Рефераты. Стратегическое планирование как функция менеджмента

Стратегическое планирование как функция менеджмента

Процесс долгосрочного (стратегического) планирования сравним с зонтиком, который укрывает все остальные управленческие функции. Игнорируя стратегическое планирование, организации в целом и отдельные люди лишаются четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия.
Процесс стратегического планирования является основой для управления членами организации

Сущность, функции и выгоды стратегического планирования.

. “СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разборке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей”1.

Питер Лоранж называет стратегическое планирование инструментом, который помогает в принятии управленческих решений. Его задача—обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и организационное стратегическое предвидение(.
. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ. Этот процесс включает в себя распространение ограниченных организационных ресурсов: фонды, дефицитные управленческие таланты и управленческий опыт. (Разбиение большой компании на несколько более мелких, с целью сокращения числа менеджеров и общефирменного персонала. Сэкономленные деньги заново инвестируются в данные отделения.).
. АДАПТАЦИЯ К ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ. Охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с её окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. То есть, создание новых благоприятных условий посредством разборки более совершенных производственных систем, путём взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.
. ВНУТРЕННЯЯ КООРДИАЦИЯ. Координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях является неотъемлемой частью управленческой деятельности.
. ОСОЗНАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ. Осуществление систематического развития мышления менеджеров путём формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях. Учась на прошлом опыте стратегических решений, персонал фирмы повышает свой профессионализм, правильно корректирует стратегическое направление своей организации.

Роль руководителя высшего звена—это не только инициирование процесса стратегического планирования, но и осуществление, объединение и оценка этого процесса.
Рассмотрим общую модель стратегического планирования. Эта модель не может быть единообразной, так как природа организаций очень разнообразна. Но наиболее общие существенные управленческие функции, посредством которых планы преобразуются в действия, представлены на схеме.

|Миссия | |Цели | |Оценка и | |Управленческое |
|организации|( |организации|( |анализ |( |обследование |
| | | | |внешней | |сильных и слабых|
| | | | |среды | |сторон |
|( | | | | | |( |
|( | | | | | |( |
|Оценка | |Реализация | |Выбор | |Анализ |
|Стратегии |( |стратегии |( |Стратегии |( |стратегических |
| | | | | | |альтернатив |

Процесс стратегического планирования1.

В России перспективное планирование рассчитывается на среднесрочном планировании из-за предельно высокой неопределённости будущего.

Сущность стратегии.

. “СТРАТЕГИЯ—представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её целей”1.
Стратегия формулируется и разрабатывается высшим руководством, но её реализация предусматривает участие всех уровней управления.
Стратегический план должен разрабатываться с точки зрения интересов перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придаёт фирме определённость, индивидуальность, что позволяет ей заниматься подбором кадров в соответствии со своей особенностью. Этот план направляет сотрудников, помогает продавать изделия или услуги.
Стратегические планы разрабатываются так, чтобы ими можно было пользоваться достаточно продолжительное время, но одновременно с этим они должны учитывать возможности корректирования, т.к. постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка требует постоянных изменений в планах. То есть, план должен быть программой, направляющей деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени.

Планирование и успех организации.

Конечно, организации могут достичь определённого уровня успеха и без затрат труда на планирование. Тем более, что стратегическое планирование не гарантирует успеха. Кроме того, организация, даже имеющая план, просто может потерпеть неудачу из-за элементарных ошибок в организации, мотивации и контроле.
Но, стратегическое планирование всё же “…представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей”1.
Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Планирование способствует снижению риска при принятии решений. Также планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.
“Сегодня в промышленности стратегическое планирование становится скорее правилом, чем исключением”1.
Для стратегического планирования характерны следующие положения1:
1. небольшой плановый отдел (менее 6 человек) корпорации дополняется планированием на низших уровнях;
2. возраст функции планирования даже в наиболее крупных корпорациях насчитывает менее 10 лет;
3. стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно;
4. годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом;
5. в большинстве организаций считают, что функция планирования может быть усовершенствована.
Специалисты на основании проведённых исследований в различных отраслях промышленности подчёркивают, что фирмы, применяющие у себя формальное планирование, имеют самые высокие темпы роста(. Имеется положительная корреляция между планированием и успехом организации.
Формулирование стратегического плана—это тщательная, систематическая подготовка к будущему. Составление стратегических планов для всей организации является обязанностью высшего руководства. Но планированием следует заниматься всем руководителям. Руководители среднего и низшего звена участвуют в планировании работы всей фирмы, предоставляя соответствующую информацию и обеспечивая обратную связь.
Обычно руководство оформляет стратегические планы в письменном виде.
Среди них в России особое место занимает бизнес-план.

Бизнес-план.

Сегодня в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Важной задачей является привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных. Для этого необходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформление предложений, требующих капиталовложений.
“В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом…для …фирм, используемых во всех сферах предпринимательства”2.
Бизнес план обязательно должен быть составлен и представлен, если предприниматель хочет, чтобы с ним имели дело.
Цель разработки бизнес-плана—спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдалённый периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес план помогает решить следующие задачи:
. “…Определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
. Сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
. Выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
. Выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда, предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
. Определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т.п.;
. Оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
. Предусмотреть трудности, “подводные камни”, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана”2.
Бизнес-план—документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на 3-5 лет вперёд. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке (при возможности—в помесячном разрезе). Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.
Бизнес-план должен быть кратким (изложение только самого главного по каждому разделу), доступным в прочтении и понимании (должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам), убедительным, лаконичным, побуждать интерес у рецензента (ведь только заинтересовав потенциального инвестора, можно надеяться на успех своего дела).
“Бизнес-план обычно состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Возможности фирмы.

Раздел 2. Виды товаров (услуг).

Раздел 3. Рынки сбыта товаров (услуг).

Раздел 4. Конкуренция на рынках сбыта.

Раздел 5. План маркетинга.

Раздел 6. План производства.

Раздел 7. Организационный план.

Раздел 8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.

Раздел 9. Оценка риска и страхование.

Раздел 10. Финансовый план.

Раздел 11. Стратегия финансирования.
Важность и эффективность бизнес-плана заключается в его комплексности и направленности в будущее. Качественная подготовка этого документа позволяет чётко определить конечную цель, рассчитать необходимые ресурсы, выстроить временной график.
Таким образом, бизнес-план представляется абсолютно необходимым инструментом предпринимательской деятельности в рыночных условиях.
| |Выбор миссии |
| |1 |
|Формулирование целей |
|Долгосрочные |Среднесрочные |Краткосрочные |
|2 |3 |4 |
|Разработка обеспечивающих планов |
|(указания по принятию решений и действиям) |
|Политика |Стратегии |Процедуры |Правила |Бюджеты |
|5 |5 |6 |6 |6 |
|Формулирование миссии и целей1 (цифры показывают приблизительный |
|порядок этого процесса) |


Цели организации.

Прежде всего при планировании необходимо определить цели организации.
Основная общая цель организации—чётко выраженная причина её существования—обозначается как её миссия. Все цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
. “МИССИЯ—это основная цель, ради достижения которой компания создаётся.

Миссия имеет комплексный характер, включает как внешние, так и внутренние ориентиры деятельности компании, выражает сущность делового успеха, к которому она стремится”2.

Миссия организации.


Значение миссии.

Значение миссии для организации и её сотрудников очень велико. Выработанные на её основе цели служат критериями для принятия управленческих решений.
Ведь если отсутствует основная цель организации, то у её руководителей нет логически обоснованного выбора альтернативы.
При отсутствии миссии организации, её руководители имели бы в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности. В результате произошёл бы разброс усилий сотрудников, а не единство цели, имеющее существенное значение ля успеха организации.
“Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегии на различных организационных уровнях.
То есть, миссия—это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Особое значение миссии для деятельности предприятия заключается в том, что она:
. “…является основой для всех плановых решений фирмы, для дальнейшего определения её целей и задач;
. создаёт уверенность, что организация преследует не противоречивые, ясные, сравнимые цели;
. помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;
. обеспечивает понимание и поддержку среди внешних участников организации”2.
Формулировка миссии организации должна содержать следующее1:
1. задачи фирмы с точки зрения её основных услуг или изделий, её основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы;
3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?”
Миссия фирмы должна рассматриваться с точки зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создаёт клиентов для поддержки организации в будущем.
Как сказал Питер Ф.Друкер: “Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства—создание клиента”(. “Если предпринимательство берёт на себя миссию создания клиентов, оно также получит прибыль, необходимую для своего выживания, если исключить плохое управление при осуществлении этой миссии”.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.