|
-7,10 |
12,31 |
-4,24 |
-3,94 |
-1,64 |
16,92 |
||
из него: |
||||||||
вклад межотраслевых факторов, % |
46,7 |
68,1 |
4,9 |
3,3 |
23,1 |
13,5 |
14,4 |
13,4 |
вклад внутриотраслевых факторов, % |
53,3 |
31,9 |
95,1 |
96,7 |
76,9 |
86,5 |
85,6 |
86,6 |
* Оценки получены на основе классификации, состоящей из 6 образовательных и 50 профессиональных групп.
** Оценки получены на основе классификации, состоящей из 7 образовательных и 9 профессиональных групп.
Особый случай представляют обладатели вузовских дипломов. В начальные годы реформ их ускоренный приток на рынок труда был практически никак не связан с той ломкой, которой подвергалась в то время профессиональная структура занятости. Но в более поздние годы он стал определяться ею почти наполовину. Однако и тогда «неавтономная» составляющая этого притока (обусловленная межпрофессиональными сдвигами) все равно оставалась меньше, чем «автономная» (не обусловленная ими): 47% против 53%. Другими словами, рост относительной численности работников с высшим образованием в большей мере происходил за счет увеличения их представительства внутри отдельных профессиональных групп, чем за счет вытеснения менее «интеллектуальных» видов профессиональной деятельности более «интеллектуальными».
3. Наконец, в таблице 12 приведены результаты третьего, более сложного варианта расчета. К сожалению, он возможен только для подпериода 1997-2004 годов. Полученные нами оценки свидетельствуют о почти полной независимости изменений в распределении работников по уровню образования от изменений в их распределении как по отраслям, так и по профессиям: суммарный вклад всех «неавтономных» факторов едва превышает 10%. С известным преувеличением можно утверждать, что примерное середины 1990-х годов накопление человеческого капитала в российской экономике стало протекать преимущественно в «автономном» режиме, слабо связанном с перестройкой ее отраслевой или профессиональной структуры.
Таблица 12. Вклад «автономных» и «неавтономных» факторов в изменение образовательной структуры занятости, 1997—2004 годы*
Группы работников в зависимости от уровня полученного образования
Высшее профес-сиональное
Неполное высшее профес-сиональное
Среднее профес-сиональное
Начальное профес-сиональное
Среднее (полное) общее
Основное общее
Начальное общее, не имеют начального общего
Всего
Прирост доли отдельных групп в общей численности занятых
3,44
0,10
-6,60
11,57
-3,36
-3,47
-1,61
15,11
из него
вклад межотраслевых факторов, %
0,4
28,7
1,3
0,1
1,9
2,6
1,6
1,2
вклад внутриотраслевых факторов, %
45,1
12,4
6,1
2,4
18,7
5,4
1,7
10,1
вклад «автономных» факторов, %
54,5
58,9
92,5
97,5
79,4
92,1
96,7
88,7
* Оценки получены на основе классификации, состоящей из 7 образовательных, 9 профессиональных и 20 отраслевых групп.
Конечно, отсутствие зависимости образовательной динамики от межотраслевых и межпрофессиональных сдвигов не следует интерпретировать как однозначное свидетельство того, что наплыв обученной рабочей силы опережал потребности экономики. Прежде всего само отождествление межотраслевой/межпрофессиональной компоненты с действием факторов спроса, а внутриотраслевой/внутрипрофессиональной компоненты с действием факторов предложения является достаточно условным. Технология и организация производства в рамках одних и тех же отраслей, одних и тех же профессий не остаются неизменными. Усложнение процесса труда может резко повышать как внутриотраслевые, так и внутрипрофессиональные требования к уровню формальной подготовки работников. Для работы на новом, технически более совершенном оборудовании, для освоения новых, более современных технологий может требоваться более образованная и квалифицированная рабочая сила в пределах каждой отдельной отрасли, каждой отдельной профессиональной группы.
И все же мы не склонны недооценивать значимости полученных результатов. Они свидетельствуют о почти полной утрате связей между сдвигами в образовательной структуре занятости и сдвигами в ее отраслевой и профессиональной структуре на более позднем этапе переходного процесса. Начиная со второй половины 1990-х годов рост образования российской рабочей силы направлялся факторами, действие которых распространялось на все отрасли и профессии, но которые имели при этом достаточно отдаленное отношение к процессам реструктуризации экономики [1].
3.Социология труда
Переход к рыночным отношениям (в новых российских условиях) принципиально изменил отношение не только к труду как таковому, но и к научному труду, в частности. Десятилетиями формировавшееся в Советском Союзе социалистическое отношение к труду поразительно быстро исчезало, уступая место фантастически трансформированным «протестантским ценностям капитализма». В этих условиях требовалось создать некую новую доктрину труда, отражающую его новое видение, соответствующее новым изменяющимся социальным и экономическим условиям. И преподавать' социологию труда нужно было по-новому. Но в конце 1990-х годов прочитать об этом было негде. у Так или иначе курс был подготовлен. При этом имевшуюся литературу и излагавшиеся в ней подходы к трактовке труда и трудовых отношений приходилось заново переосмысливать, вносить современное понимание, и очень хотелось, чтобы, наконец, появилась литература, представляющая труд в контексте происходящих изменений. ''И вот летом 2006 г. Ж. Т. Тощенко предложил для публикации в журнале «Мир России» статью «Социология труда: генезис идей в контексте мировых и российских реалий (опыт нового прочтения)», а затем и саму рецензируемую монографию. Во введении к ней автор писал: «Социология труда как специальная социологическая теория нуждается в том, чтобы в ее осмыслении, во-первых, был повышен уровень теоретического обобщения, чтобы она не выглядела как набор актуальных, важных, но не упорядоченных логикой социальных проблем; во-вторых, произведен критический отбор того лучшего, что накоплено в отечественной (и в связи с ней мировой) практике решения социальных задач производства, касающихся всего спектра трудовой деятельности людей.
Социально-трудовые отношения в современной России претерпевают кардинальные изменения. Социальная практика показывает жизненность и востребованность идей, к которым шла социология в течение всего XX в. Причем отечественный опыт оказался неотделим от мировой практики, от тех попыток и находок, которые были апробированы во многих индустриально развитых странах.
В статье делается попытка осмыслить российские реалии, сопоставить их с опытом других стран с принципиально новых позиций: как наука и производство взаимно обогащали друг друга, и как именно это взаимодействие способствовало успеху в решении социально-экономических проблем»[1].
Социология труда - дисциплина очень непростая, как не просто и само понятие труда. При всей очевидности того, насколько труд значим и важен в жизни общества, человечество никогда не рассматривало труд как нечто увлекательное и интересное. Осознавая всю важность труда, человек инстинктивно противится труду как чему-то крайне тяжелому и нежелательному.
Автор использовал оригинальный подход - социология труда в монографии рассматривается сквозь призму человеческих резервов. Автор не ограничивается рассмотрением возможных резервов труда, а анализирует их в контексте тех объективных потребностей, которые возникали в процессе развития и функционирования производства. Новизна подхода состоит и в том, что проблемы труда он рассматривает в неразрывном единстве науки и практики, поскольку именно в сфере труда это единство представляется наиболее тесным. Так была определена структура работы, поскольку, по мысли автора, содержание труда раскрывается не в одной главе или параграфе, а в связи с анализом и экономического, и технологического, и социально-психологического, и творческого человека. Причем на каждом новом этапе (каждой новой грани человеческих возможностей) содержание труда имеет свою специфику, свой аспект толкования и применения.
Во второй половине XX в. понятие труда чрезвычайно обогащается. В наибольшей степени это связано с переходом к информационному постиндустриальному обществу. Причем для российского общества этот переход усложняется еще и тем, что вступление в эпоху информатизации труда, усложнения его содержания совпало по времени с переходом к рыночным экономическим отношениям, что также вносит существенные коррективы и в общественное мировосприятие в целом, и, в частности, трансформирует сложившийся понятийный аппарат.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.