Рефераты. Управление дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия

Финансовый анализ обычно начинают с сопоставления показателей дебиторской задолженности на начало и конец анализируемого периода. Рост дебиторской задолженности за такой сравнительно краткосрочный период времени обычно свидетельствует о негативных тенденциях в финансовом положении предприятия.

В ходе анализа необходимо определить долю (удельный вес) дебиторской задолженности в составе имущества (активов) предприятия, оценить ее существенность для его финансового состояния, рассчитать темпы роста величины долговых требований, изменение соотношения в них долгосрочной и краткосрочной задолженности. Далее необходимо проанализировать структуру этой задолженности, выявить и изучить причины ее изменения.

Общая сумма дебиторской задолженности по операциям, связанным с продажей продукции (товаров, услуг), зависит от двух основных факторов: объема продаж в кредит, т.е. без предварительной или немедленной оплаты, и средней продолжительности времени между отпуском (отгрузкой) и предъявлением документов для оплаты. Величина этого времени определяется кредитной и учетной политикой предприятия, в состав которой входит:

– определение уровня приемлемого риска отпуска товаров в долг;

– расчет величины кредитного периода, т.е. продолжительности времени последующей оплаты выставленных счетов;

– стимулирование досрочного платежа путем предоставления ценовых скидок;

– политика инкассации, применяемая для оплаты просроченных счетов.

Значительное увеличение долгов дебиторов и их удельного веса в текущих активах предприятия может быть вызвано рядом причин и факторов: неоправданно рискованной кредитной политикой по отношению к покупателям; резким увеличением объема продаж без предоплаты или немедленной оплаты; неплатежеспособностью и банкротством части покупателей.

Рост дебиторской задолженности нельзя во всех случаях считать отрицательным явлением в экономике предприятия. Если дебиторы надежны, аккуратны в платежах и выгодны по условиям поставок и ценам продаж, увеличение их долговых обязательств приводит к росту объемов продаж продукции, работ, услуг, к повышению доходов и прибыли предприятия в ближайшие периоды времени. К тому же нормальная дебиторская задолженность относится к наиболее ликвидным активам, ее можно оформить векселем, продать, уступить банку или другой организации.

Однако наличие дебиторской задолженности в балансе и отнесение ее к ликвидным активам не гарантируют кредитору получения денежных средств во всех случаях. Часть долгов дебиторов может быть списана в связи с истечением сроков исковой давности или стать безнадежной к взысканию по форс-мажорным и другом обстоятельствам. Непредсказуемость хозяйственных ситуаций, в которых могут оказаться организации-плательщики, расстройство денежного обращения и ряд других причин могут привести к потере значительной части оборотных средств предприятия-поставщика, создать и у него серьезные проблемы с текущей платежеспособностью. Все это скажется на формировании финансовых результатов, уменьшении прибыли и рентабельности его деятельности. (30, С. 317)

Динамика дебиторской задолженности, интенсивность ее увеличения или уменьшения оказывает большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в текущие активы, а следовательно, на финансовое состояние предприятия и его платежеспособность. При ее анализе кроме показателей баланса и приложения к нему используют данные аналитического учета, первичной документации и произведенных расчетов.

Важное значение имеет не только величина, но и качество дебиторской задолженности. Его характеризует ряд показателей:

– доля долговых обязательств, обеспеченных залогом, поручительством или банковской гарантией;

– удельный вес вексельной формы расчетов;

– доля резервов по сомнительным долгам в общей сумме дебиторской задолженности;

– удельный вес просроченных долгов в их совокупной величине. (36, С. 27)

Уменьшение доли обеспеченной дебиторской задолженности, включая вексельное покрытие, сокращение резервов по сомнительным долгам, рост величины и удельного веса просроченных обязательств свидетельствуют о снижении качества этой задолженности, увеличении риска потерь и убытков при ее невозврате.

В качестве обеспечения коммерческого кредита выступает ликвидное имущество организации-покупателя, которое может рассматриваться как залог. При отпуске товаров в кредит необходимо кроме предусмотренных договорами условий учитывать общее состояние экономики в данное время и положение покупателя на рынке соответствующих товаров и услуг.

Получить и оценить информацию о платежеспособности возможного покупателя, позволяющую кредитовать его отпуском товара в долг без особого риска для поставщика, – непростое дело. В ряде западных стран существуют специальные агентства, которые собирают и обрабатывают такую информацию, а затем предоставляют ее за плату всем желающим. На основе этой информации предприятие-продавец может создать своего рода рейтинг платежеспособности своих покупателей и в зависимости от их положения проводить индивидуальную кредитно-сбытовую политику в отношении каждого клиента или покупателя.

Риск дебиторской задолженности включает потенциальную возможность ее значительного увеличения, роста безнадежных долгов и общего времени погашения долговых обязательств. О возможности усиления степени такого риска свидетельствуют значительный рост отпуска товаров в кредит, удлинение сроков этого кредита, увеличение числа организаций-банкротов среди покупателей, общее ухудшение экономической ситуации в стране и мире.

Для анализа и оценки дебиторской задолженности целесообразно использовать данные об оборачиваемости долговых обязательств, периоде их погашения, отношении общей суммы долгов дебиторов к общей сумме активов и объему продаж. Оборачиваемость дебиторской задолженности исчисляется как отношение объема годовой продажи в кредит к средней величине дебиторской задолженности по счетам.

Период погашения долговых обязательств дебиторов определяют путем деления числа дней в году на оборачиваемость дебиторской задолженности в днях. Чем больше время просрочки в уплате задолженности, тем выше риск ее непогашения. Длительный период погашения дебиторской задолженности считается оправданным при освоении нового рынка старых товаров или при выходе на рынок с новой продукцией. Допускается это и как средство в конкурентной борьбе, но лишь для отдельных товаров и покупателей.

Дебиторская задолженность по отношению к общей сумме активов характеризует ее удельный вес в стоимости имущества и обязательств организации. Увеличение этого показателя свидетельствует об усилении отвлечения денежных средств предприятия из оборота и должно оцениваться негативно.

Дебиторская задолженность, отнесенная к объему продаж, характеризует качество управления процессом продажи продукции, товаров, услуг. Увеличение остатка долгов дебиторов по сравнению с предыдущим годом может свидетельствовать об определенных трудностях со сбытом продукции и товаров.

Краткосрочные финансовые вложения относятся к наиболее ликвидной части оборотных активов предприятия и влияют на его платежеспособность. Краткосрочные финансовые вложения используют при расчете коэффициента абсолютной ликвидности. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов в виде рыночных ценных бумаг и депозитов, т.е. практически абсолютно ликвидных активов.

Таким образом, главная цель анализа дебиторской задолженности – разработка политики кредитования покупателей, направленной на увеличение прибыли организации, ускорения расчетов и снижения риска неплатежей.

2. Анализ системы управления дебиторской задолженностью и краткосрочными вложениями предприятия на примере ООО «Машснаб»

2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Машснаб»

Общество с ограниченной ответственностью ООО «Машснаб» было организовано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом №14 – ФЗ от 8 февраля 1998 года, договором учредителей от 25 января 1999 года и протоколом Общего собрания №1 от 25 января 1999 года.

Общество с ограниченной ответственностью – это общество, учрежденное одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Высшим органом управления общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. Общество обладает правами юридического лица, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, печать со своим наименованием.

Адрес предприятия: 428003, Республика Чувашия, гор. Чебоксары, ул. П. Лумумбы, дом 8, офис 2.

Учредительным документом предприятия является Устав. Основными целями общества с ограниченной ответственностью являются:

– торгово-закупочная и посредническая деятельность, оптовая и розничная торговля всеми видами товаров народного потребления и производственно – технического назначения, в том числе сельскохозяйственной продукцией;

-          транспортно – экспедиционные и складские услуги;

-          оказание услуг: маркетинговых, инжениринговых, дилерских, экспертных, консультационных, риэлторских;

-          производство товаров народного потребления и продукции производственно – технического назначения;

-          продажа и сервисное обслуживание авто- и мототранспорта;

-          внешнеэкономическая деятельность.

При складывающейся на сегодняшний день конъюнктуре рынка предприятие работает в условиях жесткой конкуренции и снижения платежеспособного спроса в связи с падением уровня жизни основной части населения.

Общество осуществляет оперативный учет своей деятельности, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность и несет ответственность за ее достоверность. Контроль финансово-хозяйственной деятельности магазина осуществляют налоговые, финансовые и другие государственные органы.

Имущество предприятия составляют основные и оборотные средства, а также материальные ценности, стоимость которых отражается на балансе предприятия и принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения. Источником формирования имущества предприятия являются доходы, полученные от реализации товаров, услуг населению и юридическим лицам, а также от других видов деятельности.

ООО «Машснаб» занимается продажей тракторной техники производства ОАО «Промтрактор»: трактора, погрузчики, колесные, фронтальные, трактор мелиоративный, трубоукладчики, мелиоративная машина, землеройная машина, колесный трактор ЧЕТРА, дорожная машина, дорожно – строительная техника, строительно – дорожная техника, бульдозерно – рыхлительный агрегат, Т-11, Т-15, Т-20, Т-25, Т-35, Т-50, ТГ-121, ТГ-221, ТГ-301, ТГ-321, ТГ-502, ТГ-503, ПК-12, ПК-60, ТК-25, Т-330.

Основные показатели деятельности ООО «Машснаб» за 2005–2007 гг. представлены в таблице 1.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг является одним из важнейших показателей деятельности предприятия. Из таблицы 2.1 следует, что за период 2005–2007 гг. выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг в ООО «Машснаб» обнаруживает устойчивую тенденцию к росту. В 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличение составило 2,04 раза, в 2007 году по сравнению с 2006 годом показатель возрос в 2,4 раза.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.