Рефераты. Система управления качеством продукции

Вход в свет нового стандарта ИСО серии 9000:2000 позволил аккумулировать накопленный опыт в области качества.

Можно выделить пять ключевых изменений, которые происходят в системе качества при переходе на новый стандарт ИСО модели 9001:2000:

1)    Значение качества. Качество относится к степени выполнения требований потребителя, а не к продукции, которая удовлетворяет установленные и предполагаемые потребности;

2)     Доказательство приверженности (обязательств). От высшего руководства требуется предоставление доказательств в отношении своих обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также повышать ее результативность, а не только определение и ее документирование;

3)       Содержание политики качества. Политика качества должна быть направлена на непрерывное улучшение, выполнение требований заказчиков, а также нормативных и законодательных требований, и предоставлять фундамент для установления целей в области качества;

4)       Цели в области качества. Цели должны быть измеряемыми и соответствовать политике в области качества;

5) Процессы и ресурсы. Процессы и ресурсы необходимы для достижения целей в области качества, которые должны быть идентифицированы и запланированы (это является существенным изменением, по сравнению с документированными процедурами в соответствии с требованиями стандарта).

Рассмотрим ряд последовательных мероприятий, которые необходимо провести для перехода на новый стандарт ИСО 9001:2000 на ЗАО "Тяжмехпресс".

Первоочередным направлением, при переходе на новую систему качества, является понимание проводимых изменений и того, что необходимо знать для перевода системы в новое состояние.

Предприятия, готовящиеся к внедрению стандартов серии ИСО 9001 должны знать:

-  отличия между процессами и процедурами;

-    какие изменения в документации системе менеджмента качества необходимо сделать;

-  как оценивать удовлетворенность потребителей;

-  как осуществлять и демонстрировать постоянное улучшение.

-  Рассмотрим последовательно все перечисленные направления.

В соответствии со стандартами ИСО модели 9001:2000 система менеджмента качества рассматривается как "большой" процесс, состоящий из цепочки взаимосвязанных процессов. Выходы каждого процесса являются входами для других процессов. Вся цепочка работает для создания ценности для потребителя.

В соответствии с требованиями нового стандарта на предприятии необходимо выделить совокупность процессов, разделив их на основные, которые ориентированы на рынок (потребителей) и необходимы для создания потребительской стоимости и поддерживающие, которые позволяют фирме реализовать ее ориентацию на рынок и внешних потребителей. К числу основных процессов относятся:

-  процесс исследования рынка;

-  процесс проектирования продукции;

-  процесс закупок;

-  процесс производства;

-  процесс обслуживания (сервисное);

-  процесс защиты (сохранения) изделий;

- процесс измерения и контроля.

К числу поддерживающих процессов относятся:

-  процесс систем менеджмента;

-  процесс менеджмента качества;

-  процесс менеджмента ресурсов;

-  процесс изучения регулирующих действий;

-  процесс оценки потребностей;

-  процесс взаимосвязи с потребителем;

-  процесс управления документами;

-  процесс планирования;

-  процесс подготовки кадров;

-  процесс внутреннего аудита;

-  процесс управления несоответствиями;

-  процесс непрерывного улучшения.

Таким образом, можно сделать вывод, что иерархия уровней процессов включает в себя:

1)     "Макро" уровень - описание основного процесса на высшем уровне;

2)                "Мини" уровень - расшифровывает один из шагов основного

3)                процесса;

4)                "Микро" уровень - связан с расшифровкой деятельности по

5)                каждому процессу;

6)                Задача - конкретизирует каждый род деятельности.

При документированном описании процессов должно быть учтено:

1)    Цель процесса;

2)    Показатели и метод измерения;

3)    Владелец процесса;

4)    Входные данные процесса в терминах обрабатываемых материалов и информации;

5)    Выходные данные процесса в терминах поставляемой продукции, услуг и информации;

6)    Известные факторы, от которых зависит качество выходных данных процесса.

Владелец процесса имеет следующие обязанности:

-   быть ответственным за улучшение своего процесса и связанным с ним

-   деятельностью и задачами;

-   обеспечение связи с исполнительным комитетом организации по

-   усовершенствованию фирмы;

-   рулевым группы;

-   выбирать и управлять локальными группами уточнения деятельности;

-   разрабатывать положения и требования для всех вовлеченных групп

-   усовершенствования;

-   управлять применением внешних требований и выполнением норм;

-  гарантировать устранение всех горизонтальных барьеров.

Определив совокупность основных и поддерживающих процессов,

владельцев процессов переходят к построению матрицы ответственностей с учетом требований каждого раздела стандарта ИСО модели 9001:2000.

Структура докуметации ЗАО "Тяжмехпресс", при переходе на новый стандарт, должна соответствовать структуре, приведенной на рисунке 3.2.

Руководство по качеству, Политика в области качества Карты процессов

Документированные процедуры Рабочие и контрольные инструкции Нормативно-техническая документация Записи

Рисунок 3.2 - Структура документации системы качества по ИСО 9001:2000

Все документы системы качества можно разделить по следующим направлениям:

-  документы, предоставляющие согласованную информацию о системе

менеджмента качества организации, предназначенную как для внутреннего, так

и внешнего пользования; к таким документам относятся руководство по качеству, политика в области качества;

-         документы, описывающие, как система менеджмента качества

-         применяется к конкретной продукции, проекту или контракту; к таким документам относят планы качества (или программы по качеству);

-         документы, устанавливающие требования; к таким документам

-         относятся нормативно-техническая документация (спецификации, ТУ, технические требования);

-      документы, содержащие рекомендации или предложения; к таким документам относят методики;

-      документы, содержащие информацию о том, как последовательно выполнять действия и процессы; такие документы могут включать

-      документированные процедуры, рабочие инструкции и чертежи, а также карты процессов;

-       документы, содержащие значимые данные; к таким документам

-       относится справочная информация, необходимая для управления процессами;

-       документы, содержащие объективные свидетельства выполненных

-       действий или достигнутых результатов; к таким документам относят записи.

При переходе к новому стандарту, одним из основополагающих направлений является оценка удовлетворенности потребителя качеством поставляемой продукции. Мониторинг уровня удовлетворения потребностей потребителя требует оценки информации, связанной с восприятием потребителем того, насколько организация оказалась способной удовлетворить его потребности.

Информация о мониторинге удовлетворенности или неудовлетворенности потребителя может принимать следующие формы:

-   анкеты или результаты опросов;

-   записи об опросах потребителей, проведенных по телефону, факсу,

-   электронной почте;

-   протоколы совместных заседаний с потребителем;

-     косвенная информация (например, приобретение или потеря постоянных клиентов, количество жалоб);

-   демонстрация тенденций удовлетворенности потребителя (например, график, показывающий развитие уровня удовлетворенности потребителя,

-   обработка данных повторяющихся опросов);

-   отчеты о ремонтном обслуживании после продажи, отчеты выездного персонала о посещении потребителя;

-   благодарственные письма от потребителей;

-   информация о проверке от потребителей (список дефектов);

-   информация о жалобах и предпринятых действиях;

-   данные о корректирующих и профилактических действиях, вызванных уровнем неудовлетворенности потребителя;

-   оценка и хранение сообщений прессы, изучение имиджа и т.д. ("Лучшие товары России", "Европейская премия в области качества", отчеты в публикациях специалистов);

-     оценка данных об удовлетворенности или неудовлетворенности потребителей в отчете руководства.

На ЗАО "Тяжмехпресс" для оценки удовлетворенности потребителей должна быть выработана, адекватная производственным условиям, система оценки удовлетворенности и разработаны индивидуальные критерии.

В рамках нового стандарта особое внимание уделяется принципу постоянного улучшения.

Принципом процесса постоянного улучшения является оптимизация добавленной стоимости. При этом наиважнейшим фактором остается качество. В рамках цепочки добавленной стоимости, в которой действия и их результаты рассматриваются с точки зрения качества, следует избегать затрат (издержек) или минимизировать их. Под издержками в данном случае понимается любое действие, требующее времени, ресурсов, не приводящее к повышению стоимости продукта или услуги.

Основываясь на таком понимании можно выделить семь групп издержек: перепроизводство, запасы, транспорт, бездействие (время простоя), тип производства, лишние действия, несоответствия.

В отличие от традиционного подхода, новый подход отображает необходимость тесной взаимосвязи с потребителями в процессе создания добавленной стоимости.

При реализации принципа постоянного улучшения можно выделить два подхода:

-  подход с точки зрения процесса - оптимальные процессы;

-  подход с точки зрения результата - оптимальные результаты.

Общей целью, процесса постоянного улучшения системы менеджмента качества является увеличение возможности повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Новый стандарт, также как и прежний, подчеркивает важную роль руководства в функционировании системы качества.

Руководители должны создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой сотрудники могут стать полностью вовлеченными в достижение целей организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.