Рефераты. Стимулирование развития открытых инноваций в отрасли информационно-коммуникационных технологий в России

Однако без реформ трудно что-либо изменить, а на данный момент ситуация, по мнению экспертов, приобретает опасный характер:[73] «Я обеими руками за то, чтобы деньги шли на инфраструктуру, но они должны доходить по назначению и в тех объемах, в которых выделены. Пока же все ФЦП (Федеральные целевые программы) продолжаются, денег на них надо все больше, а по индексу коррупции Россия опускается все ниже», наращивание госрасходов лишь ведет к росту зависимости бюджета от нефти или займов и создает условия для очередного шока через несколько лет.

Кроме того, стоит отметить несостоятельность государства в разработке и реализации комплексных мер государственного регулирования:[74]

«Правительство за последние годы успело написать слишком много «стратегических документов разного уровня» про инновации, они часто противоречат друг другу. <...> Необходимой согласованности нет даже между документами, которые правительство и президентская комиссия по модернизации и инновациям готовят сегодня. <...>

Различные государственные программы, по мнению главы Минэкономразвития, «пересекаясь, конкурируют друг с другом за государственное финансирование». <...> Глава Минэкономразвития считает, что «поддержка была направлена на решение краткосрочных финансовых проблем предприятий и имела слабый инновационный эффект»».

·                   другие инструменты:[75]

– установить низкие таможенные пошлины для импорта комплектующих и высокие для готовых изделий;

– предусмотреть льготы для предприятий, покупающих российские товары, и запретить закупки иностранных товаров для государственных  нужд;

- развитие транспортной системы (исследования показали, что развитие дорожной сети и транспортной системы в целом способствует распространению знаний и мобильности людей и ресурсов, благодаря созданию дополнительных взаимосвязей[76]);

- борьба с коррупцией и бюрократией.

Чиновники искусственно создают преграды для отечественных товаропроизводителей. Хорошим примером бюрократии, по мнению экспертов, является Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 315-Ф3 "О саморегулируемых организациях":[77] «чтобы установить систему автоматизации на предприятии, требуется лицензия на строительство и проектирование зданий и сооружений. Если раньше эти  две лицензии стоили около 50 000 руб., то с появлением СРО сумма выросла до 700  000 рублей. <…> Независимость стоимости участия в СРО от объема работ приводит к абсурду: малое предприятие, устанавливающее компьютерную сеть стоимостью 50 000, должно заплатить в СРО (саморегулируемую организацию) 700 000 – такую же сумму, как и строительные гиганты с оборотами в десятки миллиардов рублей».

Сложной проблемой также является коррупция, которая проникла во все сферы общества, и, несмотря на предпринимаемые меры, имеется тенденция к ухудшению ситуации: «При заключении контракта на поставку медицинской продукции откат может составлять до 20%, рассказывает руководитель компании — поставщика фармпрепаратов. После объявленной в стране антикоррупционной кампании размер взяток даже до 10 раз вырос — «стали больше бояться», жалуется топ-менеджер сети магазинов. За «справедливое решение» суда в споре на 25 млн руб. ему пришлось отдать 5 млн руб.»[78]

Чтобы представить масштабы проблемы следует привести следующие факты. По данным «Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р», Россия имеет 146 позицию с 2,2 балла в рейтинге индекса восприятия коррупции (далее - ИВК) Трансперенси Интернешнл за 2009 г. Балл ИВК страны или территории отражает восприятие уровня коррумпированности государственного сектора предпринимателями и экспертами по данной стране и оценивает его по шкале от 10 (коррупция практически отсутствует) до 0 (очень высокий уровень восприятия коррупции). Соседями России стали такие страны как Камерун, Эквадор, Кения, Сьерра-Леоне, Тимор-Лесте, Украина, Зимбабве. Первое место в рейтинге занимает Новая Зеландия с 9,4 балла, а последнее – Сомали с 1,1 балла.[79]

Ситуацию с коррупцией в России эксперты объясняют нежеланием бороться с ней: «В ситуации, когда ежегодный коррупционный рынок в стране достигает 300 миллиардов долларов США, большинству бюрократии, которая эти миллиарды считает своим, чуть ли не легитимным доходом, никакая государственная политика по противодействию коррупции, никакой общественный контроль не только не нужны, но и представляются естественной угрозой».[80] Не столь удивительными в этом контексте являются факты «странного» поведения России:[81] «Россия оказалась в числе тех стран, которые заблокировали принятие на «Конференции стран-участниц Конвенции ООН против коррупции» действенного механизма за выполнением странами-участницами требований этой Конвенции. Прикрываясь словами про «защиту суверенитета» и о невозможности допустить «вмешательство во внутренние дела», такие страны, как Ангола (1.9, 162 место), Алжир (2.8, 111 место), Венесуэла (1.9, 162 место), Египет (2.8, 111 место), Зимбабве (2.2, 146 место), Иран (1.8, 168 место), Китай (3.6, 79 место), Пакистан (2.4, 139 место) и Россия (2.2, 146 место), выступили против проведения независимых проверок, участия в таких проверках гражданского общества и публичного обсуждения докладов о состоянии дел с коррупцией в странах, ратифицировавших Конвенцию ООН».

Таким образом, становится очевидным факт нежелания руководства страны бороться с бюрократией и коррупцией, при масштабном распространении которых невозможно никакое инновационное развитие, невозможно принятие никаких эффективных мер государственного регулирования сферы инноваций.

Далее будут приведены общие направления стимулирования открытых инноваций в России в качестве сводной таблицы (см. Табл. 4).

Таблица 4. Проблемы, препятствующие переходу к открытым инновациям, и меры их преодоления.

Проблемы

Меры

1. Отсутствие венчурного капитала.

1.                   Создание нормативно-правовой базы, регулирующей венчурный бизнес, зашита прав на интеллектуальную собственность, развитие судебной системы и предпринимательства (допуск банков, страховых компаний и пенсионных фондов к инвестированию, ответственность за нарушение прав пользования интеллектуальной собственностью, формирование культуры предпринимательства и др.).

2.                   Создание благоприятного режима налогообложения для вновь создающихся и развивающихся компаний (дополнительные налоговые или иные льготы для инвесторов в области венчурного инвестирования, прозрачность в отношении налогообложения доходов и прироста капитала с целью избегания двойного налогообложения, государственные гарантии, налоговые льготы фирмам на время исследований и разработок, освободить от налогов на  3-5 лет малые высокотехнологичные компании).

3.                   Обучение и консультирование предпринимателей, распространение информации о перспективных проектах и потенциальных инвесторах, меры по стимулированию взаимодействия экономических агентов (разработка методов прогноза эффекта от инноваций, поддержка государством экспертизы инновационных проектов и развития консультационных услуг для малых предприятий научно - технической сферы, развитие информационной среды, позволяющей малым инновационным предприятиям и инвесторам находить друг друга).

4.                   Финансовая поддержка государства (участие государства в венчурных фондах, финансовая поддержка в форме целевых грантов на исследования и разработки, государственная поддержка наукоемких предприятий через государственные гарантии, субординарные кредиты).

2. Слабая наука и образование.

Развитие научно-педагогического коллектива с помощью приглашения перспективных зарубежных ученых, обеспечения  конкурентоспособности зарплат (при этом до 50% прироста фонда заработной платы должно приходиться на академические надбавки, внутренние гранты и стартовые гранты молодым преподавателям и научным сотрудникам); включение в состав исследовательских и федеральных университетов профильных НИИ, а в ряде случаев — опытных производств, формирование в их составе бизнес-инкубаторов; создание постоянно действующих центров повышения квалификации преподавателей вузов, обеспечение доступности их научных и образовательных ресурсов, магистратуры и аспирантуры для лучших выпускников всех вузов России и ближнего зарубежья, расширение конкурсной поддержки исследовательских проектов отдельных кафедр, лабораторий и факультетов.

3. Отсутствие мобильности и гибкости рынка труда, «сырьевая болезнь».

Упрощение найма и увольнения сотрудника, стимулирование иммиграции высококвалифицированной рабочей силы, контроль над иммиграцией, установить налоги для сырьевых компаний, которые бы исключили их конкурентные преимущества на рынке рабочей силы, развитие транспортной системы.

5. Слабая конкурентоспособность российских предприятий

Установить низкие таможенные пошлины для импорта комплектующих и высокие для готовых изделий, предусмотреть льготы для предприятий, покупающих российские товары, и запретить закупки иностранных товаров для государственных  нужд.

 

 

2.5 Специфические инструменты  стимулирования открытых инноваций в отрасли информационно-коммуникационных технологий в России

Термин «специфические инструменты» обозначает инструменты, которые разработаны для определенной отрасли, в частности для отрасли ИКТ. К специфическим инструментам стимулирования открытых инноваций в ИКТ можно отнести: развитие конкуренции в ИКТ, внедрение специальных зон и развитие программного обеспечения с открытым исходным кодом.

Конкуренция. Уровень конкуренции является одним из ключевых факторов прогресса, она создает безусловные стимулы развития предприятий, внедрения передовых технологий. Опираясь на опыт ряда стран с быстрорастущей экономикой, необходимо упростить процедуру сдачи отчетности и отменить чрезмерные проверки для компаний, устранить другие барьеры входа на рынки, усилить антимонопольное регулирование,  бороться с коррупцией. Меры по стимулированию конкуренции по понятным причинам сильно перекликаются с мерами стимулирования венчурного предпринимательства в Российской Федерации. Следует снизить налоговое обременение ИКТ компаний, а именно страховые взносы в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования (однако они имеют тенденцию к увеличению 26% - 2010 год, 34% - 2011 год) и НДС, снизить или отменить тарифное регулирование в секторе связи.[82]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.