Рефераты. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика

100


Таблица 9. Распределение занятых в российской экономике но профессиям и уровню образования, по данным ОНПЗ, 2005 год (в %)


Группы по профессиям

Группы работников в зависимости от уровня полученного образования

Высшее профес-сиональное

Неполное высшее профес-сиональное

Среднее профес-сиональное

Начальное профес-сиональное

Среднее (полное) общее

Основное общее

Начальное общее, не имеют начального общего

Всего

Распределение образовательных групп по профессиям

Руководители

17,0

8,9

7,1

2,0

1,9

1,0

0,4

7,0

Специалисты высшего уровня

61,6

14,9

5,3

0,6

0,7

0,3

0,1

16,9

Специалисты среднего уровня

7,8

22,1

36,8

6,7

4,8

2,2

1,2

14,2

Служащие, занятые подготовкой информации

1,8

7,5

4,4

2,6

3,7

1,1

0,2

3,1

Работники сферы oбслуживания

5,2

17,5

13,7

19,1

19,5

12,7

6,4

13,9

Квалифицированные рабочие сельского

0,8

2,9

2,5

3,2

7,9

19,9

45,3

1,9

Квалифицированные рабочие промышленности

2,7

12,0

13,9

31,6

20,1

17,5

9,8

16,0

Полуквалифицированные рабочие

1,7

7,2

9,7

23,7

19,1

16,0

8,6

12,8

Неквалифицированные рабочие

1,6

6,7

6,7

10,2

22,3

29,3

28,1

11,2

Образовательная структура различных профессиональных групп

Руководители

59,2

2,4

26,1

5,3

6,1

0,9

0,0

100

Специалисты высшего уровня

88,6

1,7

8,0

0,7

1,0

0,1

0,0

100

Специалисты среднего уровня

13,3

3,0

66,3

8,7

7,7

1,0

0,1

100

Служащие, занятые подготовкой информации

14,2

4,6

36,5

15,4

26,9

2,4

0,0

100

Работники сферы oбслуживания

9,0*

2,4

25,1

25,7

31,6

5,9

0,3

100

Квалифицированные рабочие сельского

3,8

1,1

13,0

12,4

36,9

26,4

6,5

100

Квалифицированные рабочие промышленности

4,0

1,4

22,2

36,5

28,3

7,1

0,4

100

Полуквалифицированные рабочие

3,2

1,1

19,4

34,3

33,6

8,1

0,5

100

Неквалифицированные рабочие

3,5

1,1

15,1

16,9

44,8

16,8

1,7

100

* Курсивом выделены группы, чей образовательный потенциал недоиспользуется


Среди работников сферы обслуживания преобладают выпускники ссузов, ПТУ и средних общеобразовательных школ. Квалифицированные и полуквалифицированные рабочие распределяются по трем основным группам — со средним профессиональным, начальным профессиональным, а также со средним общим образованием. На каждую из них приходится 20—35% работников, имеющих эти специальности. Наконец, среди неквалифицированных рабочих преобладают выпускники средних школ, доля которых в этой профессиональной группе превышает 40% (см. табл. 9). Напрашивается вывод: в условиях российского рынка труда аттестат о полном среднем образовании уже перестал быть пропуском на «хорошие» рабочие места. Чтобы получить к ним доступ, необходимо идти дальше и получать более высокое образование.

В то же время представленные данные позволяют предположить, что у значительной части российских работников полученное образование является избыточным по отношению к той квалификации, которая реально необходима для работы по избранным ими профессиям. По самым минимальным оценкам, к работникам, чей образовательный потенциал недоиспользуется, можно отнести свыше 10% работником сферы обслуживания, около 20% сельскохозяйственных и около 40% неквалифицированных рабочих (в таблице 9 соответствующие цифры выделены курсивом). Это свидетельствует либо о крайне низком качестве имеющегося у них образовательного потенциала, либо о нерациональном его использовании, когда работники с высокой формальной подготовкой оказываются вынуждены заниматься самыми неквалифицированными видами труда [1].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.