Рефераты. Современные концепции управления: "Шесть сигм"

Концепция «Шесть сигм» может восполнить пробелы в концепции «Бережливое производство» как:

а) Концепция «Бережливое управление» не устанавливает требований к форме реализации концепции и требуемой для этого инфраструктуре. Поэтому успех «Бережливого управления» во многом зависит от инициативности и организаторских способностей менеджеров, однако при смене менеджеров все может рухнуть. Концепции «Бережливое управление» недостает формализованных обязательств со стороны высшего руководства, формализованного обучения, запланированного выделения ресурсов, отслеживания успеха с принятием корректирующих действий и т. д. Как раз об этом говорится в каждом учебнике по методологии «Шесть сигм».

б) Концепция «Бережливое управление» не достаточно сфокусирована на запросах потребителей. Их удовлетворение непосредственно не связано с ее основной целью — устранением потерь и непроизводительных затрат. В концепции же «Шесть сигм» фокус на потребителей — ключевой элемент. Это подтверждается тем, что все основные метрики этой концепции построены на отслеживании взаимосвязи параметров процесса и характеристик продукции со спецификациями, установленными потребителями. Ключевой принцип концепции «Шесть сигм» DMAIC начинается с определения требований потребителей: Define — определяй, Measure — измеряй, Analyze — анализируй, Improve — улучшай, Control — управляй.

в) В концепции «Бережливое управление» дефекты и несоответствия признаются одним из основных источников потерь на предприятии. В то же время в ней не рассматриваются методы статистического управления процессами для устранения потерь. Концепция «Бережливое управление» не ориентирована на поиск источников вариабельности процессов и путей снижения вариабельности, что является одним из основных элементов концепции «Шесть сигм».

В свою очередь «Бережливое производство» тоже восполняет проблемы «Шести сигм» такие как:

а) Дефекты — главная мишень концепции «Шесть сигм» — являются только одним из многих видов потерь на предприятиях. В классической теории концепции «Бережливое управление» выделены семь видов потерь: перепроизводство, ожидание, транспортировка, не добавляющая ценности деятельность, наличие запасов, перемещение людей, производство дефектов. Многие авторы выделяют дополнительные виды потерь. Например, «ложная экономия», заключающаяся в использовании дешевого и некачественного сырья и материалов; «многообразие» как результат применения неунифицированных элементов в процессах.

б) В концепции «Шесть сигм» не проводятся параллели между качеством и удовлетворенностью потребителей, с одной стороны, и продолжительностью и скоростью выполнения процессов, с другой. В то же время продолжительность процесса напрямую связана с удовлетворенностью потребителей при оказании услуг, а для процессов производства — с замороженными средствами в виде запасов, находящихся в режиме ожидания. В концепции «Бережливое управление» анализ времени как одного из основных ресурсов процесса является ключевым направлением.

в) Набор инструментов концепции «Шесть сигм» ограничивает возможный крут решаемых задач. Улучшение процесса в рамках методологии «Шесть сигм» проводится, в основном, путем снижения вариабельности процессов статистическими методами и перепроектирования процессов с использованием метода DFSS (Design for Six Sigma — проектирование для концепции «Шесть сигм»). В методологии «Шесть сигм» упускаются такие возможности для улучшения процесса, как сокращение непроизводительной деятельности, снижение времени ожидания, уменьшение запасов и транспортных расходов, оптимизация рабочих мест и др. Все перечисленные возможности в полной мере реализуются концепцией «Бережливое управление».

Все пробелы этих двух концепций и их дополнение приведены в таб. 6


Таблица 6- «Пробелы» в рамках концепции Lean Six Sigma

Основные элементы концепции

Концепция «Шесть сигм»

Концепция «Бережливое управление»

Интегрированная концепция Lean Six Sigma

1

2

3

4

Формализованные обязательства руководства


Формализованное распределение ресурсов


Формализованное обучение и распределение ответственности и полномочий


Градация вовлеченных в проекты специалистов (категория «черный пояс» и т. д.)


Реализация концепции в форме «определение, выбор и исполнение проектов»


Краткосрочные проекты улучшения — кайдзэн


Мониторинг с использованием метрик

Использование принципа DMAIC при исполнении проектов


Использование статистических методов для уменьшения вариабельности процессов


Выявление и устранение потерь и непроизводительных затрат в процессе


Повышение скорости функционирования процесса


«Вытягивающий» принцип функционирования процесса


Снижение затрат, вызванных «многообразием»


Устранение потерь, появляющихся в результате «ложной экономии»



Из этой таблицы видно, что в концепции Lean Six Sigma ответы на вопрос «как организовать деятельность?» взяты из концепции «Шесть сигм», а на вопрос «что делать?» — в основном, из концепции «Бережливое управление». При этом концепция Lean Six Sigma использует объединенный набор измеряемых показателей (метрик) и объединенный набор методов и инструментов реализации совершенствования. Пример набора методов и инструментов, используемых в концепции Lean Six Sigma, приведен в табл. 7.


Таблица 7- Набор методов и инструментов для Lean Six Sigma

D—определяй

М — измеряй

А — анализируй

I — улучшай

С — управляй

QFD

«Голос потребителя»

Анализ Кано

Картирование процесса

Финансовый анализ

Расстановка приоритетов

Контрольные карты

Диаграммы Парето

Гистограммы

Оценка эффективности цикла процесса

План сбора данных

Диаграммы Парето

Диаграммы Исикавы («рыбья кость»)

FMEA

Определение непроизводительных затрат

Идентификация «ловушек времени»

Оценка ограничений

FMEA

Кайдзэн

Покэ-ёка

Обоснование размера партии

5S

Гипотетическое тестирование

Матрица выбора
решений

Контрольные карты

Покэ-ёка

Визуальный контроль процесса

План обучения

План информирования

План стандартизации


Практика использования концепции Lean Six Sigma на западных предприятиях позволяет собственными силами в короткие сроки (около года) добиться следующих результатов:

·    снижение себестоимости продукции и услуг на 30-60%;

·    сокращение времени предоставления услуг до 50%;

·    сокращение количества дефектной продукции примерно в 2 раза;

·    повышение без дополнительных затрат объема выполненных работ до 20%;

·    снижение стоимости проектных работ на 30—40%;

·    сокращение времени выполнения проектов до 70%.

Графическое сравнение результатов деятельности предприятия с использованием интегрированной концепции «Шесть сигм» + «Бережливое управление» с результатами концепций «Шесть сигм» и «Бережливое управление», применяемых по отдельности, приведено на рисунке. Затраты на выполнение каждого из проектов примерно одинаковые ( рис.6).


Рисунок 6 – Графическое изображение концепции Lean Six Sigma

В каких случаях можно рассчитывать на такие результаты? Есть два основных признака, свидетельствующих о наличии устранимых потерь в процессах.

Первый признак — любые изменения, происходящие на предприятии, например, увеличение или уменьшение объемов производства, расширение ассортимента, организационные изменения, инновации и т. д.

Второй признак — недостаточное документирование процессов и недопонимание сущности процессов сотрудниками, вовлеченными в процесс.


8. КОНЦЕПЦИЯ «ШЕСТЬ СИГМ» В КОМПАНМЯХ

«Всего через два года после запуска системы «Шесть Сигм» Motorola была удостоена Национальной премии качества Малкольма Болдриджа. За 10 лет после запуска программы «Шесть Сигм», т.е. в период с 1987 по 1997г. компанией достигнуты выдающиеся результаты, в том числе:

·          Пятикратное увеличение объемов продаж при 20-%ном годовом росте прибылей

·          Среднегодовые темпы роста цен на акции компании на уровне 21,3 %

·          Совокупная экономия от реализации программы «Шесть Сигм» в размере $ 14 млрд.

Корпоративные достижения Motorola стали результатом нескольких сотен отдельных мероприятий по совершенствованию в области проектирования, производства и сервисного обслуживания во всех бизнес-единицах компании».

«Шесть Сигм – это принцип нашей работы в компании Дюпон (DuPont). 1,200 сотрудников компании сертифицированные «Черные Пояса» и 250 «Мастера Черного Пояса». Они положили начало нашим усилиям, но применение механизмов, методологий и мышления Шести Сигм теперь широко распространено. Новым направлением в Шести Сигмах для нас является увеличение количества проектов, приносящих больший доход. Более 1,300 таких проектов было реализовано в 2002 году, а в 2003 году количество таких проектов было удвоено».

«Мы уже девятый год применяем методологию Шести Сигм в компании Дженерал Электрик (General Electric), и это уже стало неизменной инициативой – «Шесть Сигм» – метод нашей работы. За последний год мы осуществили более 50,000 проектов в трех основных направлениях: работа с нашими клиентами, направленная на решение их вопросов; совершенствование внутренних процессов с тем, чтобы улучшить взаимодействие с клиентами и увеличить доход; расширение поставок высокотехнологичной продукции и услуг на рынок».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.