Для расчетов воспользуемся данными, приведенными в таблице
Таблица 2.5.
Годы
Продажи, тыс $ , у
Затраты на рекламу тыс $, х
Х2
ху
У2
2002
305,50
11,20
125,44
3421,60
93330,25
2003
345,25
17,32
299,98
5979,73
119197,56
2004
458,32
23,21
538,70
10637,61
210057,22
2005
392,65
18,65
347,82
7322,92
154174,02
2006
625,32
35,26
1243,27
22048,78
391025,10
Итого:
2127,04
105,64
2555,22
49410,64
4524299,16
X=105.64/5= 21,13
Y=2127.04/5= 425,41
b=(49410.64-521.13*425.41)/(2555.22-5*(21.13)*2)= 13.83
a=425.41-(13.83*105.64)= 133,21
Уравнение регрессии примет следующий вид:
Y=133.21+13.83x
Если затраты на рекламу на 2007 год планируется в размере 41,30тыс.$, то прогноз продаж в 2007 году составит:
Y=133.21+13.83*41.30= 704,38 тыс.$
Для того чтобы подтвердить правомерность использования составленной нами модели корреляционной зависимости между продажами и затратами на рекламу, рассчитаем коэффициент корреляции. Этот показатель показывает степень линейной взаимосвязи. Его значение находится в границах от -1 до +1. коэффициент корреляции рассчитывается по следующей формуле:
r = 0.04
В результате произведенных расчетов, можно сделать вывод, что между продажами и затратами на рекламу, существует прямо пропорциональная зависимость. Однако связь между этими показателями слабая, поэтому в дальнейшем руководству санатория не рекомендуется использовать эту математическую модель для прогнозирования.
Глава 3. Разработка стратегии агрегатного планирования
Одной из важнейших функций менеджмента является планирование. Менеджер должен не только уметь спланировать любой производственный процесс, но знать и уметь пользоваться в своей деятельности различными методами и моделями планирования. Одним из таких видов является агрегатное планирование – связано с определением количеств и времени производства в среднесрочные периоды, в основном от 3 до 18 месяцев. Операционные менеджеры пытаются выбрать лучший путь для определения прогнозируемого спроса, чтобы как можно быстрее подготовиться и отреагировать на него регулируя скорость выпуска продукции или производства услуг, уровень затрат, необходимых для производства данной услуги (продукции), сверхурочную работу, потребность в дополнительном персонале и ряд других подающихся контролю переменных [7].
Главной целью всех управляющих процессов, является сокращение до минимума всех затрат, не ухудшая при этом, а наоборот улучшая качество производимой продукции.
Другими целями могут быть минимизация отклонений используемой рабочей силы, уровней запасов или получение необходимых стандартов впредлагаемом сервисе.
Задачи, которые решаются при агрегатном планировании, являются пропускная способность, уровень загрузки, последовательность выполняемых операций, связи различных подразделений предприятия между собой и согласованность работы.
У предприятий работающих в сфере обслуживания главной целью является достижение такого уровня и качества обслуживания, чтобы клиенты удовлетворяли все свои потребности, и также возможность предугадать пожелания клиентов. Существует следующая классификация стратегий агрегатного планирования:
1. Чистые стратегии – это стратегии, когда во времени изменяется только одна переменная [13]. К таким относятся:
Управление уровнем запасов;
Варьирование численности рабочих наймов и увольнением;
Варьирование темпов производства путем использования сверхурочного времени или времени простоев;
Субподряд;
Использование временно нанимаемых рабочих;
Воздействие на спрос (реклама, приемы продвижения товаров, увеличение персональных продаж, снижение цен);
Задержка выполнения заказа в период высокого спроса;
Производство разносезонных изделий.
2. Смешанные стратегии, которые используют комбинацию переменных, позволяющую получить наиболее соответствующий действительности производственный план.
Агрегатное планирование разнообразного сервиса в санатории, основывается на планировании потребности в человеческих ресурсах и управлении спросом. При большом спросе на услуги при планирования достигается регулирование больших объемов спроса и разработкой методов более полного использования трудовых ресурсов в периоды прогнозируемого падения спроса.
В расчёт затрат на обслуживание одного номера будут входить затраты на водоснабжение и канализацию затраты на электроэнергию, необходимую для освещения и кондиционирования номеров и холлов, расходы на стирку белья, заработная плата персонала и начисления на неё, амортизационные отчисления, затраты на ремонт, затраты на охрану, на дезинфекцию и техническое обслуживание; расходы на приобретение санитарно-гигиенических средств; расходы на капитальный, текущий и профилактический ремонты; затраты на рекламу и прочие (Таблица 3.6).
Таблица 3.6.
Калькуляция затрат на одно койко-место в сутки на 2006 год в санатории
Наименование расходов
Стоимость, грн.
Электроэнергия
0,45
Вода и канализация
1,2
Заработная плата с начислениями
12
Амортизация
10
Затраты на ремонт
0,8
Транспортные затраты и связь
1
Стирка белья
2,02
Затраты на охрану
5,05
Прочее (10%)
4,1
Итого
36,62
Предполагая, что в 2006 году спрос будет на 8450 проданных койко-мест, то количество затрат будет составлять 309439грн.
Разработаем месячные прогнозы на среднее (за год) количество продаваемых номеров в день.
Определим средний дневной спрос за 2006 год (табл. 3.7).
Таблица 3.7.
Месяц
Ожидаемый спрос
Количество рабочих дней в месяце
Средний за месяц ежедневный спрос
Январь
70
31
2,3
Февраль
45
28
1,6
Март
60
1,9
Апрель
200
30
6,7
Май
350
11,3
Июнь
1350
45,0
Июль
2500
80,6
Август
Сентябрь
2050
68,3
Октябрь
84
2,7
Ноябрь
75
2,5
Декабрь
9354
365
305,8
Наглядно это можно посмотерть на гистограме (рис.1), которая показывает дневной спрос в каждом месяце.
Пунктирная линия, пересекающая четеж, представляет темп производства, требуемый для удовлетворения среднего за весь период спроса. Он расчитывается следующим образом:
Среднетребуемый выпуск = Общий ожидаемый спрос/Число рабочих дней = 9354/365 = 26 номеров в сутки
Предприятием могло бы быть принято решение, поддерживать постоянный средний спрос, но предприятие производит услуги, а не продукцию. Услуги нельзя заготовить заранее и хранить, так как услуга будет создана тогда, когда на неё будет покупатель и она непосредственно создаётся во время её потребления. Поэтому поддерживать постоянный темп производства в данном случае нет возможности. Можно ориентироваться на сезонные колебания и быть готовыми к тому, что в определённые сезоны будет большой спрос на услуги, а в другое время будут наблюдаться простои производства.
Предприятие может принять решение позволяющее содержать такое количество персонала, которое необходимо для среднего спроса или использовать временно нанимаемых рабочих.
Стратегия 1 – поддержание постоянной численности персонала в течение всего года.
Стратегия 2 – воздействие на спрос посредством рекламы.
Анализ плана 1.
Проанализируем первую стратегию, предусматривающую поддержание постоянной численности персонала в течение всего года, который необходим для нормального обслуживания всех номеров при полном заселении, не привлекая при этом дополнительную рабочую силу.
Для обслуживания 26 номеров в сутки необходимо 8 горничных и 4 дежурных администратора. У горничных 8 часовой рабочий день, в течении которого они должны убрать номера, сменить белье(на уборку одного номера необходимо около 20 минут), а если гости выезжают, то необходимо подготовить номер для следующего заселения: убрать в номере, поменять всё бельё, полотенца, проветрить помещение(на это необходимо около 30 минут). При такой прогнозируемой загрузке, необходимо 4 администратора, так как необходимо быть готовым в любое время принимать гостей.
Затраты по плану 1
Таблица 3.8.
Затраты
Калькуляция, грн
Оплата труда горничных
8*450 = 3600грн/месяц
43200грн. в год
Оплата труда администраторов
4*650 = 2600грн/месяц
31200грн. в год
Электроэнергия для поддержания оптимальной температуры в номерах
0,45*26ном.=11,7 в день
365*11,7 = 4270,5 в год
Общие затраты
78670,5грн
Таким образом, суммарные затраты, необходимые для осуществления стратегии №1, составляют 78670,5грн.
Анализ плана 2.
Эта стратегия заключается в увеличении спроса на услуги размещения, предлагаемые санаторием посредством проведения рекламной кампании.
Реклама подразумевает продвижение товара (номера, характерные и сопутствующие услуги) с помощью таких приемов, как:
подача рекламных объявлений в средствах массовой информации (журналы «Туризм», «Досуг»; Русское радио, ЧТРК, телеканал «Крым»),
директ-мейл (участие в туристических ярмарках и выставках, буклеты, брошюры, проспекты и другой информационный материал).
Рекламная кампания предусматривает расходы по следующим статьям за год:
Таблица 3.9
Статьи расходов
Сумма затрат,грн
Расходы на оформление сайта
25500грн.
Участие в выставках
10000грн.
Распространение рекламы (буклеты, журналы, каталоги, календари и т.д.)
35100грн.
административные расходы
1700грн.
амортизация и другие расходы
1350грн
ИТОГО:
73650грн.
Таким образом, суммарные затраты, необходимые для осуществления стратегии №2, составляют 73650 грн.
Теперь сравним результаты проведенных анализов. Результаты представлены в таблице 7.
Таблица 3.10
Сравнение результатов
№
Составляющие затрат
Затраты по Стратегии №1, грн
Затраты по Стратегии №2, грн
Суммарные затраты
78670,5
73650
Проанализировав данные Таблицы 7, можно сделать вывод, что минимальные суммарные затраты составляют 73650 грн. при осуществлении стратегии №2 (воздействие путем рекламы). Но суммарные затраты при осуществлении Стратегии №1 (общая численность персонала) выше затрат на осуществление Стратегии №2 – 786705грн., следовательно, санаторий должен использовать смешанную стратегию на основе этих двух (реклама, поддержание постоянной численности персонала).
Заключение
Любая коммерческая деятельность зависит от множества факторов, на которые предприниматель может повлиять (например, экономичность) и нет. Так же и в работе санатория – мы не можете повлиять на условия внешней среды (политику, изменения экономики страны и пр.), но за дела внутри предприятия ответственность несете только руководство.
Современный санаторный, гостиничный сервис включает не только основные, но и разнообразные дополнительные услуги. Их назначение состоит в том, чтобы улучшить качество проживания отдыхающих в санатории, гостиницах, освободить их от ежедневного совершения некоторых операций коммунально-бытового характера, повысить уровень качества и комфортности во время отдыха.
Дополнительные услуги повышают комфорт проживания в санатории, удовлетворяют специфические требования клиентов: телевизор, холодильник, кондиционер, сауна, транспортные услуги, охрана помещений и территории, возможность удовлетворять все свои потребности в пределах одного санатория на период отдыха и лечения и т. д.
В ходе данной работы были проанализированы особенности работы санатория. Была также проанализирована проблема, стоящая перед предприятием, - ремонт в санатории, который предполагает капитальный ремонт внутреннего и внешнего состояния здания санатория при помощи дерева решений; проведен расчет точки безубыточности, предприятие считается прибыльным и точка безубыточности составила 530,39ед(107139грн). Далее были охарактеризованы система обслуживания в пансионате. На основе данных за предыдущие периоды был сделан прогноз количества клиентов на 2007 г. В работе проведён расчёт и анализ стратегий агрегатного планирования и сделан вывод, что предприятию необходимо использовать смешанную стратегию.
Хотя в санатории существуют множество внутренних проблем, однако при профессиональном управлении и наличии инвестиций в предприятие Саксикий санаторий им. Н.И. Пирогова превратиться в недалеком будущем в рекреационное предприятия, которое будет занимать конкурирующие позиции как на украинском рынке, так и на международном рынке. У санатория есть большие шансы и возможности в будущем занять ведущие позиции в рекреационном бизнесе, а также расширить круг своих клиентов, нуждающихся в хорошем отдыхе и качественном оздоровлении.
Список использованной литературы
1. Устав ГП МОУ «Сакский центральный военный клинический санаторий им. Н.И. Пирогова»/ дополнение к приказу Министра обороны Украины от 27.10.2005. - №649, г. Киев – 13с.
2. Байлик С.И. Гостиничное хозяйство.Организация, управление, об-служивание,2002г.
3. Бургонова Г. Н.,Каморджанова Н. А. Гостиничный и туристический бизнес,2003 г.
4. Венецкий И.Г., Венецкая В.И. Основные математико-статистические понятия и формулы в экономическом анализе: Справочник. – М.: Статистика 1979. – 447с.
5. Дурович А.П. Маркетинг в туризме: Учеб. Пособие – 2-е изд.,перераб. И доп. – Мн.: Новое знание,2001г. – 496с.
6. Карасев А.И., Крамер Н.Ш., Савельева Т.И. Математические методы и модели в планировании. – М.:Экономика, 1987.- 239с.
7. Козловский В.А., Маркина Т.В., Макаров В.М. Производственный и операционный менеджмент. Учебник. – Спб: «Специальная литература», 1998. – 366с.
8. Кочетков А.И. и др. Управление проектами (зарубежный опыт)/ под. Ред. В.Д. Шапиро. – Спб.: ДваТрИ, 1993ю- 446с.
9. Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 248с.
10. Полткін Я.Д., Плащенко І.Н. Виробничий менеджмент: невчальний посібник. – Львів: Державний університет „Львівська політехніка”, 1999. – 258с.
11. Попов И.Г. Сборник задач по курсу «Математические методы в планировании отраслей и предприятий». – М.: Экономика, 1971. – 166с.
12. Решке Х., Шелле Х. Мир управления проектами. – М. : Аланс, 1994. – 303с.
13. Толковый словарь по управлению. – М.: Аланс, 1994. –252с.
14. Эддоус И., Стенсфилд Р. Методы принятия решений. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. – 590с.
Страницы: 1, 2, 3, 4