Рефераты. Рынок труда и занятости в России

  Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном  секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.

  Современная государственная политика не может базироваться на идее, что социальное развитие должно отойти на второй план по отношению к экономическому благополучию. Напротив, задача состоит в том, чтобы обеспечить одновременно и экономический, и социальный прогресс в сочетании со стремлением к полной занятости и гибкой государственной системе социальной поддержки населения.

  При таком понимании роли социальной и экономической составляющих развития безработица  не может рассматриваться как экономически оправданная. Сокращается покупательная способность населения, бюджеты  теряют налогоплательщиков, а предприятия- кадры, увеличивается риск социальной изоляции, дополнительные расходы на поддержку безработных усиливают налоговое  бремя. Устранение или смягчение воздействия причин, порождающих безработицу, становится  непременным условием социальной  и экономической стабильности устойчивости развития, успеха проведения реформ.

  Состояние рынка труда является результатом влияния множества  экономических и социальных факторов, равно как и сам рынок  труда становится  силой, воздействующей на них. Поэтому нейтрализация   безработицы может  достигаться  в более широком  контексте экономических, социальных, образовательных и других направлений политики. В частности, тесная связь занятости  и экономики крайне  необходима для обеспечения  стабильного роста  производства  и занятости. 

    Политика, которая улучшает  функционирование рынка труда  и способствует приспособлению рабочей силы  к структурным переменам, снижает риск падения  экономического роста, позитивно влияет  на возможности стабилизации развития.  Соответственно, чем более успешной будет  политика, направленная  на поддержание  безинфляционного роста на макроэкономическом уровне, тем лучше  будут перспективы  занятости и рынка труда. Поэтому  важнейшей  целью  является разумное сочетание всех направлений политики, влияющих на уровень и качество спроса и предложения  рабочей силы.

  С точки зрения  на занятость, эффективность макроэкономической политики должна определяться  ее позитивным воздействием на способность экономики поддерживать баланс  между повышением производительности на стадии подъема и созданием рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики и безинфляционной «генерации занятости» в целом составляет задачу экономической политики.

II.2  Программа занятости как механизм реализации на рынке труда

  Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям:

  -трудоустройство незанятого населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда);

  -стимулирование образования гибкого рынка труда;

  -социальная защита от безработицы.

  Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости: 1.активный (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения  труда, меры по сохранению  и повышению уровня занятости на предприятиях); 2. пассивный (выплата пособий безработным).

  Большое влияние на рынок труда  оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и мн. др). Эти программы содействуют  определенной  стабилизации  социально-экономического положения  трудящихся в  зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.

  Социальная  защита населения  в условиях рынка  осуществляется через механизм перераспределения доходов на основе введения « черты бедности» в России, как и в других странах, на уровне « прожиточного минимума».

  Значительна и посредническо- вспомогательная роль государства на рынке труда. Она частично берет на себя функции поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной  сети по трудоустройству. Государственные системы  обучения и переобучения  рабочей силы содействуют  максимально быстрой адаптации  к меняющимся требованиям рынка.

  Кроме того, в правовом государстве на сегодняшний день действует т.н. система социальных защитных устройств, которые применяются для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Первым элементом такой системы  является регулирование занятости.[14] Многие  государства предпринимают следующие действия:

-сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;

- рекомендуют осуществлять на предприятиях « разделение рабочих мест» между тружениками (для увеличения занятости);

- досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили  до пенсии 2-3 года;

- создают новые рабочие места и организуют общественные работы ( в области инфраструктуры- для постройки высококачественных дорог и т.п.) особенно для хронически безработных и молодежи;

- сокращают предложение рабочей силы на рынке труда; ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию ( возвращение на родину) иностранцев и др.

  Видное место на сегодняшний день  в регулировании  занятости занимает биржа труда. Биржа труда - учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных.

  Государственная служба занятости населения существует в стране уже в течение 15 лет, ее первоначальной задачей является оказание содействия занятости граждан. Государство реализует конституционные права граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, что, безусловно, важно для большинства из них, работающих по найму (95%).[15] Ведь по результатам  последней Всероссийской переписи населения для 48 миллионов человек доходы от трудовой деятельности являются единственным источником средств к существованию.[16]

  Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.[17] При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

  Порядок регистрации безработных граждан определяется правительством Российской Федерации (ст.3 Закона Рф « О занятости населения в Российской Федерации»).

   Рынок труда представляет собой с социальной стороны систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый  на данный период баланс интересов между выступающими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Степень развитости рынка труда характеризуется  институциализацией противоречивых интересов этих субъектов рынка труда - ассоциаций  предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзов, с другой.

  В широком смысле механизм госрегулирования включает экономические, юридические, социальные и психологические факторы, определяющие функционирование рынка труда.  Они осуществляются через систему  трудоустройства -  широкую сеть бюро занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы переподготовки.

  Меры косвенного регулирования рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и бюджетная политика правительства, совершенствование законодательства о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.п.

  Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются  и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицы посредством воздействия на коньюктуру. Таким образом, современное  государственное регулирование рынка  труда представляет собой комплекс экономических, административных, законодательных, организационных и иных мер.

 Глава Ш. РЫНОК ТРУДА В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

  Экономически активное население- часть населения, обеспечивающая  предложения рабочей силы для производства товаров и услуг, которая  к концу 2000 года  составила 1708,9 тыс. человек, или 52,7%  общей численности  населения области.[18] В их числе 1534,6 тыс.  человек (89,8%)  заняты в экономике  и 174,3 тыс. (10,2%)  не имели занятия, но активно его искали и в соответствии со стандартами Международной Организации Труда (МОТ) классифицировались как  безработные.  Доля занятых в Ханты-Мансийском автономном округе составила 49%, ямало-Ненецком -19%, по югу области-32%, доля безработных по МОТ соответственно-49,4%, 13,8%, 36,8%.

  Преобладающая часть  занятого населения  сосредоточена на крупных и средних предприятиях. В 2000 году  среднесписочная численность  работников этих организаций составила 1239,7 тыс. человек, или 80,8 % общей  численности занятых. Кроме того,  привлекалось 20,4 тыс. чел. На условиях совместительства и 35 тыс. человек по договорам гражданско-правового характера.  Число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, совместителями и лицами, выполнявшими работы  по договорам  гражданско-правового характера, в организациях составило 1295,1 тыс. и было выше, чем в 1999 году, на 69,5 тыс., или  на 5,7%.

  В 2000г. на дополнительно введенные рабочие места было принято 20,1 тыс. человек, или 4,6 %  общей численности принятых.

  В течение года по – прежнему имели место факты неполной занятости (в режиме сокращенной рабочей недели (дня) работали 23,7 тыс. человек, что на 43,7 % меньше, чем в 1999 году.

  Численность работников, имевших вынужденные отпуска по инициативе администрации, уменьшилась на 35,5% по сравнению с 1999 годом.

   Несмотря на отдельные положительные моменты, почти 15 тыс. человек, или 59,9% работников, имевших в 2000 году вынужденные отпуска, не получали за период  отпуска никакой денежной компенсации. Ими потеряно 306,7 тыс. человеко-дней или в среднем по 21 дню на каждого.

  Таким образом, неполная занятость в 2000 году составила 48,5 тыс. человек. Наибольшие размеры ее отмечались  на предприятиях транспорта  и в промышленности.

  Несколько сократилась доля привлечения иностранных работников.

  Иностранная рабочая сила привлекалась ранее  из 40 стран мира.

  Что касается проблемы безработицы, то она наиболее болезненна для молодежи, вступающей в трудовой процесс после окончания учебы или службы в армии. Каждый третий безработный- моложе 30 лет, что ведет к отрицательным последствиям: росту пьянства, наркомании, хулиганства.

  Доля лиц предпенсионного возраста в общем числе  официально зарегистрированных безработных  снизилась в 2000 году на 0,4 процентного пункта, доля подростков  увеличилась на 0,9 процентного пункта.

  Таковы факты 2000 года. Теперь перейду от них к итогам 2003 года. Что изменилось в нашем регионе за текущие года, т.е. с 2000 по 2006 год?

  Как констатирует факты  бывший губернатор области С. Собянин,[19] Тюменская область- субъект, не получающий дотаций из федерального центра. Причем, если  наш бюджет  уменьшится в два раза, и тогда мы не сможем  претендовать  на дотации из федерального центра. Это означает то, что мы проводим свою бюджетную, финансовую политику самостоятельно. Самостоятельно и  без всякой поддержки федерального бюджета исполняем все обязательства, возложенные на нас федеральным и региональным законодательством. Несем полную ответственность по этим обязательствам перед населением  Тюменской  области.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.