Содержание
Введение
1. Понятие и принципы социального партнерства
1.1 Теоретические основы социального партнерства
1.2 Сущность и основные принципы социального партнерства
1.3 Нормативно-правовые основы социального партнерства в России
2. Социальное партнерство в России
2.1 Система правового регулирования отношений социального партнерства в России
2.2 Развитие социального партнерства на российских предприятиях
2.3 Анализ социального партнерства на предприятия ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат"
3. Рекомендации по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса
3.1 Основные механизмы сотрудничества социальных партнеров в период экономического кризиса
3.2 Разработка антикризисных мер и рекомендации
3.3 Пути совершенствования системы социального партнерства на предприятии ОАО "Магнитогорский металлургический комбинат"
Заключение
Список ссылок на использованную литературу
Список использованной литературы
Приложение А. Система социального партнерства Российской Федерации
Приложение В. Методы взаимодействия социальных партнеров
Актуальность темы исследования. В период реформирования общества, появления многообразных форм собственности и продолжающегося ее передела проблема цивилизованного регулирования отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического развития страны. Это предполагает необходимость обеспечения согласования интересов наемных работников, работодателей, органов государственной власти и местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Реализация этой задачи возможна в рамках нового типа регулирования социально-трудовых отношений - социального партнерства [1, с. 131].
В России с конца 1990-х годов сформировалась достаточно стройная система институтов социального партнерства, предполагающая наличие трехсторонних комиссий на федеральном и региональном уровнях и находящая выражение в достигнутых соглашениях.
Начиная с 1992 г. в РФ принят ряд законодательных актов и положений, регламентирующих виды, формы и порядок регулирования социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства.
Степень разработанности темы: В отечественной социологической литературе достаточно широко освещались различные проблемы трудовых отношений, а также социального партнерства. В числе наиболее важных исследований следует отметить работы Барсуковой С.Ю., Герчикова В.И., Радаева ВВ.ДГаленко В.Н., Якимца В.Н., Гавры Д.П., Заславской Т.И., Гордона Л., Клопова Э., Пронина С, Столповского Б., Кабалиной В.И., Ильина В.И., Смолькова В.Г., Мироедова А.Н., Эйдельмана Я.Л., Темницкого А.Л., Арсеенко А.Г., Бочарова В.Ю., Макарова Е.И., Карамышевой Н.М., Лапиной Н.Ю., Сребного М.А., Грибина Ю.Г., Козиной И.М., Максимова Б.И., Шершневой Е.Л., Фельдхофф Ю, Чириковой А.Е., Ядова В.А., Климовой С, Дудченко О., Мытиль А., Даниловой Е., Ященко А. А. Тем не менее, анализ литературы позволил сделать вывод, что социологические аспекты социального партнерства в сфере трудовых отношений изучены в меньшей степени, нежели правовые, экономические аспекты. Несмотря на проведение исследований, посвященных различным аспектам социального партнерства, развитие института социального партнерства на уровне промышленного предприятия не получило комплексного изучения.
Цель и задачи исследования. Основной целью является разработка рекомендаций по формированию системы социального партнерства на российских предприятиях в условиях экономического кризиса.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить сущность социального партнерства как социально-экономической категории;
2) Определить понятие сущности социального партнерства;
3) Рассмотреть основные принципы партнерства;
4) Изучить систему социального партнерства на российских предприятиях;
5) Разработать рекомендации.
Объектом является социальное партнерство как явление.
Предметом является система социального партнерства на предприятии.
Методологическая основа исследования: в основе данной работы лежит вторичный анализ исследуемого предприятия. Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме и труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам регулирования социально-трудовых отношений, управления персоналом, экономической теории и экономики труда, материалы научно-практических конференций и семинаров. А также информационной базой являются законодательные акты Президента РФ, Федеральные законы РФ и субъектов РФ, имеющие отношение к предмету исследования. Использовались материалы Федеральной службы статистики, нормативные документы, ресурсы Интернет.
Новизна и практическая значимость: вопросы содержания социальной сферы общества, общие методологические подходы к анализу социального партнерства освещены в работах В.М. Баутина, Н.А. Волгина. Исторический аспект становления социального партнерства нашел отражение в трудах Б. М. Генкина, Г. Микратчяна, И. Чистякова, В.А. Михеева и др.
Вместе с тем, несмотря на достаточную разработанность вопросов реализации системы социального партнерства на федеральном и региональном уровнях, проблема ее формирования на первичном уровне реализации отношений между работодателем и наемными работниками - на предприятии, не стала объектом комплексного изучения.
Отдельные аспекты социального партнерства на уровне предприятия нашли отражение в работах С. Маркова, Ю. Кокина, А.В. Соловьева, Л.И. Дорофеевой, А. Силина, опубликованных преимущественно в экономических журналах. Эти работы посвящены, главным образом, социальному и правовому аспекту регулирования социально-трудовых отношений. Однако экономическая сторона социального партнерства до настоящего времени не нашла отражения в специальной экономической литературе.
Практическое применение системы социального партнерства на уровне предприятия и обеспечение баланса, прежде всего, экономических интересов работодателя и наемных работников до сих пор является сложно разрешимой задачей для большинства российских предприятий.
Курсовой состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Краткое обоснование структуры:
1) В первой главе рассматривается понятие и принципы социального партнерства. Здесь изучаются теоретические основы социального партнерства и принципы.
2) Вторая глава - социальное партнерство в России. Здесь рассматриваются проблемы развития социального партнерства на российских предприятиях. А также исследуются формы социального партнерства на предприятиях, оценивается состояние правовой базы колдоговорного процесса.
3) В третьей главе предлагается ряд рекомендаций по взаимодействию социальных партнеров в организации в условиях экономического кризиса.
Чтобы понять сущность социального партнерства, необходимо исходить из истории взаимоотношений между основными классами общественных систем.
На первых этапах становления капиталистических отношений, элементы социального партнерства находили выражение в повседневном взаимодействии работника и работодателя. Долгое время они не были объектом научного исследования. Хотя некоторые суждения касательно этих элементов, можно увидеть в работах многих ученых, которые хотели осмыслить сущность общественных отношений в эпоху зарождения капиталистического способа производства [2, c.123].
Разработка теории социального партнерства тесно взаимосвязана с проблемами конфликта. Социальное партнерство возникает из конфликта, а именно, на этапе начала поиска путей его урегулирования или разрешения на основе согласования интересов, позиций конфликтующих сторон, достижения компромисса, консенсуса, установления согласия. Государственный деятель Никколо Макиавелли (1469 - 1527гг.) один из первых попытался провести системный анализ социальных конфликтов и способов воздействия на них. Он выделял в конфликте кроме разрушительной функции, ещё и созидательную. Макиавелли, считал, что на конфликт нужно уметь правильно воздействовать, и это должно делать государство.
Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626 гг.) первым осуществил теоретический анализ системы социально- трудовых отношений. Он указал на то, что к возникновению конфликтов ведут пренебрежение мнениями социальных сословий, ошибки в управлении, распространение слухов.
Одной из первых работ, посвященных сущности и условиям общественного согласия, является "Общественный договор" Жан-Жака Руссо (1712-1778гг.). В этом трактате, опубликованном в 1762г., рассматривается общество, основанное на законах, перед которыми все равны и которые сохраняют личную свободу каждого гражданина. По мнению Руссо, совершенное законодательство нельзя создать в результате борьбы партий, члены общества могут выступать только от своего имени, законы принимаются в результате плебисцита, государство должно быть не большим по территории (образец - Швейцария). Важным условием функционирования общественного договора является высокий уровень гражданской зрелости населения.
Взаимоотношения работника и капиталиста - работодателя впервые изучены в трудах Адама Смита (1723-1790 гг.). Признавая корыстный интерес основным мотивом хозяйственной деятельности, он считал "естественным порядком" экономической жизни свободную конкуренцию, господство частной собственности, свободу торговли, невмешательство государства в экономику. Адам Смит рассматривал противоборство между наемными работниками и капиталистами как источник поступательного развития общества, а соперничество - как определенное благо человечества.
Немецкие ученые Готфрид Лейбниц (1646 - 1716 гг.) и Иммануил Кант (1724 - 1804 гг.) считали, что на основе договора и компромисса должно устанавливаться состояние мира и согласия между людьми.
Макс Вебер (1864 -1920 гг.) выделил в теории социального действия четыре её основных типа [3, c.133]:
1. Целенаправленное, характеризующееся ясность осознания действующим субъектом своей цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими её достижение.
2. Ценностно-рациональное заключает в себе нечто "иррациональное", так как абсолютизирует ценность, на которую ориентируется индивид и социальная группа.
3. Аффективное определяется соответствующими эмоциональными состояниями субъекта:
- любовной страстью или ненавистью и гневом;
- воодушевлением, ужасом или приливом отваги.
- традиционное формируется на основе подражания, тем или иным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим рациональной критике.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8