Если предприятие из 10 номеров типа «Люкс» реализует за месяц не все номера, то убытки составят 30360грн., тоже наблюдается с номерами типа «Полулюкс», убытки составят 90990грн. Предприятие надеется, что хотя бы больше половины номеров будет заполнено каждый месяц, потому что в санатории круглый год наблюдается большой поток клиентов. Поэтому можно сделать вывод о том, что вероятность заполнения переоборудованных номеров в первом случае составляет при благоприятных и неблагоприятных условиях 60:40, а во втором случае - 80:20.
Решим сложившуюся на предприятии проблему с помощью дерева решений. Это будет графическое отражение процесса, которое определяет альтернативы решения, состояния природы и их вероятностные отдачи для каждой комбинации альтернатив и состояний природы.
Рис.2 Дерево решений проблемы, выявленной на предприятии.
EMV(1)=0,6*72720+0.4*(-30360)= 31488грн.
EMV(2)=0.8*199980+0.2*(-90990)= 141786грн.
EMV(3)=0
Используя критерий ожидаемой денежной отдачи, санаторию необходимо переоборудовать 30 номеров типа «Полулюкс», так как в данном случае он получит наибольшую выручку 141786грн.
2.4 Анализ критической точки (точки безубыточности)
Объектом анализа критической точки является нахождение точки (в гривнах, долларах или штуках), в которой затраты равны доходу. Эта точка является критической. Анализ критической точки требует оценки постоянных затрат, переменных затрат и дохода. Вначале мы определим постоянные и переменные затраты, а затем перейдём к функции дохода.
Структура затрат предприятия санаторного комплекса определяется спецификой их эксплуатации – неравномерностью, сезонностью деятельности.
Переменные затраты изменяются прямо пропорционально изменению загрузки. В их состав включаются расходы, совершаемые предприятием непосредственно для обслуживания каждого проживающего. Постоянные затраты не меняются в зависимости от объёма оказываемых услуг и, в общем случае, связаны с самим существованием гостиницы и должны быть оплачены, даже если количество проживающих за этот период равно нулю [9].
К постоянным затратам отнесены:
расходы на оплату труда;
амортизационные отчисления;
общие эксплутационные расходы;
затраты на электро- и водоснабжение по обслуживанию холлов, коридоров, вспомогательных служб;
прочие постоянные затраты по содержанию зданий (вневедомственная охрана, дезинфекция, техобслуживание оборудования);
затраты на приобретение товаров санитарно-гигиенического комплекса: средств по уборке помещений, защиты от насекомых и др.)
затраты на капитальный, текущий и профилактический ремонт;
административные расходы (в том числе связь, транспорт);
затраты на рекламу, оплату услуг реализации;
налоги, включаемые в себестоимость и не зависящие от загрузки гостиницы: коммунальный налог, налог на землю, налог на воду.
С учетом всех статей постоянных затрат предприятия, общая сумма постоянных затрат за 2006 год составляет 106745грн.
К переменным затратам относятся:
расходы на приобретение материалов;
затраты на водоснабжение и канализацию, связанные с гигиеническим процедурами (в том числе соответствующая сумма налога на воду);
затраты на электроэнергию, расходуемую на освещение и кондиционирование номеров;
расходы на стирку белья.
С учетом всех статей затрат, сумма переменных затрат за год составляют 15131грн.
Общая сумма затрат по санаторию приведена в таблице 4.1
Таблица 2.2
Общая сумма затрат по гостинице
Наименование затрат
Сумма,тыс.грн.
Переменные затраты
15131
Постоянные затраты
106745
Итого затрат
121876
Стоимость одной путевки на одного человека в сутки установлена в среднем 202грн.
Объем продаж за год составляет 20365ед. То есть переменные затраты на единицу услуги составляет: 15131/20365= 0,743грн.
Теперь рассчитаем критическую точку на весь ассортимент услуг в денежном и натуральном выражении.
Т.б.(нат.выр.)=106745/(202-0,743)=530,39ед.
Т.б.(ден.выр.)=106745/(1-(0,743/202))=107139грн.
Таким образом, можно сделать вывод, что точкой безубыточности для санатория является объем продаж, равный 503,39ед. или 107139грн. При этом объеме продаж санаторий не несет убытков и не получает прибыли, то есть расходы равны доходам.
2.5 Расчёт прогнозных показателей работы предприятия
Месячные продажи путевок в санаторий в 2005-2006 годах представлены в таблице.
Таблица 2. 3.
Месяц
Продажи, ед.
Средний
спрос за 2005-2006гг.
Среднемесячный спрос*
Сезонный
индекс**
2005
2006
Январь
345
448
397
1341
0,30
Февраль
574
625
600
0,45
Март
1119
1268
1194
0,89
Апрель
1578
1833
1706
1,27
Май
2171
2586
2379
1,77
Июнь
2825
1500
2163
1,61
Июль
2445
2000
2223
1,66
Август
2222
2050
2136
1,59
Сентябрь
2200
1505
1853
1,38
Октябрь
650
498
0,37
Ноябрь
620
357
489
0,36
Декабрь
425
500
462,5
0,34
Общий средний спрос = 16096
*Среднемесячный спрос = 16096/12 месяцев =1341
**Сезонный индекс = Средний спрос за 2005-2006гг/ Среднемесячный спрос
Используя эти сезонные индексы можно предположить, что спрос на санаторные услуги в 2007 году будет 17437 продаж койко-мест, тогда спрогнозируем месячный спрос таким образом:
Таблица 2.4.
Месячный спрос
Спрос
17437/12*0,3=430
17437/12*1,66=2408
17437/12*0,45=649
17437/12*1,59=2314
17437/12*0,89=1293
17437/12*1,38=2007
17437/12*1,27=1848
17437/12*0,37=539
17437/12*1,77=2577
17437/12*0,36=529
17437/12*1,61=2343
3811/12*0,34=501
Если рассматривать стратегию увеличения продаж услуг предлагаемых предприятием, то можно предположить, что уровень продаж может зависеть от того метода привлечения потенциальных клиентов, который выбрало данное предприятие. В случае на рассматриваемом предприятии методами привлечения клиентов является реклама. Таким образом, можно предположить, что объемы продаж услуг пансионата зависят от хорошей рекламной компании. Если предприятие будет больше проводить рекламных акций, то это послужит привлечению большого числа клиентов в санаторий, в тоже время рекламные акции требуют больших затрат, поэтому установим взаимосвязь между показателями уровнем продаж путевок в денежном выражении и затратами на рекламу. Для установления зависимости между этими двумя показателями построим корреляционно-регрессионную модель. Для этого воспользуемся уравнением регрессии:
У=а+вх
Где х – затраты на рекламу;
У – уровень продажи номеров.
Страницы: 1, 2, 3, 4