Таблица 2 - Сравнительный анализ конкурентов по результатам 2009г.
Показатели
Конкуренты
Общество
Качество продукции
Выше
Ниже
Обслуживание в эксплуатации
Более низкие цены
Нет
Да
Надежность продукции
Своевременность в поставке
Удобство для поставки
Гарантия качества
Комплектность поставки
Отзывчивость на обращение
Таким образом, на ЗАО "Тяжмехпресс" преобладает ценовая конкуренция, к настоящему моменту предприятие уступает своим конкурентам в сервисном обслуживании, а также в качестве, но только в эстетичной и эргономической точек зрения, качество конструкторских разработок превышает показатели конкурирующих фирм.
За время своей работы на мировом рынке (в настоящее время около 95% производимой продукции поставляется на экспорт) предприятие сформировало прочные связи с фирмами-потребителями такими как: "Интер Стейт" (США), "Токай Танзо" (Япония), "Асахи Фоджи Ко" (Япония), "Матричи" (Испания) и т.д. Оборудованием с маркой "ТМП" оснащены все ведущие автомобилестроительные заводы РФ - ЗИЛ, КАМАЗ, ГАЗ, ВАЗ и другие. Основные потребители КПО приобретают продукцию с маркой ТМП уже в течение 30-40 лет.
С поставщиками продукции, в большинстве случаев, также налажены прочные связи, разработана и действует система критериев оце поставщиков. Среди основных поставщиков можно выделить:
- Ижорский металлургический комбинат (г.Санкт-Петербург);
- Череповецкий металлургический комбинат;
- Ашинский металлургический завод (г. Аша, Челябинская область);
- Новолипецкий металлургичесикй комбинат;
- Челябинский завод Станкомаш ;
- Кузлитмет (г.Рязань).
В целом, анализируя производственные и экономические аспекты в
деятельности предприятия, можно сделать вывод, что предприятие сумело выдержать переходный период в экономике страны и спад машиностроительного производства, однако, общие для всех предприятий страны проблемы, такие как нехватка оборотных средств, финансирования и т.д. также имеют место на ЗАО "Тяжмехпресс".
2.2 Особенности функционирования системы качества на ТМП
Особенности функционирования ЗАО "Тяжмехпресс", работа на мировом рынке требуют наличия на предприятии системы качества в соответствии с международными стандартами. В 1996 году на ЗАО "Тяжмехпресс" внедрена и успешно функционирует система качества в соответствии с МС ИСО серии 9001:1994. Предприятию выдан сертификат Рейн-Вестфальским отделением независимой организации, которое проводит ежегодные аудиторские проверки. В начале 2009 года проведен повторный сертификационный аудит ТЮФ-СЕРТ, Тюрингия, подтвердивший соответствие системы качества требованиям МС ИСО 9001:1994, и получен сертификат сроком действия до 2012 года, который приведен в Приложении Б.
Кузнечно-прессовое оборудование в соответствии с европейской "Директивой по машиностроению" (89/392, приложение IV), подлежит обязательной сертификации на соответствие евростандартам. Каждая единица КПО, поставляемого в страны Европейского сообщества, подвергается проверке на соответствие евронормам, сертифицируется европейским органом по сертификации и маркируется знаком "СЕ". Следует также отметить, что все выпускаемое прессовое оборудование сертифицировано в системе ГОСТ Р.
В соответствии с руководством по качеству, разработанном на ЗАО "Тяжмехпресс" главной целью в области качества на ТМП являются - выпуск кузнечно-прессового оборудования соответствующего следующим требованиям:
- удовлетворение запросов потребителей;
- соответствие действующим стандартам и нормативным документам;
- адекватность требованиям общества;
- предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;
- является экономически выгодной.
Основные оперативные и стратегические цели в области качества приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Цели в области качества
Оперативные цели
Стратегические цели
Рациональность контрольно-измерительных работ
Обеспечение пригодности системы качества
Сокращение времени на оценку и контроль качества
Эффективность системы информационного обеспечения
Упрощение документооборота по качеству
Уменьшение рынка "плохого" качества
Сокращение затрат на обеспечение качества
Страхование и защита производства
Уменьшение потерь от брака и рекламаций
Постоянное управление и регулирование качества
Систематический сбор и анализ информации о качестве
Разработка конкретных контрольных заданий исполнителям и составление прогнозов и программ качества
Основными методами реализации Политики в области качества являются:
определение и уточнение запросов, ожиданий потребителя и анализ его
требований к продукции;
разработка конструкторских проектов, удовлетворяющих требованиям
потребителя, соответствующих действующим стандартам и нормативным документам, отвечающим требованиям общества;
разработка технологических процессов производства, обеспечивающих изготовление продукции требуемого качества;
- осуществление закупок материалов, полуфабрикатов и комплектующих, соответствующих установленным требованиям по качеству;
- планирование и организация производства в соответствии с
установленными процессами;
- обеспечение применения технически исправного технологичесь
- оборудования и калиброванных средств измерения;
- выполнение рабочих операций по принципу "Ноль дефектов";
- проведение в полном объеме операций технического контроля в
- процессе производства. Исключение возможности передачи продукции, имеющей несоответствия, в дальнейшее производство; обеспечение сохранения качества в процессе упаковки, транспортировки, хранения;
- техническая помощь при монтаже и вводе в эксплуатацию;
- послепродажная техническая помощь и услуги;
- регулярное проведение внутренних проверок системы качества и
- выработка корректирующих мероприятий.
Ответственность подразделений и должностных лиц ЗАО за выполнением работ по элементам системы качества определена в "Матрице ответственности в системе качества", которая отражена в Приложении В.
Методологические инструкции определяют деятельность и взаимодействие подразделений и должностных лиц по определенному элементу системы качества. Руководство высшего звена берет на себя обязательства и несет ответственрюсть за реализацию политики в области качества.
Следует также заметить, что за качественный выпуск продукции отвечает каждый член коллектива ЗАО "Тяжмехпресс", организационная структура системы качества на предприятии отражена в Приложении Г.
Применение системы качества обеспечивает управление деятельностью предприятия на всех этапах жизненного цикла продукции и гарантирует выполнение требований потребителей продукции в установленные сроки в полном объеме.
Все процессы, связанные с функционированием системы качества на ЗАО "Тяжмехпресс" являются строго документированными. Значимость документов системы качества схематически представлена в виде пирамиды в приложении Д.
Документы первого порядка:
- политика в области качества;
- руководство по качеству.
Документы второго порядка:
методологические инструкции, СТП, РИ, отнесенные к системе качества и разработанные в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000 и регламентирующие функциональную деятельность структурных подразделений в области качества. Документы третьего порядка:
- рабочие инструкции;
- должностные инструкции;
- положения о подразделениях;
- методики испытаний.
Документы четвертого порядка (нормативно-технические документы на виды продукции):
- ГОСТ, ОСТ, СТП, ТУ;
- договоры на поставку продукции;
- конструкторская, технологическая документация на изготовление
продукции и контроль в процессе производства, упаковку, хранение и отгрузку.
Система качества, существующая на предприятии в соответствии с МС ИСО 9001:94, содержит двадцать элементов. Выполнение каждого элемента регламентировано методическими инструкциями, которые подразумевают подтверждение надлежащего качества на каждом этапе жизненного цикла продукции. Это подтверждение осуществляется за счет распределения функций и ответственности между подразделениями предприятия.
2.3 Анализ состояния системы качества на ЗАО "Тяжмехпресс"
В соответствии с МС ИСО 9001:94 в обязанности руководства входит проведение ежегодного анализа и оценки функционирования системы качества. В ходе такой проверки анализируются показатели работы системы качества и выполнение мероприятий в области качества, намеченных на год.
Согласно этому документу, мероприятия по совершенствованию эффективности работы системы качества, намеченные генеральным директором на 2009 год, выполнены. Все замечания, которые были выявлены в процессе сертификационного аудита за 2010, были устранены.
Показатели работы системы качества за 2009 год приведены в таблице 4. Анализируя показатели работы системы качества за 2009г., следует отметить улучшение показателей:
- уменьшение количества разрешений на отклонения от чертежей и технологии в процессе производства на 30% по сравнению с 2008 годом;
снижение количества претензий поступающих от потребителей КПО;
- снижение доли затрат по исправимому и окончательному браку в себестоимости произведенной продукции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9