На основе проведенного анализа возможности перехода к модели открытых инноваций в России была дана низкая оценка такой возможности без проведения комплексной государственной политики в данной сфере. Ключевыми факторами, обуславливающими возможность перехода к модели открытых инноваций, являются те же факторы, что разрушают модель закрытых инноваций, к ним также добавляются факторы, стимулирующие развитие инноваций в принципе. Несмотря на увеличение за последние годы государственного финансирования сферы исследований и разработок, сложившаяся система поддержки науки и инноваций характеризуется сравнительно низкой эффективностью. Патентная активность, доля инновационных предприятий в экономике многократно уступает показателям других стран. Роль небольших предприятий в инновационной сфере достаточно велика, но таких организаций откровенно мало, кроме того качество их инновационности также невысокое, так как она заключается в приобретении новых технологий, а не в их создании. В России достаточно образованных людей для того, чтобы удовлетворить кадровый спрос на них у инновационных организаций, но, в то же время, население недостаточно мобильно, поэтому многие позиции спроса на человеческий капитал являются неудовлетворенными. Необходимо отметить отсутствие альтернативных способов реализации созданных знаний (стартапов), ввиду отсутствия венчурного капитала, а также альтернативных способов создания знаний из-за утраты подавляющего большинства университетов своей исследовательской функции. Однако наличие конкуренции в ИКТ удерживает инновационную активность предприятий от полной стагнации.
В процессе исследования международного опыта в сфере стимулирования перехода к модели открытых инноваций были выделены следующие направления государственного регулирования:
· меры по развитию исследований и технологий;
· меры по стимулированию взаимодействия между экономическими агентами;
· меры по стимулированию предпринимательства;
· меры по развитию науки;
· меры по развитию образования;
· меры по развитию рынка труда;
· меры по стимулированию конкуренции.
На основе анализа особенностей российской сферы инноваций и международного опыта была дана рекомендация по формированию комплексного подхода государства к регулированию сферы инноваций. Такой подход должен обобщать меры в рамках направлений, которые можно разбить на две группы: общие направления стимулирования открытых инноваций (развитие венчурного предпринимательства, развитие науки и образования, развитие рынка труда, совершенствование социально-экономической политики, а также другие направления, включающие меры по борьбе с бюрократией и коррупцией) и специфические инструменты (стимулирование конкуренции в ИКТ (необходимо также стимулировать конкуренцию и на смежных рынках, в особенности на рынках основных потребителей продукции отрасли ИКТ, для формирования спроса), создание специальных зон, широкомасштабная поддержка программного обеспечения с открытым исходным кодом). Следует отметить, что возникновение открытых инноваций невозможно в любой отрасли, в том числе ИКТ, без формирования для этого внешних условий, затрагивающих практически все сферы экономики и социума.
Кроме того, были выявлены основные препятствия на пути реализации государственных мер по поддержке внедрения открытых инноваций, а именно бюрократия и коррупция. По последним исследованиям, Россия занимает 146 позицию из 180 в индексе восприятия коррупции. Анализируя поведение руководства страны в сфере противодействия коррупции, обнаруживается явное нежелание решать данную проблему.
Таким образом, переход к модели открытых инноваций в России невозможен без наличия искренней политической воли руководства страны и активных комплексных мер по формированию внешних условий для возникновения открытых инноваций.
1. 9 Октябрь 2009 Компании мира [Электронный ресурс] // Компании мира. – Режим доступа: #"_Toc264035366">Приложение 1
Расходы на НИОКР в США[86]
Расходы государства на НИОКР в США (миллионы долларов США)
Год
1988
2007
Общие расходы на НИОКР
94214
202544
Расходы государства на НИОКР
30911
22118
Расходы государства на НИОКР в процентах к общим расходам
32,81%
10,92%
Средства, затраченные компаниями на НИОКР в США в зависимости от размера компании в ценах 2000 года (миллионы долларов США)
Размер компании
1981
2000
до 1000
2305
4%
44 702
22%
53 990
24%
1,000–4,999
3148
6%
30636
15%
34305
5,000–9,999
2988
16768
8%
18923
10,000–24,999
6762
13%
28653
14%
38347
17%
25,000 и более
36607
71%
78779
39%
79161
35%
Итого:
51810
100%
199539
224732
Средства, затраченные компаниями на НИОКР в США в 2000 и 2007 годах в зависимости от размера компании в ценах 2000 года (подробно)
Всего потрачено на НИОКР в США
199 539
224 732
Размер компании (количество сотрудников)
Средства, выделенные компаниями (млн. $)
5–24
6 862
3%
9 059
25–49
5 008
6 577
50–99
7 259
8 403
100–249
9 020
5%
11 145
250–499
7 479
6 889
500–999
9 074
11 917
30 636
34 305
16 768
18 923
28 653
38 347
78 779
79 161
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14