы.

Особое внимание следует уделять планированию качества в основных цехах, так как именно здесь происходит технологический процесс изготовления продукции. Планы основных цехов должны содержать задания по повышению качества заготовок, деталей и сборочных единиц в соответствии с производственным процессом данного цеха. Так, например, это могут быть следующие задания:

— увеличить показатели точности и чистоты обработки;

— расширить выпуск деталей со специальными видами покрытий;

— освоить производство новых изделий и т. д.

Для сборочных цехов целесообразно планировать основные показатели качества продукции, которые установлены на уровне предприятия, а также уровень сдачи продукции с первого предъявления и снижение потерь от брака и рекламаций. Два последних показателя могут применяться для механообрабатывающих цехов, участков и бригад. Для данных цехов целесообразно также планировать уменьшение количества возвратов деталей и узлов из цехов потребителей.

Для каждого цеха вспомогательного производства целесообразно планировать как показатели, так и мероприятия, которые должны обеспечить высокое качество продукции в цехах основного производства. Например, для ремонтно-механического цеха важнейшим показателем может быть доля оборудования (в общем объеме отремонтированных станков и машин), достигшего после ремонта заданной технологической точности.

Если качество продукции и качество работы цехов нельзя выразить относительно небольшим числом показателей, следует использовать коэффициенты качества, уровень которых зависит от выполнения большого количества мероприятий по повышению качества изготовляемых изделий. Для отдельных цехов предприятия исходя из их специфики устанавливаются свои критерии повышения и снижения качества и соответствующие им нормативы изменения показателей. [5 стр. 105].

Наряду с планами повышения качества продукции для цехов и участков целесообразно составлять соответствующие планы для функциональных отделов и служб.

В планы конструкторских отделов могут быть включены следующие задания:

— разработать новые виды продукции;

— повысить качество продукции, подлежащей модернизации;

— повысить уровень агрегатирования и унификации и т. п.

Для технических служб (отделов главного технолога, главного механика и др.) целесообразно планировать мероприятия, отвечающие профилю этих подразделений. Так, например, план отдела главного технолога должен содержать следующие задания:

— внедрить современные технологические процессы;

— ликвидировать (снизить) брак;

— оснастить производство различными приспособлениями, моделями и т. д.

Следует отметить, что объектом внутрипроизводственного планирования может быть качество изготовления продукции и качество работы. В цехах это доля продукции, сданной с первого предъявления, снижение потерь от брака, сокращение количества рекламаций и возврата изделий из цехов-потребителей. В проектно-конструкторских и технологических службах — сдача документации с первого предъявления и процент возврата технической документации на доработку. В отделе технического контроля — уменьшение количества рекламаций, состояние контрольно-измерительной техники и др.

В целом с помощью внутрифирменного планирования достигается эффективная ритмичная работа всего сложного организма фирмы, Устраняется отрицательный эффект неопределенности будущего, обеспечивается более полное использование имеющегося производственного потенциала.

Необходимо отметить, что планирование повышения качества продукции может быть перспективным (на сложную продукцию с большим производственным циклом ее изготовления), объем работ в которых предусмотрен на несколько лет, и текущим (например, годовой), в котором предусматривается осуществление, конкретизация и реализация заданий перспективного плана. Годовой план составляется с разбивкой по кварталам и месяцам, обсуждается на научно-техническом совете, согласовывается с главным инженером и утверждается руководителем предприятия.

Как виды планов выделяют планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, оперативно-тематические планы.

Планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предусматривают разработку и внедрение в производство новых изделий с высоким техническим уровнем и показателями качества, наиболее полно удовлетворяющими запросы потребителей.

Оперативно-тематическое планирование используется для ликвидации возникших отклонений от текущего плана или для срочного удовлетворения новых требований, предъявляемых к качеству продукции. Оперативно-тематические планы составляются в масштабах предприятия, цеха, отдела, согласовываются с заинтересованными службами и утверждаются соответствующим руководителем.

Планирование качества в масштабах всей фирмы возложено на центральную службу управления качеством (или обеспечения качества), в функции которой входит разработка планов повышения качества, качественных показателей по всем видам выпускаемой продукций.

Служба управления качеством осуществляет свою деятельность в тесном контакте с соответствующими службами в производственных отделениях, а также с заводскими службами управления качеством (или отделами технического контроля). Одной из важнейших функций центральной службы управления качеством является планирование и координация всей работы в области обеспечения качества, установление необходимых связей между службами планирования качества в производственных отделениях предприятий. Через центральную службу контроля осуществляется централизация управления в области совершенствования качества выпускаемой продукции, что является одним из важнейших условий развития ТНК в современных условиях.

1.4 Средства планирования


Средства планирования — нормативное, методическое и иное документационное обеспечение, используемое органами и лицами, управляющими процессом планирования в системах управления качеством. В состав средств планирования качества продукции также включаются:

— политика повышения качества продукции, провозглашающая основные направления повышения качества продукции предприятия;

— программы, стратегии, планы повышения качества продукции предприятия;

— банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;

— метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и / или рабочие средства измерений;

— государственная система обеспечения единства измерений (ГСП);

— государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).

Политика повышения качества продукции предприятия формируется в официальном документе, подписывается высшим руководителем. Это документ, который подтверждает и представляет отношение руководства предприятия к проблеме качества. По этому документу можно судить о том месте, которое сейчас занимает предприятие среди производителей аналогичной продукции. О политике в области качества можно судить и по отношению к потребителю. Отсутствие политики в этой области делает вас неконкурентоспособными.

В концепции ISO 9000 политика в области качества выступает как базис самой системы качества. Политика в области качества тесно связана со стратегией предприятия, т. е. с тем набором действий, с помощью которых предприятие хочет достичь цели. Стратегия в области качества — один из главных ориентиров в деятельности предприятия.

Политику предприятия в области качества составляют направления и цели деятельности. Основными направлениями деятельности в области качества являются установленные руководством предприятия пути развития работ по установлению качества, а в качестве цели выступают желательные или предполагаемые позиции предприятия в области качества.

Главная цель деятельности предприятия — стабильное обеспечение качества продукции и услуг, которые удовлетворяют требованиям и ожиданиям потребителей.

На основе главной цели конкретизируются цели, которые относятся к таким ключевым свойствам качества, как, например, функциональная пригодность, безопасность и надежность, эксплуатационные характеристики. Одной из конкретных целей является минимизация рисков и потерь вследствие выпуска продукции недостающего качества. Если на предприятии отсутствуют четко сформулированные общие цели в области качества, это приводит к тому, что каждое подразделение начинает преследовать свои собственные цели, начинает трактовать общие цели в своем понимании.

Концентрированным выражением политики предприятия в области качества является девиз. Он не только фиксирует концептуальное отношение предприятия к качеству, но и придает определенную направленность в политике мотивации работников. Можно сказать, что девиз выступает основополагающей внутренней обстановкой для всего персонала предприятия. Но в то же время девиз обращен и во внешний мир: потребителям, поставщикам, сертифицированным организациям, общественности. Отступление от девиза ведет к потере репутации, лица фирмы. Для обеспечения надлежащего эффекта от девиза он ДОЛ' жен быть четким, доступным для понимания, лаконичным, выразительным.

Политика предприятия в области качества оформляется в виде декларации, подписывается руководителем. Политика предприятия должна доводиться до каждого работника предприятия.

1. Обсуждение положений политики на совещании коллективов и функциональных, и производственных подразделений.

2. Разъяснение сущности политики в ходе учебы по качеству.

3. Ознакомление с политикой при приеме на работу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.