Согласно таблице, представленной Госкомстатом, наиболее привлекательным сегментом для строительства жилых зданий является г. Сыктывкар и г.Печора (в этих городах наблюдается рост населения), куда "Холдинг-центр" и должен направить свои усилия.
Также стратегический анализ среды холдинга включает в себя анализ непосредственного окружения компании "Холдинг-центр".
Ближайшими и самыми крупными конкурентами "Холдинг-центр" на строительном рынке республики Коми являются Ассоциация предприятий строительного комплекса республики Коми "СтройКом", а также строительный холдинг "Стройматериалы". В состав данных организаций входит большое количество предприятий различной сферы деятельности.
Таблица 5. "Организации, входящие в состав конкурентных предприятий" [31]
Организации "СтройКом"
Организации "Стройматериалы"
ООО "Антрацит"
ЗАО "Стройматериалы-К"
Ветлосянский кирпичный завод
ОАО "Спецстроймеханизация"
Ухтинский кирпичный завод
ЗАО "Комиводстройматериалы"
Дежневский кирпичный завод
ОАО "Стройтрест № 3" (г. Чебоксары)
ОАО "Агростройконструкция"
ОАО "Вестр"
ООО "Проспект" - строительные работы
АТП "Нечерноземстрой"
ООО "Этажи" - строительные работы
ООО КЦ "Сыктывкарстрой"
"Спецмонтаж" - монтажная организация
ОАО "Элвес"
"Электромонтаж" - монтажная организация
Архитектурная студия "Менам Керка"
"Струж" - деревообрабатывающее предприятие
Архитектурная студия "Модулор"
АТП "Нечерноземстрой" - автотранспортное
ООО "Техстрой"
ООО "Новострой" - окна и дверные конструкции из металлопластика и стеклопакетов немецкой фирмы VEKA
ОАО "Лотос" - обеспечение современным теплозвукоизоляционным материалом, выполненным на основе базальтового волокна
Для оценки позиций "Холдинг-Центр" необходимо составить матрицу анализа занимаемых позиций по сравнению с конкурентами.
Таблица 6. "Матрица анализа занимаемых позиций по сравнению с конкурентами на рынке строительно-монтажных работ" [31]
Показатель
Оценка в сравнении с конкурентом
Хуже
Так же
Лучше
Продукт
Качество жилищного строительства
+
Качество промышленного строительства
Качество монтажа
Соблюдение сроков строительства и монтажа
Цена
Позиционирование цены
Скидки
Условия платежей
Продвижение
Стимулирование сбыта
Управление торговой маркой (Репутация)
Сбыт
Каналы сбыта
Объемы сбыта
Общие вопросы
Обеспеченность техникой
Обеспеченность кадрами
Финансовая устойчивость
Система управления
Налаженность связей
Поддержка правительства, госзаказы
Использование всех видов ресурсов
Исходя из табличных данных, можно отметить, что по многим позициям "Холдинг-центр" занимает одинаковое положение в сравнении с конкурентами, а по некоторым даже превосходит их. Слабые позиции холдинга можно отметить только в отношении качества жилищного строительства, но этот вид деятельности не относится в компании к основным, и объемы работ по нему небольшие.
Необходимо определить место, которое занимает "Холдинг-центр", его продукции (а именно жилые здания) по отношению к другим строительно-монтажным предприятиям, их продукции, чтобы определить необходимо ли предприятию дальше развивать это направление или отказаться от него.
При позиционировании объективные сходства и различия фирм и ее продукции отступают на второй план, так как важны не только реальные характеристики продукции, а именно то, как они представляются в глазах потребителей. Но в силу отсутствия исследований по данному вопросу позиционирование будет произведено на основе объективных характеристик. В дальнейшем необходимо провести исследование на предмет восприятия потребителями, чтобы осуществить позиционирование на основе характеристик продукции, воспринимаемых потребителями.
Позиционирование "Холдинг-центр" и его продукции в сфере жилищного строительства проводится на Карте восприятия по 2 показателям: качество работ, стоимость м2.
Из данного рисунка видно, что "Холдинг-центр" позиционируется как предприятие, реализующее квартиры невысокого качества по невысокой цене, в то время как "СтройКом" и "Стройматериалы" занимают позицию "высокое качество – высокие цены".
Рис.6 Карта восприятия в сфере жилищного строительства [30]
Это объясняется тем, что большинство домов "Холдинг-центр" отстраивал по муниципальному заказу, то есть бюджет на строительство был ограничен и не зависел от компании. Также это можно объяснить тем, что строительство жилых зданий – не основное направление деятельности компании, и его качеству соответственно уделяется меньшее внимание.
В силу низкого качества строительных работ предприятие рассмотрело вопросы внедрения системы качества, чтобы изменить позиции (как показано на рисунке – "Холдинг-центр" - 2). В настоящее время Система менеджмента качества применительно к строительству зданий и сооружений, проектированию зданий и сооружений, обслуживанию инженерных сетей и систем успешно внедрена и действует, подтверждением является сертификат соответствия, полученный компанией в январе 2009 г. [32].
Итак, в ходе диагностики конкурентов пришли к следующему:
1. Установлена необходимость смены позиции на рынке строительно-монтажных работ в жилищной сфере по отношению к конкурентам;
2. Выявлена потребность в повышении качества жилищного строительства;
3. Определены сильные и слабые стороны компании относительно основных конкурентов с целью использования в стратегическом росте компании.
Данные выводы помогают увеличить конкурентоспособность, сформировать адекватную структуру холдинга.
Также при стратегическом анализе необходимо рассмотреть основные показатели работы "Холдинг-центр" за прошедшее время.
Итоги работы холдинга отражают стабилизацию показателей на одном уровне:
1. Численность работников стабилизировалась на уровне 1600 человек;
2. Динамика роста среднемесячной заработной платы положительна, и уровень оплаты труда выше среднестатистического по Республике Коми, что создает хорошую мотивацию работников к развитию компании;
3. Объемы строительно-монтажных работ остаются прежними уже в течение 2-х лет;
4. Выручка холдинга неуклонно растет;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11