Рефераты. Управленческий учет в системе менеджмента p> При разработке системы управленческого учёта ее основополагающим признаком должен выступать учёт затрат по сферам деятельности в неразрывной связи с определением эффективности каждой сферы. Такой подход к организации учёта допускает выделение в качестве составных частей управленческого учёта:
. снабженческо-заготовительную деятельность;
. производственную деятельность;
. учёт затрат на производство и себестоимость продукции;
. учёт финансово-сбытовой деятельности;
. управленческий учёт организационной деятельности;
. контроллинг.

Снабженческо-заготовительная деятельность в системе управленческого учёта занимает первоначальное положение, так как это первый передел производства. В ней должны найти отражение следующие направления деятельности: расширение оптовых закупок, увеличение объема производства отдельных изделий, выбор метода закупки (производить самостоятельно или закупать у поставщика), эффективность инвестирования в оборотные средства предприятия и капитальные вложения его снабженческо-заготовительных подразделений.

С этой целью собирается и обобщается информация о затратах по видам работ и складам, о ценах на приобретение материалов, себестоимости изготовления полуфабрикатов, оценке выданных в производство материальных ресурсов. Особая роль отводится составлению смет затрат по процессам - приобретение, погрузка и разгрузка, сортировка и оценка качества, хранение, обеспечение рабочих мест, а также контролю за их исполнением.

Результативная информация о снабженческо-заготовительной деятельности используется для расчета критической точки объема снабжения.

Управленческий учёт производственной деятельности - центральное звено системы управленческого учёта. Здесь сгруппирована информация о затратах по целям, функциям и их поведению. Значительное место в производственном учёте отводится нормированию издержек - материальных, трудовых и накладных расходов, способам отражения фактических и нормативных затрат. При этом производственный учёт организуется как единый процесс учёта затрат и калькулирования.

Каждое предприятие в зависимости от особенностей технологии, техники, организации производства и труда, сложности и номенклатуры выпускаемой продукции может выбирать свою модель организации учёта производства с применением соответствующие методов. На этом участке учёта определяется себестоимость продуктов для различных целей управления.

Учёт финансово-сбытовой деятельности — собирает, обрабатывает и формирует информацию об ассортименте выпуска продукции, его выгодности, о составе покупателей, рыночных тенденциях, расходах на рекламу, упаковку, о сроках хранения и количестве на складах готовой продукции. Составляются сметы затрат по отделам и сегментам финансово-сбытовой деятельности и контролируется их исполнение. На этом участке учёта определяют наиболее выгодны» для производства продукт, факторы, влияющие на размер маржинального дохода как всего объема производства, так и отдельных продуктов.

Руководителям предоставляется информация для принятия решений, позволяющих максимизировать прибыль в краткосрочном периоде.

Управленческий учёт организационной деятельности необходим для удовлетворения требований менеджеров разных уровней управления в информации о собственных затратах, принципах формирования трансфертных цен, об оптимальном уровне специализации и разделении труда на предприятии, правильности выбора размере подразделений, обоснованности по отношению к производственным подразделениям применения принципа «затраты — объем переработки сырья — прибыль».

Здесь составляют и контролируют исполнение смет расходов по организационной деятельности, проводят учётно-аналитические расчеты критической точки объема производства, переменных и постоянных расходов, общей себестоимости, трансфертных цен прибыли. Этот участок учёта представляет сводную информацию по центрам затрат, ответственности и рентабельности.

Контроллинг - представляет собой систему управления процессом реализации конечной цели предприятия. Это - понятие очень широкое. В литературе разные авторы дают различное определение сущности контроллинга.

Контроллинг выступает как регулятор предпринимательской деятельности предприятия, потому выполняет специфичные функции: информационную - формируется информация, обеспечивающая методологию принятия решений и их координацию; управляющую — используются нормативные, плановые и фактические данные, отклонения, выявленные по предприятию н его структурным подразделениям в целях координации методов, способов и задач достижения конечной цели предприятия; контрольную — ориентируется на контроль экономичности работы предприятия и его подразделений.

Функции контроллинга позволяют сформулировать его отличия от управленческого учёта и ревизии.

Все составные части управленческого учёта взаимосвязаны» формирующийся в них перечень информации характеризует уровень организованности и совершенствования управленческого учёта на предприятии и системы управления в целом.

1.3.1 Системы управленческого учёта

Производственные мощности предприятий и фактические объёмы производства определяют масштабы применения систем управленческого учёта.
Система управленческого учёта характеризуется объемом информации, поставленными перед ней целями, критериями и средствами достижения целей, составом элементов и их взаимодействием. Классификация систем управленческого учёта:

I. Широта охвата информацией: n полная система; n система с целевым набором проблем;

II. Степень взаимосвязи финансового и управленческого учёта: n интегрированная (монистическая); n автономная;

III. Оперативность затрат: n фактических (прошлых, исторических); n стандартных (нормированных);

IV. Полнота включения затрат в себестоимость: n полных; n частичных.

Признаками классификации являются широта охвата информацией, степень взаимосвязи финансового и управленческого учёта, оперативность затрат на производство, полнота включения затрат в себестоимость продукции.

По широте охвата информацией видов деятельности, организационной структуры предприятия, продукции различают полные системы, состоящие из совокупности систематического и проблемного учёта, и системы с целевым набором их составных частей.

Систематический учёт затрат — финансовый учёт затрат на производство с его регламентацией по составу затрат, способам регистрации, идентификации и группировки, представления в отчетности. Элементами систематического учёта являются:

1) измерение и оценка затрат по приобретению и использованию производственных ресурсов;

2) контроль в натуральных измерениях процессов снабжения производства, реализации;

3) группировка затрат по статьям расхода и элементам, по местам возникновения, по видам продукции, работ и услуг, а также порядок включения затрат в себестоимость;

4) внутренняя и внешняя отчетность, удовлетворяющая свои пользователей по срокам, содержанию и частоте представления.

Проблемный учёт формирует информацию об экономической технологической, конструкторской и организационной подготовки производства; о ценах и реализации продукции; об управлении производственными запасами и рационализации расхода производственных ресурсов.

Решение задач проблемного учёта происходит с использованием методов программирования, нормирования, планирования, прогноза, системного экономического анализа, контроля и регулирование на основе фактических данных производственного учёта и статистики.

Содержание понятия «проблемный учёт» показывает, что данные этого учёта используются для решения будущих экономических и производственных проблем предприятия. Проблемный учёт готовит информацию:
. для планирования и прогнозирования затрат и доходов, нормирования и составления смет (бюджетов);
. анализа расходов и отклонений от нормативов (стандартов) и анализа доходности производства продуктов;
. оценки деятельности структурных подразделений и предприятия в целом по критерию величины затрат и доходов, получаемых в процессе производства и сбыта;
. принятия многовариантных управленческих решений на ближнюю и дальнюю перспективу в области производства и сбыта, кооперирования, импорта и экспорта, ассортимента продукции и других проблем; разработки моделей управления запасами и затратами, обеспечивающих оптимизацию затрат и доходов.

По степени взаимосвязи финансового (систематический учёт затрат и доходов) и управленческого учёта в практике зарубежных стран применяют два варианта: монистическую и автономную системы.

Монистическая — интегрированная система, объединяющая систематический и проблемный учёт на основе прямой и обратной связи на счетах бухгалтерского учёта. Систематический учёт путем отражения на счетах бухгалтерского учёта производственных издержек, готовой продукции и ее реализации дает возможность оценить деятельность предприятия, его финансовое положение. Дополняя финансовую информацию данными внутренней отчетности, администрация может оценить рациональность организации производства на любом его участке. Из оперативных сведений и отчетности материально-ответственных лиц определяются положительные и отрицательные отклонения от действующих стандартов. Тем самым создаются предпосылки организации действующей системы контроля за издержками и доходами.

Думается, что предприятиям небольших по объему производства размеров или выпускающим однородную по своему составу продукцию следует применять интегрированную систему учёта,

Автономная система представляет собой обособленное создание систематического и проблемного учёта. Связь между финансовым управленческим учётом осуществляется с помощью так называемы парных контрольных счетов одного и того же наименования.

По оперативности затрат системы разделяют на систему учёт фактических
(прошлых, исторических затрат) и систему учёта стандартных (нормированных) затрат. Оперативность затрат — один и критериев действенности системы, ориентированной на увеличение эффективности.

Система учёта фактических (прошлых) затрат заключается формировании информации для расчета себестоимости и прибыли определения фактической себестоимости и дохода от реализации единицы готовой продукции конкретного наименования.

Система учёта стандартных затрат включает разработку стандартов на затраты по приобретению и использованию материалов основных фондов, на затраты труда, накладных расходов, составление калькуляций себестоимости по нормативным затратам и учёт фактических затрат с выделением отклонений от нормативов и смет.

В мировой практике такая система называется «стандарт-кост» Она ориентирована на оперативность контроля за ходом формирования себестоимости и при возникшей необходимости регулирования ее процесса.

Полнота включения затрат в себестоимость - один из признаков классификации систем учёта, применяемых на практике. Существует система учёта полных затрат и система учёта частичных затрат. Это — два варианта, отвечающие в управленческом учёте различным целям.

Вариант учёта полных затрат представлен традиционным учётом затрат на производство и калькулирования себестоимости. Основной группировкой затрат является их деление на прямые (относи мыс прямо на объект калькулирования) и косвенные (распределяемые между объектами калькулирования пропорционально какой либо базе).

Под вариантом частичных затрат понимается такой подход когда производится подбор отдельных элементов затрат, которые имеют прямой характер и прямо включаются в себестоимость от дельных видов продукции. При этой системе затраты зависят от объемов производства и потому их называют переменными. Калькуляция частичных затрат включает в себя только производственные расходы, связанные с выпуском калькулируемого продукта..
Часть затрат, которые имеют косвенный характер, относятся ко всей продукции. Такого рода затраты возмещаются из общей суммы выручки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.