Рефераты. Совершенствование органов государственного управления по поддержке личных подсобных хозяйств

Уже неоднократно говорилось о месте подворий в агропромышленном комплексе (АПК) Мордовии и деятельности руководства республики. Остановимся на документах, которые приняты в республике по развитию АПК.

Существующая организационно-правовая база строилась постепенно, по мере накопления опыта. Важное значение имели указы главы республики от 10 сентября 1996 г. «О мерах по стабилизации положения в агропромышленном комплексе, поддержке личных подворий, садоводство и огородничество», от 20 августа 1997 г. «О мерах по развитию животноводства в личных подворьях», от 13 октября 1998 г. «Об организационных и экономических мерах по повышению эффективности сельскохозяйственного производства в Республике Мордовия».

На основании указов главы и решений государственного собрания республики приняты и действуют ряд положений, создающие условия для успешной деятельности домашних подворий. Назовем некоторые из них, вышедшие за 1997-2002 гг.: «О порядке предоставления личным подворьям субсидий на содержание дойного стада коров сверх установленного минимума и на содержание свиноматок», «О выплате дотаций владельцам личных подворий за реализацию нетелей и ремонтных телок сельскохозяйственным предприятиям для пополнения стада коров», «О выплате субсидий личным подворьям граждан, закупающих телок для обновления дойного стада», «О порядке предоставления дотаций за сданные на переработку скот и молоко», «О порядке возмещения личным подворьям расходов на осеменение скота, ветеринарное и зоотехническое обслуживание».

Из названий документов видно, насколько многоплановой является система материальной поддержки подворий. Результатами такой работы стали подъем сельского хозяйства региона, рост производства продовольствия в домашних подворьях, улучшение жизни крестьян.

В Ростовской области в июне 1999 года принято постановление «О развитии личных подсобных хозяйств в Ростовской области», в котором утвержден план мероприятий по поддержке домашних подворий. На его основе разработаны программы развития личных подсобных хозяйств районов.

В марте 2002 г. постановлением администрации области утверждено «Положение о субсидировании ставок по привлеченным в коммерческих банках кредитным ресурсам», которое предусматривает льготное кредитование закупок продовольствия у населения.

Серьезные результаты дает реализация распоряжения главы администрации Ростовской области «О мерах по формированию системы производства заготовок и переработки продукции животноводства области». В нем предусмотрен существенный рост заготовок мясо-молочной продукции, в том числе в хозяйствах населения. Наряду с улучшением системы закупок продукции, производимой подворьями традиционным путем, расширяются заготовки под денежный аванс или поставку молодняка скота, кормов, оказания сервисных услуг и т.д.

В июле 2000 г. главой администрации Орловской области Егором Строевым утверждена «Комплексная программа развития личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств на 2002-2005 годы». Разработаны аналогичные программы во всех районах области. Известно, что должно делаться по выполнению программы в каждой сельской администрации. О росте товарности домашних подворий говорит тот факт, что в 2001 году у населения было закуплено 22,5 тыс. тн молока, или на 26 % больше уровня 2000 года.

Есть программы развития личных подсобных хозяйств населения на 2002 - 2006 гг. в Тульской области. Они охватывают широкий круг вопросов – улучшение закупок производимого продовольствия по всем направлениям, развитие кооперации этих хозяйств и интеграции их с различными партнерами, оказание материальной и финансовой поддержки в строительстве животноводческих помещений, создание машинно-технологических станций и т.д.

Большая работа проводится руководством Белгородской области по развитию ЛПХ. Был подготовлен проект закона «О регулировании и социальных гарантиях граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством в личном подсобном хозяйстве». На Белогородчине поощряется деятельность ЛПХ, защищаются права их владельцев. Например, подворьям, содержащим пять и более условных голов крупного рогатого скота, было выделено 300 доильных аппаратов. Через фонд индивидуального жилищного строительства с середины 90 - х годов построено на селе 14 тыс. домов усадебного типа. Этот же фонд производит постановку в хозяйства тракторов, автомобилей и другой техники. Строительство и приобретение техники ведутся в счет будущих поставок продовольствия.

Поддержка личных подсобных хозяйств в Республике Коми осуществлялось в 2001 г. на основе указа главы республики «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2001 году». Вроде бы, в названии документа отсутствует слово «личное подсобное хозяйство», но меры по ним были определены существенные. О чем говорит тот факт, что подворья получили дотации в 2001 г. в размере 4,6 млн. руб. за животноводческую продукцию, или в 4,2 раза больше, чем в предшествующем году.

Разрабатывается комплексная программа повышения эффективности личных подсобных хозяйств на 2002 - 2006 гг. в Тамбовской области. Предусматривается увеличить производство сельскохозяйственной продукции на 25-30 % за счет формирования сети заготовительных, сбытовых, перерабатывающих кооперативов, мобилизации средств населения, муниципального и областного бюджетов, банков и инвесторов.

В Новгородской области работа с домашними подворьями ведется в соответствии с Концепцией социально-экономического развития области в агропромышленном комплексе, действующей с 1997 г. Развитие ЛПХ считается приоритетной задачей. В них производится 74 % продовольствия области. Закупка является важнейшей проблемой, поэтому в области в течение пяти лет осуществляется программа « Организация заготовительной сети по закупкам сельхозпродукции от населения».

В 1999 - 2002 гг. масштабная государственная кредитная помощь владельцам семейных и родовых хозяйств оказывалась в Республике Саха-Якутия.

На фоне этих примеров достаточно интересным выглядит опыт региональной государственной помощи личным подсобным хозяйствам и субъектам малого предпринимательства, накопленный в 1997 - 2004 гг. в Агинском Бурятском автономном округе.

В принципе та или иная работа по активизации производственной деятельности личных подсобных хозяйств населения, повышению их доходности и товарности ведется в каждом регионе. Есть и безусловные лидеры. Однако приведенные примеры не должны создавать иллюзий, что проводится оптимальная политика по отношению к домашним подворьям. Не произошло главного - достижения соответствия меры внимания той роли, которую играют ЛПХ в производстве продовольствия, занятости и жизнеобеспечении сельских жителей. Именно это и подчеркнул в своем выступлении на коллегии Минсельхоза заместитель Председателя Правительства Российской Федерации-Министр сельского хозяйства Российской Федерации А. В. Гордеев, которая проходила в г. Саранске в мае 2002 г.

Глава 2. Нормативная правовая база государственного регулирования личных подсобных хозяйств

2.1 Правовое регулирование личных подсобных хозяйств в Российской Федерации


Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией РФ [1], Федеральным законом "О личном подсобном хозяйстве" [9], другими федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Определение личного подсобного хозяйства, закрепленное в статье 2, имеет два важных аспекта.

Во-первых, личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности.

Во-вторых, эта деятельность ограничивается деятельностью по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и деятельностью по реализации этой продукции. Ведение личного подсобного хозяйства осуществляется в целях удовлетворения личных потребностей гражданина и членов его семьи в сельскохозяйственной продукции.

Из этого следует, что личное подсобное хозяйство отличается от другой формы деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции - от крестьянского (фермерского) хозяйства. Первые относятся к хозяйствам потребительского типа, а вторые являются субъектами предпринимательской деятельности. В отличие от фермерского хозяйства личное подсобное хозяйство ведется в целях удовлетворения собственных потребностей семьи в продовольствии, товарный характер имеет лишь часть продукции, но и в этом случае полученные доходы направляются не на коммерческие цели, а на личное (семейное) потребление.

О некоммерческой (непредпринимательской) деятельности личного подсобного хозяйства свидетельствуют многие обстоятельства. Личное подсобное хозяйство не подлежит государственной регистрации (п.1 и 2 ст.23 Гражданского кодекса (ГК) РФ [2], п.2 ст.3 настоящего Федерального закона) и не облагается подоходным налогом.

В соответствии с подпунктом 13 части первой ст. 217 Налогового кодекса РФ [12] не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц, получаемые ими от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Также установлено, что сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих это личное подсобное хозяйство.

Из этого следует, что граждане сами должны определить причитающуюся каждому из них долю в этой продукции (согласно п.1 и 2 ст.245 и п.1 и 3 ст. 252 Гражданского кодекса РФ [2] по соглашению между ними либо в судебном порядке) или владеть, пользоваться и распоряжаться этой продукцией сообща без определения своих долей (согласно ст. 253 Гражданского кодекса РФ по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из них совершается сделка).

Также настоящий Федеральный закон [9] и п.1 и 2 ст.23 Гражданского кодекса РФ не требуют осуществления государственной регистрации личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок.

Настоящий Федеральный закон [9] (п. 3 ст. 3) гарантирует предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства только гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях.

Кроме того, настоящий Закон [9] направлен на защиту прав граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, от произвольного вмешательства в их деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Нормы ст. 6 настоящего Федерального закона не вводят каких-либо ограничений на поголовье и количество сельскохозяйственных животных, пчел и птицы, которых разрешено содержать в личном подсобном хозяйстве, следовательно, ни один орган государственной власти или орган местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, и устанавливать какие-либо нормы (минимальные и максимальные) по количеству разрешенного поголовья скота, пчел и птицы, так как это не предусмотрено законодательством.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.