Рефераты. Совершенствование организации рабочих мест на предприятии

Рабочая тара при соответствующем ее устройстве может суще­ственно облегчить труд и учет выпушенной продукции. В качестве тары предпочтительно использовать специально сконструированные контейнеры, приспособленные к форме и размерам изделий, подле­жащих накапливанию и транспортировке. Тара должна быть легкой и прочной, позволять быстро укладывать и извлекать предметы, она может отличаться цветом для раздельного учета выпущенной про­дукции работниками разных смен.

Технологическая оснастка должна быть разделена на предметы по­стоянного и временного пользования, иметь строго определенные места хранения и располагаться в определенном порядке. Предметы постоян­ного пользования следует размещать в непосредственной близости от работника, на уровне его рук. При этом то, что берется правой рукой, должно быть справа от работника, а то, что берется левой рукой - слева.

Технологическая оснастка должна соответствовать требованиям технологии производства по своему составу и количеству. Режущие инструменты должны быть удобными в работе, легко устанавли­ваться на оборудовании и легко сниматься с него. Рабочие ручные инструменты помимо функциональной пригодности также должны быть удобны в использовании, приспособлены к руке человека и к его физическим возможностям. Немалое значение имеет и их эсте­тичный вид, образуемый формой, окраской или полировкой. Эти же требования применимы к ручным мерительным инструментам.

Организационная оснастка призвана обеспечивать эффективное выполнение работником своих обязанностей. Задачи научной организации труда состоят в формулировании требований к комплексности оснащения, чтобы не были упущены такие элементы оснащения, которые обеспечивают создание необ­ходимых условий труда. НОТ предъявляет также требования к каче­ству каждого из элементов оснащения, к их эргономичности, т.е. приспособленности к антропометрическим, физическим и психиче­ским характеристикам человека.

При выборе технологической оснастки руководствуются тем, что ее конструктивные особенности должны соответствовать характеру выполняемых работ и операций, обеспечивать максимальное исполь­зование технологических возможностей оборудования. Она должна быть удобна в использовании, безопасна в работе, должна обеспечи­вать минимальные затраты времени при монтаже на рабочем месте.

Оценка оснащения рабочего места

В целом я дала удовлетворительную оценку рабочего места.

Во- первых, на рабочем месте среди вышеуказанной документации отсутствует инструкция по технике безопасности, также нет средств пожарной защиты, предупреждающих об опасности надписей, графики и др.

Во- вторых, из спецодежды рабочий оснащен только халатом, а косынка и ботинки не предоставляются, в то время как в целях обеспечения санитарно-гигиенических условий труда и с учетом эстетических требований аппаратчик должен быть оснащен вышеуказанной спецодеждой и спецобувью.

Что касается организационной оснастки, к которой относятся рабочая мебель, то я ее оценила также как удовлетворительно организованную. В целом, мебель считается с антропометрическими данными работников, стул имеет регулируемое по высоте сиденье и регулируемую по углу наклона спинку. Мебель не загромождает рабочее место, при этом рационально используется производственная площадь. В то же время я считаю, что количества полок и ящиков в столе, предназначенном для хранения инструментов недостаточно. Это приводит к тому, что из-за большого количества деталей, инструментов и их разного производственного назначения работник теряет много времени, отыскивая нужный инструмент.

Также хочу отметить, что рабочее место мастера цеха оснащено средствами связи. Это, конечно, большой плюс, так как работник имеет возможность быстрой связи с требуемым подразделением с минимальными потерями рабочего времени. Но в то же время аппаратчик не оснащен средствами связи с приемщиком молочной продукции, и это приводит к лишним затратам рабочего времени ( по моим подсчетам около 10 минут в смену).


2.5.Обслуживание рабочих мест и его оценка.

Обслуживание рабочих мест является важной частью производ­ственного процесса и имеет своей целью обеспечение их средства­ми и предметами труда, необходимыми для осуществления произ­водства. Такое обслуживание включает:

•   своевременное доведение до рабочих производственного зада­ния с соответствующей документацией;

•   бесперебойное снабжение рабочих мест материалами, заготов­ками,  полуфабрикатами,  комплектующими  изделиями,  ин­струментом и приспособлениями;

•   ремонтное обслуживание, наладочные и транспортные работы, контроль качества продукции, поддержание чистоты на рабо­чих местах.[8,c79]

Эффективность труда вспомогательных рабочих, выполняющих пе­речисленные функции, во многом зависит от того, какая система об­служивания основных рабочих принята на предприятии. Система обслуживания представляет собой комплекс регламентированных по объему, периодичности, срокам и методам мер, определяющих сферу деятельности отдельных групп вспомогательных рабочих по обеспечению основных рабочих материалами, инструментом, доку­ментацией и комплексом услуг и работ, необходимых для беспере­бойного высокопроизводительного труда. Она должна соответство­вать типу производства и характеру труда на рабочих местах основ­ного производства, быть увязана со структурой производства и управления, обеспечивать комплексность обслуживания.

Система обслуживания рабочих мест базируется на функцио­нальном разделении труда на предприятии, в результате которого основные рабочие максимально высвобождаются от выполнения вспомогательных работ, а каждая функция обслуживания осущес­твляется определенными профессионально-квалификационными группами вспомогательных рабочих.

Различают следующие функции обслуживания рабочих мест:

•   производственно-подготовительная — комплектование пред­метов труда, выдача производственного задания и технической документации, проведение производственного инструктажа;

•   инструментальная — обеспечение инструментом и приспо­соблениями;

• наладочная — наладка, переналадка и подналадка оборудова­ния и технологической оснастки. Первоначальная наладка зак­лючается в установке, оснащении и регулировке нового обору­дования; переналадка — в смене оснастки и регулировки обо­рудования при переходе к производству нового  изделия; подналадка — в устранении появившихся в ходе выполнения производственного задания нарушений в работе оборудова­ния и оснастки;

• контрольная — контроль качества продукции и соблюдение технологического режима, предупреждение брака, обслужива­ние и ремонт мерительного инструмента и контрольно-измери­тельной аппаратуры;

• транспортно-складская — приемка, учет, хранение и выдача материалов, деталей, доставка к рабочим местам предметов и средств труда;

• поддержания в рабочем состоянии основного и вспомогатель­ного оборудования, включающая его профилактическое обслу­живание и  ремонт;

•   энергетическая — обеспечение рабочего места всеми видами энергии;

• ремонтно-строительная — текущий ремонт производствен­ных помещений, строительство мелких вспомогательных по­мещений, ремонт дорог и подъездных путей;

• хозяйственно-бытовая — систематическая уборка производ­ственных помещений и территорий, санитарно-гигиеническое и культурно-бытовое обслуживание.

Все эти функции могут выполняться по различным системам — централизованной, децентрализованной и смешанной.

При централизованной системе обслуживание осуществляется едиными функциональными службами предприятия.

Децентрализованная система предусматривает, что функции обслуживания выполняются либо производственными, либо об­служивающими рабочими, находящимися в данных подразделе­ниях (цех, участок, линия).

При смешанной (комбинированной) системе одни функции об­служивания выполняются централизованно, другие — децентра­лизовано.

Значительными организационными и экономическими преи­муществами обладает централизованное обслуживание. Оно поз­воляет более рационально использовать работников обслуживаю­щих служб, концентрировать их усилия в необходимый период на определенных участках обслуживания, механизировать труд и т.д. При этом улучшаются возможности для организации внутрипро­изводственного планирования работ по обслуживанию, что повы­шает их качество, надежность, своевременность, экономичность. При децентрализованной системе каждый руководитель цеха имеет в своем подчинении вспомогательных рабочих, которые вы­полняют весь комплекс необходимых работ. Это обеспечивает своевременность и оперативность их выполнения. Однако, как по­казала практика, при этой системе сложно обеспечить нормаль­ную и стабильную занятость вспомогательного персонала, рацио­нальное его использование в соответствии с квалификацией. Наибольшее распространение на предприятиях получила смешанная (комбинированная) система обслужи­вания, при которой часть функций обслуживания осуществляется централизованно, а другая часть- децентрализовано.

На выбор системы обслуживания влияют масштаб и тип произ­водства, производственная структура предприятия, качественный уровень имеющегося оборудования, сложность выпускаемой про­дукции, требования к ее качеству, планировка производственных площадей и др. Однако во всех случаях критерием выбора опти­мальной системы обслуживания является минимум затрат рабоче­го времени и материальных ресурсов на обслуживание при высо­ком качестве последнего.

С этой точки зрения в основу построения любой из перечис­ленных систем должны быть заложены следующие принципы:

•   планово-предупредительный, профилактический характер;

•   гибкость;

•   комплексность;

•   высокое качество обслуживания;

•   экономичность.

Планово-предупредительный, профилактический характер обслу­живания означает согласование системы обслуживания с опера­тивно-календарным планированием хода основного производства, предварительную подготовку и доставку всего необходимого для эффективного функционирования рабочего места.

Гибкость системы означает возможность ее оперативной пе­рестройки в связи с возможными отклонениями от нормального хода процесса обслуживания.

Комплексность системы предполагает согласование и увязку между собой всех функций обслуживания, выполняемых различ­ными службами предприятия в течение одного и того же проме­жутка времени и на одних объектах.

Высокое качество и экономичность обеспечиваются соответ­ствующей квалификацией вспомогательных рабочих при опти­мальной их численности, четкой организацией труда, обеспечени­ем всем необходимым для выполнения своих функций.

Конкретное обслуживание рабочих мест может осуществлять­ся в виде одной из трех основных форм: стандартной, планово-предупредительной и дежурной.

Стандартное (регламентированное) обслуживание позволяет строго увязать работу обслуживающего персонала с графиком ра­боты основного производства и тем самым сводит к минимуму простои основных рабочих и оборудования. К достоинствам данной формы обслуживания относятся обеспеченность полной загрузки вспомо­гательных рабочих, сокращение затрат времени на обслуживание, высокое качество работ. Эта система наиболее целесообразна в ус­ловиях массового и крупносерийного производства.

В серийном производстве, где существует большая вероят­ность возможных отклонений от нормального течения производ­ственного процесса, целесообразно использовать планово-предуп­редительное обслуживание. Эта форма носит предупредительный характер, который находит выражение в предварительном ком­плектовании рабочей документации, инструментов и приспособ­лений, заготовок, проведении ремонтов, наладок и других работ. Таким образом, обеспечивается четкая и ритмичная работа обслуживающего персонала и минимальная ве­роятность возникновения простоев у основных рабочих.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.