Рефераты. Стратегическое планирование как функция менеджмента p> ФОРМУЛИРОВКА МИССИИ КОМПАНИИ “САН БЕНКС”1

Миссия компании “Сан Бенкс” заключается в содействии благосостоянию и экономическому развитию сообществ, обслуживаемых компанией, путём предоставления гражданам и предприятиям качественных банковских услуг таким образом и в таком объёме, которые соответствуют высоким профессиональным и этическим стандартам, обеспечения справедливой и соответствующей прибыли акционерам компании и справедливого отношения к сотрудникам компании.

Источник: Sun Banks, N.A. 1987

Выбор миссии.

Миссия—это не получение прибыли.
Прибыль—всего лишь внутренняя проблема предприятия. Организация может выжить только тогда, когда она будет удовлетворять какую-то потребность общества. Поэтому, для того, чтобы заработать прибыль, фирма обязана следить за средой, в которой она функционирует. Поэтому только в окружающей среде и можно найти общую цель организации. Чтобы выбрать миссию, руководство должно ответить на вопросы: “кто наши клиенты? Какие потребности наших клиентов мы можем удовлетворить?” А клиент в данном случае тот, кто будет использовать результат деятельности фирмы. Клиентами некоммерческой организации будут те, кто использует её услуги и обеспечивает её ресурсами.
Выбор прибыли в качестве миссии организации, “…ограничивает возможности руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены и последующие решения могут привести к низкому уровню эффективности организации”1.

Миссия некоммерческих организаций.


Многие некоммерческие организации имеют очень много клиентов, поэтому им трудно представить подходящую формулировку целей. Некоммерческая организация должна сформулировать подходящую, ориентированную на клиента миссию для себя самой. Клиентами некоммерческой организации будут те, кто использует её услуги и обеспечивает её ресурсами. (Пример: больница должна обеспечивать своих пациентов, врачей, медицинских сестёр, технических работников и местное сообщество, в котором она осуществляет свою деятельность.)

Миссия малых организаций.

Небольшие организации тоже нуждаются в сформулированной миссии.
Миссия у малой организации не может быть слишком сложной. Услуги малых организаций должны быть нацелены, главным образом, на удовлетворение потребностей крупных фирм или на удовлетворение небольших потребностей населения, или ориентированы на какую-то узкую часть общества.

Цели организации.

“Цели выражают конкретные отдельные направления деятельности организации.
Важность определения целей связана с тем, что они являются фундаментом для менеджмента, планирования, организации, мотивации, контроля; определяют способы повышения эффективности деятельности организации; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей”2.

Ценности и цели высшего руководства.


Миссия очень важна для организации. Но ценности и цели высшего руководства накладывают отпечаток на деятельность и поведение фирмы. Ценности формируются нашим опытом, образованием и социально-экономическим фоном.
Ценности направляют и ориентируют руководителей при принятии критических решений. Профессор Игорь Ансоф утверждает, что стратегическое поведение четко находится под влиянием ценностей: “Общие наблюдения и социологические исследования подтверждают, что поведение не является свободным от воздействия ценностных ориентаций; как индивиды, так и организации проявляют предпочтение к определённым типам стратегического поведения. Они выражают такое предпочтение, следуя определённой линии поведения, даже если это означает потери с точки зрения результатов(”.
Гут и Тагири установили шесть ценностных ориентаций, которые оказывают воздействие на принятие управленческих решений(, которые в последствие были связаны учёными со специфическими типами целевых предпочтений.


| |Истина |Долгосрочные |
|Теоретические |Знания |исследования и |
| |Рациональное мышление|разработки |
| | | |
| | | |
| |Практичность |Рост |
|Экономические |Полезность |Прибыльность |
| |Накопление богатства |Результаты |
| | | |
| | | |
| |Власть |Общий объём капитала,|
|Политические |Признание | |
| | |Продаж, количество |
| | |работников |
| | | |
| |Хорошие человеческие |Социальная |
|Социальные |отношения |ответственность |
| |Привязанность |относительно |
| |Отсутствие конфликта |прибыльности. |
| | |Косвенная |
| | |конкуренция. |
| | |Благоприятная |
| | |атмосфера в |
| | |организации. |
| | | |
| | | |
| |Художественная |Дизайн изделия |
|Эстетические |гармония |Качество |
| |Состав |Привлекательность, |
| |Форма и симметрия |даже с ущербом для |
| | |прибыли |
| | | |
| | | |
|Религиозные |Согласие во вселенной|Этика |
| | |Моральные проблемы |

Ценностные ориентации1

Высшее руководство обязательно сохраняет и соблюдает определённые ценности, которые проявляются в выборе типа управления, а также в целях организации.


Характеристики целей.

Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определённых ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство.
Цели должны обладать рядом характеристик, тогда они будут вносить вклад в успех организации.

Конкретные и измеримые цели.

Цели должны быть конкретными и измеримыми.
Они должны выражаться в конкретных измеримых формах, создавать чёткую базу отсчёта для последующих решений и оценки хода работы. (Пример: 1) Повысить удовлетворенность своих сотрудников на 10% в год; 2) Увеличить продвижение по службе на 15% в год; 3) снизить текучесть кадров на 10% в год.) В этом случае руководители среднего звена будут иметь ориентиры для своих решений.
Также будет легко определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей. Что становится важным для выполнения контрольных функций.

Ориентация целей во времени.

Ещё одна характеристика целей—конкретный горизонт прогнозирования.
Необходимо определить время достижения результата. Цели обычно устанавливаются на длинные или короткие промежутки времени.
Долгосрочная цель имеет горизонт планирования примерно в 5 лет.
Краткосрочная цель представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах 1 года.
Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от 1 до 5 лет.
В первую очередь организация формулирует долгосрочные цели. Последующая выработка средне- и краткосрочных целей связана с обеспечением выполнения долгосрочных целей.

Достижимые цели.

Цель должна быть достижимой,—чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации, может привести к катастрофическим последствиям. Если цели недостижимы, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет.
“Поскольку в повседневной жизни принято связывать вознаграждение и повышение по службе с достижением целей, недостижимые цели могут сделать средства, используемые в организации для мотивации сотрудников менее эффективными”1.

Взаимно поддерживающие цели.

Цели организации должны поддерживать друг друга. То есть, действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.
Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведёт к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей.
Существует огромное множество классификаций целей. “Цели должны быть установлены для каждого вида деятельности, который по мнению компании, является важным и выполнение которого она хочет наблюдать и измерять(”.
“Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем эффективно из институционализирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы”1.


Оценка и анализ внешней среды.

После установления миссии и целей начинается диагностический этап процесса стратегического планирования. Первое—изучение внешней среды. Оценка идёт по 3 параметрам:
1. Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии. (Пример: оценка изменений цен на сырьё, которое используется в производстве.);
2. Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы. Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству быть готовым к потенциальным угрозам;
3. Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путём корректировки плана.

. “АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности угрозы для фирмы”1.
“Анализ внешней среды даёт организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разборки системы раннего предупреждения на случай возможных гроз и время на разборку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности”1.
Роль анализа в процессе стратегического планирования заключается в ответе на 3 вопроса:
1. Где сейчас находится организация?
2. Где, по мнению высшего руководства, должна находиться организация в будущем?
3. Что должно сделать руководство, чтобы организация переместилась из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где её хочет видеть руководство?
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, выделяют в 7 областей. Это—экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение.

Экономические факторы.

Состояние экономики имеет важное значение для организации. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться: темпы инфляции или дефляции, уровни занятости, международный платёжный баланс, стабильность доллара США за рубежом и налоговая ставка.
Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для фирмы. Что для одной организации представляется экономической угрозой, другая воспринимает как возможность.

Политические факторы.

Руководство должно следить за нормативными документами местных органов, властей федерального правительства; отношением политиков к антитрестовской деятельности; кредитами федерального и местного правительства для финансирования долгосрочных вложений, ограничениями по найму рабочей силы и возможностью получения ссуды; а также за соглашениями по тарифам и торговле, направленными против других стран или заключённых с другими странами. Так как правительство постоянно и активно принимает участие в деловых вопросах, поэтому организации должны внимательно следить за политической деятельностью.

Рыночные факторы.

Рыночная среда постоянно меняется, поэтому она доставляет беспокойство для организаций. В анализ рыночной среды входят многочисленные факторы: изменяющие демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, лёгкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли.
Анализ рыночных факторов даёт возможность руководству уточнить его стратегии и укрепить позицию фирмы по отношению к конкурентам.
Рыночные факторы могут оказать непосредственное воздействие на успехи или провалы организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.