Рефераты. Стимулирование развития открытых инноваций в отрасли информационно-коммуникационных технологий в России

На основе проведенного анализа возможности перехода к модели открытых инноваций в России была дана низкая оценка такой возможности без проведения комплексной государственной политики в данной сфере. Ключевыми факторами, обуславливающими возможность перехода к модели открытых инноваций, являются те же факторы, что разрушают модель закрытых инноваций, к ним также добавляются факторы, стимулирующие развитие инноваций в принципе. Несмотря на увеличение за последние годы государственного финансирования сферы исследований и разработок, сложившаяся система поддержки науки и инноваций характеризуется сравнительно низкой эффективностью. Патентная активность, доля инновационных предприятий в экономике многократно уступает показателям других стран. Роль небольших предприятий в инновационной сфере достаточно велика, но таких организаций откровенно мало, кроме того качество их инновационности также невысокое, так как она заключается в приобретении новых технологий, а не в их создании. В России достаточно образованных людей для того, чтобы удовлетворить кадровый спрос на них у инновационных организаций, но, в то же время, население недостаточно мобильно, поэтому многие позиции спроса на человеческий капитал являются неудовлетворенными. Необходимо отметить отсутствие альтернативных способов реализации созданных знаний (стартапов), ввиду отсутствия венчурного капитала, а также альтернативных способов создания знаний из-за утраты подавляющего большинства университетов своей исследовательской функции.  Однако наличие конкуренции в ИКТ удерживает инновационную активность предприятий от полной стагнации.

В процессе исследования международного опыта в сфере стимулирования перехода к модели открытых инноваций были выделены следующие направления государственного регулирования:

·                   меры по развитию исследований и технологий;

·                   меры по стимулированию взаимодействия между экономическими агентами;

·                   меры по стимулированию предпринимательства;

·                   меры по развитию науки;

·                   меры по развитию образования;

·                   меры по развитию рынка труда;

·                   меры по стимулированию конкуренции.

На основе анализа особенностей российской сферы инноваций и международного опыта была дана рекомендация по формированию комплексного подхода государства к регулированию сферы инноваций. Такой подход должен обобщать меры в рамках направлений, которые можно разбить на две группы: общие направления стимулирования открытых инноваций (развитие венчурного предпринимательства, развитие науки и образования, развитие рынка труда, совершенствование социально-экономической политики, а также другие направления, включающие меры по борьбе с бюрократией и коррупцией) и специфические инструменты (стимулирование конкуренции в ИКТ (необходимо также стимулировать конкуренцию и на смежных рынках, в особенности на рынках основных потребителей продукции отрасли ИКТ, для формирования спроса), создание специальных зон, широкомасштабная поддержка программного обеспечения с открытым исходным кодом). Следует отметить, что возникновение открытых инноваций невозможно в любой отрасли, в том числе ИКТ, без формирования для этого внешних условий, затрагивающих практически все сферы экономики и социума.

Кроме того, были выявлены основные препятствия на пути реализации государственных мер по поддержке внедрения открытых инноваций, а именно бюрократия и коррупция. По последним исследованиям, Россия занимает 146 позицию из 180 в индексе восприятия коррупции. Анализируя поведение руководства страны в сфере противодействия коррупции, обнаруживается явное нежелание решать данную проблему.

Таким образом, переход к модели открытых инноваций в России невозможен без наличия искренней политической воли руководства страны и активных комплексных мер по формированию внешних условий для возникновения открытых инноваций.

Список использованной литературы


1.                9 Октябрь 2009 Компании мира [Электронный ресурс] // Компании мира. – Режим доступа: #"_Toc264035366">Приложение 1

Расходы на НИОКР в США[86]

Расходы государства на НИОКР в США (миллионы долларов США)

Год

1988

2007

Общие расходы на НИОКР

94214

202544

Расходы государства на НИОКР

30911

22118

Расходы государства на НИОКР в процентах к общим расходам

32,81%

10,92%

Средства, затраченные компаниями на НИОКР в США в зависимости от размера компании в ценах 2000 года (миллионы долларов США)

Год 

Размер компании

1981

1981

2000

2000

2007

2007

до 1000

2305

4%

  44 702

22%

  53 990

24%

1,000–4,999

3148

6%

30636

15%

34305

15%

5,000–9,999

2988

6%

16768

8%

18923

8%

10,000–24,999

6762

13%

28653

14%

38347

17%

25,000 и более

36607

71%

78779

39%

79161

35%

Итого:

51810

100%

199539

100%

224732

100%


Средства, затраченные компаниями на НИОКР в США в 2000 и 2007 годах в зависимости от размера компании в ценах 2000 года (подробно)

Год

2000

2000

2007

2007

Всего потрачено на НИОКР в США

  199 539

100%

  224 732

100%

Размер компании (количество сотрудников)

Средства, выделенные компаниями (млн. $)

5–24

  6 862

3%

  9 059

4%

25–49

  5 008

3%

6 577

3%

50–99

  7 259

4%

  8 403

4%

100–249

  9 020

5%

  11 145

5%

250–499

  7 479

4%

6 889

3%

500–999

  9 074

5%

  11 917

5%

1,000–4,999

  30 636

15%

  34 305

15%

5,000–9,999

  16 768

8%

  18 923

8%

10,000–24,999

  28 653

14%

  38 347

17%

25,000 и более

  78 779

39%

  79 161

35%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.