Рефераты. Управление дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия

– ожидаемая в согласованные с заказчиком сроки;

– сомнительная – текущая дебиторская задолженность за продукцию, товары, работы, услуги, в отношении которой существует неуверенность в ее погашении должником.

– безнадежная – текущая дебиторская задолженность, в отношении которой существует уверенность в ее непогашении должником или по которой истек срок исковой давности. (12, С. 268)

Способы управления каждой из этих групп совершенно разные. Поскольку речь идет о задолженности заказчиков, то принципиальное значение имеет их деление на постоянные и разовые (прочие). Задержка платежей постоянными заказчиками может носить случайный характер, и в данном случае меры по инкассации задолженности могут ограничиться напоминанием о ней контрагенту. Применительно к остальной задолженности возможна система мер. В отношении задолженности, признаваемой должниками, не имеющими возможности ее погасить вследствие финансовых проблем, необходим поиск взаимоприемлемых решений. Чаще всего применяется отсрочка или рассрочка платежей.

Являясь средством привлечения покупателей, отсрочка или рассрочка платежей за поставленную продукцию должна быть экономически эффективной, т.е. потери, вызванные отвлечением собственных средств из оборота, должны перекрываться выгодой от увеличения объема продаж. Если само предприятие для финансового обеспечения своей текущей деятельности, приобретения сырья и материалов пользуется краткосрочными ссудами банка, то понятно, что, пользуясь кредитами банка в среднем 40 дней, нецелесообразно предоставлять покупателям отсрочку платежа в среднем на 60 дней. Средний период предоставления кредита покупателям должен быть меньше среднего периода, на который предприятие получает кредит в банке. Большое значение имеет отраслевая специфика: предприятия легкой и пищевой промышленности могут и не предоставлять покупателям отсрочки платежа, а в машиностроении без них практически не обойтись.

По данным финансовой отчетности дебиторская задолженность делится на следующие группы: а) краткосрочная, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты. Она преобладает в общей сумме задолженности, так как предоставление отсрочки платежа на период свыше года встречается крайне редко; б) долгосрочная, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. (14, С. 249)

Эта группировка имеет значение для многих финансовых расчетов. В частности, краткосрочная задолженность относится к быстрореализуемым активам и, соответственно, принимается в расчет при определении показателя (коэффициента) срочной или промежуточной ликвидности. Долгосрочная дебиторская задолженность относится к медленно реализуемым активам. Правда, любую задолженность можно продать по договору цессии (уступка права требования), и в этом случае ее можно будет приравнять к быстро реализуемым или даже наиболее ликвидным средствам, но в сумме фактически получаемой выручки (обычно не более 50%).


Функции

Задачи

Организация

1. Выбор модели управления дебиторской задолженностью по товарным операциям

2. Формирование структуры управления

3. Разработка методик по оценке рисков, формированию портфеля заказов, расчету сроков предоставления кредита, оценки надежности дебиторов

Планирование

1. Установление стандартов по работе с дебиторами, определяющих единую политику в этой области на планируемый период

2. Разработка детальных графиков погашения дебиторской задолженности по товарным операциям в планируемом периоде

Координация

Разработка графика документооборота по дебиторской задолженности

Мотивация

1. Система стимулирования работников организации

2. Система поощрений и санкций для дебиторов

Контроль

1. Регулярное отслеживание отклонений фактических параметров дебиторской задолженности от запланированной

2. Разработка системы мер и мероприятий по оптимизации параметров дебиторской задолженности



Для целей планирования дебиторской задолженности целесообразна ее группировка по признаку возможности управления ею:

а) формируемая организацией в соответствии с маркетинговой политикой. С учетом финансового состояния организации определяется возможность предоставления заказчику товарного коммерческого кредита. Эта часть дебиторской задолженности поддается четкому планированию на год с разбивкой по кварталам, месяцам, а частично – по конкретным заказчикам;

б) складывающаяся в процессе делового оборота в результате нарушения заказчиками предусмотренных контрактами сроков платежей. Ее невозможно планировать, но можно прогнозировать.

Одним из инструментов получения дополнительного дохода являются краткосрочные финансовые вложения, представляющие собой инвестиции на срок менее одного года. Корпорация может использовать данный инструмент в качестве варианта диверсификации при размещении финансовых ресурсов. Наиболее привлекательным для инвестиций является рынок корпоративных ценных бумаг, однако инвестора могут подстерегать различные проблемы. Чтобы избежать этого необходимо проводить различные аналитические исследования, в том числе оценку стоимости приобретаемых ценностей.

Краткосрочные финансовые вложения отражают инвестиции предприятия в ценные бумаги других предприятий, в облигации, а также предоставленные займы на срок не более года. Покупка этих ценных бумаг производится не с целью завоевания рынков сбыта или распространения влияния на другие компании, а в интересах выгодного помещения временно свободных средств. Эти вложения делаются компаниями на период, в течение которого не потребуются денежные средства для погашения текущих обязательств или других текущих платежей. Условием эффективности размещения таких средств является реализуемость этих ценных бумаг, что требует наличия достаточно емкого рынка для их продажи в любой требуемый момент.

Краткосрочные финансовые вложения как форма финансового инвестирования направлена прежде всего на эффективное использование временно свободных денежных активов предприятия. Основным видом денежных инструментов инвестирования является депозитный вклад в коммерческих банках. Как правило, эта форма используется для краткосрочного инвестирования капитала и ее главной целью является генерирование инвестиционной прибыли.

1.2 Методика оценки управления дебиторской задолженностью и краткосрочными финансовыми вложениями предприятия

Для успешной деятельности по управлению активами управляющим необходима информационная поддержка в режиме реального времени, включающая анализ основных факторов, влияющих на рынок ценных бумаг. Поэтому инвестиционно-аналитическая работа имеет четко выраженную специфику – отслеживание текущих рыночных условий, иногда быстро меняющихся, в контексте более медленно меняющихся макроэкономических условий, с возможностью быстрой помощи управляющим в понимании того или иного произошедшего события.

На основе оценки текущего состояния рынка и предполагаемого изменения макроэкономических факторов ведется разработка стратегий, имеющих более высокое отношение доходности к риску по сравнению со средним на данном рынке. Постоянно рассматриваются альтернативные возможности инвестиций и сопутствующие риски, полученные результаты используются для подготовки управленческих решений. Далее, исходя из уровня допустимого риска, субъективных и объективных предпочтений инвестора, объемов и сроков инвестиций, делаются рекомендации по формированию инвестиционных портфелей из активов, предполагаемая доходность которых выше среднерыночной.

Методика оперативного управления краткосрочными финансовыми вложениями включает в себя следующие элементы. В рамках текущей деятельности по оперативному управлению краткосрочными финансовыми вложениями необходимо осуществление следующих основных действий.

1. Разработка инвестиционных стратегий для создаваемых инвестиционных портфелей: выбор финансовых рынков; выбор финансовых инструментов; определение структуры финансовых портфелей; оценка рисков и их хеджирование.

2. Распределение активов по инвестиционным портфелям на основе выработанных критериев.

3. Мониторинг финансовых инструментов, использование которых видится приоритетным для перспективной работы.

4. Разработка и организация информационно-аналитического обеспечения в рамках управления. (35, С. 30)

При проведении инвестиций должны быть решены следующие задачи:

1. Принятие решений по управлению активами.

2. Разработка финансовых схем для оперативного управления активами.

3. Выбор финансовых инструментов для инвестирования.

4. Построение структуры портфелей и выбор срочности инвестиций.

5. Обработка поручений на сделки при работе через брокера.

6. Исполнение собственных сделок при работе на торговых площадках.

7. Сверка сделок с подаваемыми отчетами и утверждение отчетов.

8. Подача поручений, связанных с движением ценных бумаг по различным счетам, не связанным со сделками.

9. Подача поручений, связанных с операциями с денежными средствами: переводы, конвертации, платежи и т.п.

Для определения стоимости приобретаемого пакета акций корпорациями, как правило, используются следующие методы: анализ дисконтных потоков средств; сравнительный анализ компаний; сравнительный анализ операций; анализ заменяемой стоимости.

Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам.

1. Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде.

2. Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.

3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту.

4. Формирование системы кредитных условий.

5. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита.

6. Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.

7. Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

8. Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности. (13, С. 32)

В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса: 1) в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит; 2) какой тип кредитной политики следует избрать организации.

В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

– современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

– общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

– сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;

– потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.