Рефераты. Рынок труда и занятости в России

- непостоянная (временная) занятость;

- неполная занятость;

недозанятость;

-сверхзанятость;

-самостоятельная занятость;

-неформальная занятость;

-занятость в домашних хозяйствах населения

 2. В различных  сегментах  экономический процесс общего сокращения занятости протекал крайне неравномерно. В период реформ «ядро» и «периферия» демонстрировали совершенно  разную динамику.

  3.Кардинальные изменения произошли в отраслевой структуре российской занятости. В период реформ доля работающих в сфере услуг достигла 60% общей  численности занятых (один из самых высоких показателей среди всех стран с переходной экономикой).

4. Своеобразная черта  российского опыта- резкое сокращение рабочего времени в период реформ.[7]

5. « Визитной» карточкой российского рынка труда стали разнообразные «античные» способы адаптации- работа в режиме неполного рабочего времени и вынужденные административные отпуска, вторичная занятость и занятость в неформальном секторе, задержки зарплаты и теневая оплата труда, натуральная оплата и производство товаров и услуг в  домашних хозяйствах населения.

  Несвоевременная и скрытая оплата труда, неполная и вторичная  занятость обусловливали персонализацию отношений между работниками и работодателями, вследствие чего явные трудовые контракты уступали  место неявным.

6. На протяжении  большей части переходного периода российский рынок труда  регулировался законодательством, унаследованным от советских времен. Вплоть до конца 2001 года в стране действовал Кодекс законов о труде (КЗоТ), принятый еще в 1971 году.[8] Таким образом, на  наибольшем  тяжелом, начальном этапе реформирования российской экономики сохранялось законодательство, соответствовавшее  особенностям планового хозяйства.

  С точки зрения регулирования форм занятости КЗоТ  существенно  ограничивал выход  за рамки      стандартного  трудового  договора. Создать условия для эффективного функционирования рынка труда в новой   рыночной среде был призван Трудовой кодекс (ТК), одобренный в конце 2001г. (вступил в действие в феврале 2002г.)[9]

  Новое законодательство о труде  стало итогом компромисса между  различными  политическими силами.

  Резюмируя сказанное, можно констатировать, что  российский рынок труда характеризовался относительно небольшими потерями в занятости, гибкостью рабочего времени и сверхгибкостью  зарплаты, повсеместным распространением «атипичных» трудовых отношений, наконец, высокой формальной зарегулированностью и низкой эффективностью механизмов инфорсмента. В результате он оказался хорошо приспособленным к тому, чтобы амортизировать многочисленные негативные шоки, сопровождающие процесс системной трансформации.

I.3  Особенности рынка труда и занятости в современной России

    Современная ситуация в России  характеризуется  существованием значительных диспропорций в структуре занятости, ставок заработной  платы на рынке труда и деформацией мотивационного механизма трудовой деятельности. Минимальная заработная плата в России  в несколько десятков раз ниже установленной  в США, а средняя по своей покупательной способности превратилась в минимальную и позволяет  воспроизводство лишь  работников низкой квалификации. Практически не стимулируется высококвалифицированный труд. Все это сопровождается снижением производительности труда.

Можно выделить следующие особенности развития рынка труда в России:

1. Рост безработицы.  В соответствии с методологией оценки   безработицы в Федеральном законе « О занятости населения в Российской Федерации» официальный (по данным Госкомстата)[10] уровень  безработицы  составляет  всего 8,2%, однако оценки,  например, английских  транзитологов  определяют  его в границах 30%.

  Следует учесть и тот факт, что  среди высвобождаемых  работников      по разным причинам  наметилось  увеличение  незанятости  среди выпускников  высших учебных заведений.

2. Изменение распределения  рабочей силы по секторам экономики- значительным  потребителем  рабочей силы стал частный сектор  экономики. Относительно  широкое    распространение  получила вторичная  занятость, возникло  немало  рабочих мест, не требующих  особой квалификации. Но при этом крупные  промышленные  предприятия  сталкиваются   с большими трудностями   на пути поиска  оптимальной  численности работников, повышение эффективности их использования.

3. Появление  2 млн. беженцев и вынужденных  переселенцев, нуждающихся  в трудоустройстве.

4. Трудовой потенциал общества используется  все  менее  эффективно: объем производства  сократился в гораздо большей степени, чем численность занятых, существовавший и ранее  на многих предприятиях избыток  рабочей силы стал еще более  очевиден.

5. Неполная занятость, обусловленная  не  ее гибкостью, а простоями  предприятий: 3,7 млн. человек (8,6% работающих) имеют неполный рабочий день (неделю), 4,2 млн. (9,7 %) –находились  в вынужденных отпусках.[11]

6. Глубокая территориальная   дифференциация  занятости  -до 10 раз различается уровень  безработицы  в экономически активных и депрессивных регионах. Такая дифференциация   в уровнях безработицы по регионам  объясняется  степенью деловой  активности  в регионах, сохранившимися  у населения  навыками  самостоятельного хозяйствования,  в частности, на  земле.

7. Особенностью  занятости  в постсоциалистических  странах  является  формирование  так называемого  придерживаемого типа  (модели)  занятости[12]- рабочая сила  не используется   в производстве, но  и не  высвобождается  в другие сферы.

8. Низкий уровень  пособий  по безработице также  выступает   отличительной чертой  российского рынка труда.

9. Размывание  границ  между официальной  и теневой  занятостью, расширение  теневой  занятости. В России сформирован и существует значительный сектор теневой  экономики ( порядка 40% производимого ВВП). Однако он  достаточно  криминализирован, нестабилен и поэтому для законопослушных граждан малопривлекателен.

10.Существенные различия  между общей  численностью   и официально  регистрируемой  численностью  безработных.

11. Финансово-банковская, торгово-посредническая сфера, а также сферы государственного управления имеют уже сложившийся сегмент рынка труда, который характеризуется высоким уровнем монополизации, высокими требованиями к квалификации  работников и высоким уровнем заработной платы. Занятым в традиционном бюджетном секторе проникнуть в эти сектора достаточно трудно.

  В развитии рынка  труда  переходной  экономики  прослеживаются    следующие тенденции:

1. Для переходной экономики  характерен  рост  естественной   нормы безработицы. Экономический спад  обостряет   проблему безработицы. Для традиционных   рыночных экономик  естественна  реакция  работодателей    на падение  объемов производства   или чрезмерный  рост  заработных  плат в виде   сужения  спроса  на труд  и высвобождения.  В нашей экономике  реакция  оказалась  иной- излишняя  рабочая сила  преимущественно  осталась  в трудовых коллективах.

2. Сохранение перегруженности  рабочей  силой  большинства крупных  и средних  предприятий  является  важной  особенностью  российской модели  реформ  в отличие   от  восточноевропейской, где уже  в первой фазе  реформ  безработица  достигла  уровня, количественно  соответствовавшего  примерно  половине  от общего  падения  производства. В России эта пропорция   была в 3-4 раза  ниже. «Придерживание»  избыточной   рабочей силы  в первый период  реформ, хотя и   препятствовало  росту    производительности  труда и формированию   необходимого рынка труда, но, с другой стороны, способствовало  снижению  социальной  напряженности  в условиях  низкого  уровня дохода.

3. Такое  удерживание  занятости  проявилось  в скрытой  безработице, что затрудняет  реализацию  системы  регулирования  отношений  на рынке труда.

4. Усуглубляется  несоответствие между  быстро   изменяющейся   структурой  спроса  на рынке  труда  и сложившейся   ранее   профессионально- квалификационной   рабочей  силы. В переходный  период рынок  труда характеризуется   высоким  уровнем  структурной  безработицы.

5. По числу занятых  в России лидировал  в первый период реформ  государственный сектор (1996г.), на него  приходилась половина всех работающих в народном хозяйстве, 17% на предприятиях смешанных форм собственности, 33% -в  частном секторе. Кроме того, в производственных  отраслях  удельный вес  частных  предприятий  и занятых  на них  ниже, чем в торговле и сфере обслуживания.

6. Рынок  определяет  рациональную  структуру  занятости  с точки  зрения  эффективного, по Парето, распределения  ресурсов. Но его структура  может быть  неэффективна с социальной точки  зрения, с позиции  удовлетворения  потребностей   общества  в материальных  благах, создания  условия  расширенного  воспроизводства.

  Рынок  труда в настоящее время, несмотря на достаточно  жесткое регулирование, является наименее  институциализированным элементом в структуре современной отечественной экономики. Институциональные  преобразования на рынке труда находятся лишь на начальном этапе, и задача государства состоит в ускорении  целенаправленного  процесса становления формальных институтов рынка труда.

  В завершении главы замечу, сегодняшний российский рынок труда характеризуется несбалансированностью и неравновесностью. Перспективы выхода российской экономики из кризисного состояния во многом зависят от выбора модели занятости, применения эффективных методов регулирования рынка труда с целью устранения диспропорций и деформаций.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА  В ОБЛАСТИ  СОДЕЙСТВИЯ  ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

II.1 Цели и задачи федеральной политики занятости в переходный период

  Государственная политика  занятости, степень ее реалистичности  и регулирующего влияния на сферу занятости и рынок труда  и программы  содействия занятости  зависят от учета двух исходных положений: направленности общей стратегии занятости и характера ее адаптированности  к специфическим условиям  развития  на определенном этапе. Учет общей стратегии занятости, зафиксированной в законе «О занятости населения РФ»[13], показывает  как бы общую направленность действий, которую  следует учесть в конкретной политике  занятости  на определенный период времени. Это позволит добиться того, чтобы меры  государственной политики краткосрочного действия  не противоречили объективным тенденциям развития занятости и становления рынка труда, рассчитанным на многие годы.

  Поэтому схема разработки государственной политики  на ближайшие годы заключается в переходе от общей формулировки политики занятости  к ее формулировкам, характерным в целом для переходного периода и для ее отдельных этапов. Затем выбираются приоритетные целевые установки  для политики на рынке труда и содействия занятости.

  Государственная политика занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, которая нацелена на комплексное и взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного  использования трудового потенциала и его развитие.

  Применительно к переходному периоду политика занятости  направлена на обеспечение социально-приемлемого уровня занятости  при активном содействии переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов  и роста производительности труда, при максимально возможной социальной поддержке безработных.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.