Ответственным за внедрение и разработку инновации был назначен коммерческий директор.
Бюджет для этого проекта был сформирован из нераспределенной прибыли и дополнительного выпуска акций.
Руководство предприятия понимает, что хотя инновационная деятельность не дает отдачу в ближайшей перспективе, необходимо иметь в виду и предполагаемую чистую прибыль в более отдаленной перспективе.
3. Анализ и планирование производственно – финансовой деятельности предприятия 3.1. Анализ основных технико-экономических показателей.
Основной задачей ОАО «Молочный мир» является получение прибыли и увеличение рентабельности предприятия.
Рассмотрим следующие технико-экономические показатели, приведенные в таблице 3.1.1. |Показатели |1999 год|2000 год |Отклонения к прошлому | | | | |году | | | | |абсолютное |% | |Объем |4357424 |4934561 |577137 |113% | |реализованной | | | | | |продукции, руб. | | | | | |Издержки |2684564 |2799010 |114446 |104% | |обращения, руб. | | | | | |Издержки |63% |57% |-6% |91% | |обращения к | | | | | |выручке % | | | | | |Коммерческие |159160 |457211 |298051 |287% | |расходы, руб. | | | | | |Прибыль от |1513700 |1678340 |164640 |111% | |реализации | | | | | |продукции, руб. | | | | | |Уровень |0,35% |0,34% |-1% |97% | |рентабельности, | | | | | |% | | | | | |Среднесписочная |25 |35 |10 |140% | |численность | | | | | |работников | | | | |
|Показатели |2000 год|2001 год |Отклонения к прошлому | | | | |году | | | | |абсолютное |% | |Объем |4934561 |5824663 |890102 |118% | |реализованной | | | | | |продукции, руб. | | | | | |Издержки |2799010 |3250212 |451202 |116% | |обращения, руб. | | | | | |Издержки |57% |55% |-2% |97% | |обращения к | | | | | |выручке % | | | | | |Коммерческие |457211 |684234 |227023 |150% | |расходы, руб. | | | | | |Прибыль от |1678340 |1890217 |211877 |113% | |реализации | | | | | |продукции, руб. | | | | | |Уровень |0,34% |0,33% |-1% |97% | |рентабельности, | | | | | |% | | | | | |Среднесписочная |35 |42 |7 |120% | |численность | | | | | |работников | | | | |
Таблица 3.1.1 Технико-экономические показатели ОАО «Молочный мир»
Из данных таблицы видно, что объем реализации продукции за анализируемый период увеличился на 34%.
Численность персонала возросла на 17 человек.
Прибыль от реализации продукции возросла на 376517 руб. Уровень рентабельности продаж показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. В нашем случае мы видим, что с 1 рубля реализованной продукции предприятия получило чистой прибыли – 0,33 руб. Рентабельность продаж за анализируемый период осталась приблизительно на одном уровне. Коммерческие расходы возрасли на 339%. Это связано с тем, что предприятие стало больше вкладывать денег в рекламу своей продукции и обеспечение должной сохранности товара.
При увеличении численности персонала рентабельность продаж осталось на том же уровне. Но это не может говорить о плохой работе управленческого звена, т.к. в конце 2001 г. был введен цех по производству фасованного масла, за счет этого увеличилась численность персонала. Поскольку цех был введен в эксплуатацию только в конце 2001 г., показатели по выработке продукции, объеме выпуска, реализации фасованного масла и т.д. не отражены в данной таблице.
3.2. Анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия
Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и менеджера может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Степень финансовой устойчивости всегда должна учитываться при выработке стратегических решений в управлении предприятием.
Оценка финансовой деятельности предприятия осуществляется на основе бухгалтерской отчетности.
В таблице 3.2.1. представлен уплотненный баланс ОАО "Молочный мир" на 1.01.2002 года. Имущество предприятия за анализируемый период возрасло на 281361 руб. или на 59,82%. Увеличение имущества произошло в основном за счет роста оборотных активов на 185111 руб. или 62,33%.
За 2001 год валюта баланса предприятия увеличилась 260451 руб. на 18,23 %, в том числе за счет увеличение Уставного капитала на 200 000 руб. полностью оплаченного акционерами и 54 668 руб. нераспределенная прибыль за 2000 г.
Структура балансов ОАО «Молочный мир» 2000-2002 г.
Таблица 3.2.1
|Показатели |на 1.01.2000 |на 1.01.2001 |на 01.01.02 | |Актив: |Абсолютное|% |Абсолютн|% |Абсолютн|% | | | | |ое | |ое | | |1. Внеоборотные |182629 |23,62|273724 |34,47%|278879 |15,58| |активы: | |% | | | |% | |Основные средства |127423 |16,48|180724 |22,76%|244279 |13,65| | | |% | | | |% | |Нематериальные активы |15086 |1,95%|9000 |1,13% |6000 |0,34%| |Долгосрочные фин. |40120 |5,19%|84000 |10,58%|28600 |1,60%| |вложения | | | | | | | |2. Оборотные активы: |590551 |73,92|520366 |65,53%|775662 |73,55| | | |% | | | |% | |Производственные |488845 |61,19|368786 |46,44%|540114 |51,22| |запасы | |% | | | |% | |Финансовые вложения | | | | | | | |Денежные средства |69232 |8,66%|97286 |12,25%|162670 |15,43| | | | | | | |% | |Дебиторская |32474 |4,07%|54294 |6,84% |72878 |6,90%| |задолженность | | | | | | | |Итого |773180 | |794090 | |1054541 | | |Пассив | | | | | | | |1.Источники |182346 |23,58|382349 |48,15%|637017 |60,41| |собств.средств | |% | | | |% | |2. Кредиторская |590834 |76,42|411741 |51,85%|417524 |39,59| |задолженность | |% | | | |% | |Итого |773180 | |794090 | |1054541 | |
В целом структура совокупных активов предприятия характеризуется увеличением оборотных средств на 255296 руб., что составляет 49,06 % от показателей 2000 г., увеличение внеоборотных активов было на 1,88 % , увеличение доли основных средств происходило в основном за счет покупки оборудования для цеха.
Анализ структуры балансов 2000-2002 г.
Таблица 3.2.2
|Показатели (млн.руб) |Изменения |Изменения |Изменения | | |2000-2001 |2000-2002 |2001-2002 | |Актив: |Абсолютно|% |Абсолютно|% |Абсолютн|% | | |е | |е | |ое | | |1. Внеоборотные активы:|91095 |149,88|96250 |152,70|5155 |101,88%| | | |% | |% | | | |Основные средства |53301 |141,83|116856 |191,17|63555 |135,17%| | | |% | |% | | | |Нематериальные активы |-6086 |59,66%|-9086 |39,77%|-3000 |66,67% | |Долгосрочные фин. |43880 |209,37|-11520 |71,29%|-55400 |34,04% | |Вложения | |% | | | | | |2. Оборотные активы: |-70185 |88,12%|185111 |131,35|255296 |149,06%| | | | | |% | | | |Производственные запасы|-120059 |75,44%|51269 |110,49|171328 |146,46%| | | | | |% | | | |Финансовые вложения | | | | | | | |Денежные средства |28054 |140,50|93438 |234,96|65384 |167,20%| | | |% | |% | | | |Дебиторская |54299 |167,21|40404 |224,42|18584 |134,23%| |задолженность | |% | |% | | | |Итого |20910 |102,70|281361 |136,39|260451 |132,80%| | | |% | |% | | | |Пассив | | | | | | | |1.Источники |200003 |209,68|454671 |349,35|254668 |166,61%| |собств.средств | |% | |% | | | |2. Кредиторская |179093 |69,69%|-173310 |70,66%|5783 |101,41%| |задолженность | | | | | | | |Итого |246332 |135,18|418919 |159,82|172587 |118,23%| | | |% | |% | | |
Пассивная часть баланса характеризуется преобладающим удельным весом собственных средств. Так, в начале периода удельный вес собственных источников финансирования составлял 48,15%, к концу анализируемого периода этот показатель увеличился до 60,41%, Из краткосрочных пассивов, основное место занимает кредиторская задолженность, которая уменьшилась с 51,85 % до 39,59 % за анализируемый период.
Одним из важных показателей финансового состояния предприятия является оценка его платежеспособности, под которой понимают способность предприятия расплатиться по своим обязательствам. Оценка платежеспособности осуществляется с помощью коэффициентов ликвидности (таблица 3.2.3.). Проанализируем, как происходило управление финансовой деятельностью предприятия по данным отчетности за 2000 и 2001 годы. Коэффициенты ликвидности Таблица 3.2.3. |Показатель |Нормативно|на |на |Изменение | | |е значение|1.01.2001 |1.01.2002 | | |1.Коэффициент абсолютной |0,2 |0,24 |0,39 |0,15 | |ликвидности | | | | | |2.Общий коэффициент |1 |1,26 |1,86 |0,60 | |ликвидности | | | | |
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть текущей задолженности может быть погашена на дату составления баланса, то есть отношение денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг к краткосрочной задолженности. По данным таблицы 3.2.3. этот коэффициент в начале анализируемого периода составлял 0,24 а в конце повысился до 0,39. Повышение коэффициента абсолютной ликвидности обусловлено увеличением денежных средств на расчетном с одной стороны и уменьшением кредиторской задолженности с другой стороны. Нормативное значение этого коэффициента – 0,2. Таким образом, предприятие погасить свои обязательства в срочном порядке сможет.
Принимая во внимание различную степень ликвидности, можно с уверенность предположить, что все активы будут реализованы в срочном порядке.
В отношении заемных средств предприятия с начала работы не использует систему банковского кредитования ввиду отсутствия привлекательных схем. Наиболее используемым способом взаимодействия с поставщиками это работа на условиях консигнации – когда товар передается ОАО «Молочный мир» на реализацию в данном случае весь получаемый товар учитывается на забалансовых счетах предприятия.
На снижении риска финансовых затруднений в будущие периоды указывает значения показателей таких как так называемых коэффициентов автономии и обеспеченности запасов собственными источниками.
Обеспеченность собственными источниками Таблица 3.2.4
|Показатель |Нормативно|На |На |Изменение | | |е значение|1.01.2001 |1.01.2002 | | |1.Коэффициент автономии |0,5 |0,48 |0,6 |0,12 | |2.Общей обеспеченности |1 |0,3 |0,66 |0,36 | |запасов собственными | | | | | |источниками | | | | |
Из таблицы видно, что предприятие не может обеспечить необходимые запасы собственными источниками. Это свидетельствует о не совсем сбалансированном финансовом управлении предприятием.
Можно дать некоторые рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью: контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченным (просроченным) задолженностям; по возможности ориентироваться на большее число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплаты одним или несколькими крупными покупателями; следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности: значительное преобладание дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) средств; превышение кредиторской задолженности над дебиторской может привести к неплатежеспособности предприятия; предоставлять скидки при досрочной оплате.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10