Рефераты. Разработка и принятие управленческих решений на примере ЗАО "Приалит"

В составленных таблицах выбираются значения, наиболее близко соответствующие поставленным вопросам. В ряде случаев предлагается самостоятельно определять значение риска по десятибалльной шкале. После выбора значения риска при его уровне, превышающем 0.8, в соответствующей графе делается произвольная метка (+). Заключительным этапом заполнения граф таблицы является проставление значения качества информации, на основе которой принималось решение. В конце таблицы подводится итоговая количественная оценка как среднеарифметическое значение всех показателей составляющих риска. В качестве иллюстрации предлагается часть таблицы оценки организационного риска, заполненной в реальной ситуации (табл. 3).

Таблица 3

Сводная таблица оценки организационного риска (фрагмент)


Принятие решения

Принятие решения является заключительной и самой ответственной процедурой в оценке рисков финансово-хозяйственной деятельности.

При выработке стратегии поведения и в “процессе принятия конкретного решения целесообразно различать и выделять определенные области (зоны риска) в зависимости от уровня возможных (ожидаемых) потерь в финансово-хозяйственной деятельности” [1].

Так, на основании обобщения результатов исследований многих авторов по проблеме количественной оценки рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий разработана и предлагается эмпирическая шкала риска, которую можно применять при его количественной оценке (табл. 4).

Таблица 4

Эмпирическая шкала риска


Принятие решения состоит из трех этапов:

1 этап — предварительное принятие решения

Предварительное принятие решения производится на основе среднеарифметического значения отдельного вида риска и качества информации раздельно по каждой операции алгоритма принятия решения.

2 этап — анализ критических значений

На этом этапе оценки проводится анализ тех составляющих риска, значения которых превышают критическую величину (в нашем случае данная величина равна 0.8). Необходимость данного действия состоит в выявлении и выделении тех составляющих, вероятность риска для которых очень велика, что может привести к потере всех вложенных средств и банкротству предприятия.

В качестве примера принятия решения на 1 и 2 этапе предлагается фрагмент таблицы, которая составлена на основании планируемого решения предприятия связи на размещение нового оборудования в одном из районов г. Хабаровска (см. табл. 5).

 

Таблица 5

Оценка рисков при принятии решения (фрагмент)


3 этап — принятие окончательного решения

Принятие окончательного решения производится на основе результатов предварительного решения и анализа критических значений.

Как уже говорилось ранее, при принятии решения в условиях неопределенности отдельное внимание должно отводиться качеству информации. В связи с этим предлагается использовать риско-информационную таблицу принятия решения (табл.6). Данная таблица составлена на основании итоговых результатов, полученных при апробации предлагаемого метода на одном из предприятий связи. С целью обеспечения конфиденциальности точное название предприятия не указывается.

Таблица 6

Риско-информационная таблица принятия решения


Выводы по оценке риска принятия решения руководством предприятия связи на размещение и использование нового оборудования для предоставления услуг связи в одном из районов г. Хабаровска:

Наиболее высокая оценка риска у транспортного (0.5) и финансового (0.83) рисков.

Наиболее рискоопасной по качественному составу рисков является операция по привлечению оборотных средств для реализации проекта.

Самая высокая степень риска потери (порчи) активов предприятия возникает при осуществлении операции по транспортировке (0.5).

Самая низкая степень риска при осуществлении операции по организации сделки и покупки оборудования (0.39).

При анализе риско-информационной таблицы видно, что большая часть рисков располагается в одной области, что говорит о тщательном планировании и проработке принимаемого решения. В то же время хочется обратить внимание на недостаток информации при рассмотрении регионального, производственного, кредитного и инвестиционного рисков. При использовании более качественной информации данные виды рисков могли из области с высоким риском перейти в область со средним риском.

Общая оценка риска решения составляет 0.44, что соответствует в предлагаемой шкале градаций риска показателю “высокий”. Реально существует ограниченное количество факторов, негативно влияющих на финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Значительная вероятность наступления отрицательных последствий может быть устранена после детального анализа по минимизации и нейтрализации негативных факторов либо с применением других методов по управлению рисками.

Общая оценка качества информации при принятии решения составляет 0.73, что соответствует в предлагаемой шкале градаций риска показателю “средний”. При оценке риска используется информация хорошего качества, что говорит об ответственном подходе руководства предприятия к принятию решений.

Исходя из пунктов 6 и 7, предлагается сделать вывод, что общий риск по решению будет определяться как “высокий / средний”.

2.1. Аспекты результатов финансово-хозяйственной деятельности ЗАО “Приалит”.


Предприятие ЗАО “Приалит” в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов  и др.  Их характер, состав и структура зависят от многих факторов: организационно-правовой формы  хозяйствования, отраслевой принадлежности, места, занимаемого хозяйствующим субъектом на рынке товаров и капитала, инвестиционной, финансовой и учетной политики, а также установленными законодательно правилами и принципами поведения хозяйствующих субъектов в налоговой, кредитной, страховой   и фондовой сферах.  В связи с этим нельзя однозначно разделить весь сложный комплекс совершаемых предприятием затрат на какие-то определенные группы.  Поэтому принято классифицировать затраты по различным направлениям. Остановлюсь подробнее на этих классификациях.


Исходя из экономического содержания затраты ЗАО “Приалит” можно разделить на три группы:

1)     затраты,  связанные с извлечением прибыли;

2)     затраты не связанные с извлечением прибыли;

3)     принудительные затраты.

В первую группу затрат данной классификации включаются затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции. Состав этих затрат можно разделить на следующие категории:

·                        материальные затраты, включающие затраты на сырье и материалы, полуфабрикаты и  комплектующие изделия, топливо и энергию всех видов, упаковку и упаковочные материалы, запасные части,  МБП, производственные услуги сторонних организаций;

·                        затраты на оплату труда, представляющие денежные и натуральные выплаты работникам предприятия для нормального воспроизводства рабочей силы;

·                        затраты накладного характера, состоящие из затрат на администрацию и управление, арендной платы, амортизации нематериальных активов, затрат вспомогательного производства и т.д.;

·                        инвестиции, представляющие капитальные вложения как  в целях расширения объемов собственного производства и его технического обновления, использования нематериальных активов, создания различных денежных фондов и резервов, направленных на развитие предприятия, так и для извлечения дохода на финансовых и фондовых рынках.

К затратам, не связанным с извлечением прибыли относят затраты потребительского характера, спонсорство, затраты на благотворительные и гуманитарные цели. Это поощрительные выплаты работникам предприятия, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на развитие социально-культурной сферы и политику. Данные затраты используются в рекламных целях предприятия, формируют его имидж и репутацию для привлечения покупателей, инвесторов и рабочей силы.

Принудительные затраты состоят из  налогов и налоговых платежей, отчислений в государственные внебюджетные фонды, расходов по обязательному страхованию, созданию резервов, штрафных санкций. Сюда также можно отнести платежи финансовой, банковской системам.

Исходя из целевого назначения комплекс затрат  предприятия ЗАО “Приалит” также можно разделить на самостоятельные группы:

1)     затраты на формирование и воспроизводство производственных фондов;

2)     затраты на социально-культурные мероприятия;

3)     операционные затраты;

4)     затраты на производство и реализацию продукции.

Затраты на формирование и воспроизводство производственных фондов обеспечивают непрерывность производства и создают условия для реализации продукции. Это затраты  на создание, реконструкцию расширение и восстановление основных фондов производственного назначения.

Предприятия осуществляют также затраты на социально-культурные мероприятия, направленные на повышение квалификации работников, подготовку кадров, улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работников. Сюда относятся также затраты на создание и реконструкцию основных фондов непроизводственного назначения, содержания клубов, детских садов, лагерей отдыха, функционирование медицинских учреждений.

Операционные затраты – это затраты особого назначения: проведение научно-исследовательских работ, изобретательство и рационализаторство, переоценку основных фондов и др. Особенность этой группы затрат в том, что они носят долговременный характер, окупаются на протяжении длительного периода и предназначены для повышения качества и эффективности производства.

Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) занимают наибольший удельный вес  во всех расходах предприятия. От формирования этой группы затрат зависит величина получаемой предприятием прибыли. Далее на этой группе я остановлюсь подробнее.

Поскольку одной из важнейших задач предприятия является получение дохода от выполняемой им деятельности, все произведенные в результате этой деятельности затраты должны покрываться за счет финансовых ресурсов – денежных средств, имеющихся в распоряжении предприятия и предназначенных для осуществления текущих затрат по расширенному воспроизводству, для выполнения финансовых обязательств и экономического стимулирования рабочих, направленных также на содержание и развитие объектов непроизводственной сферы, потребление, накопление, в специальные резервные фонды и др.  Финансовые ресурсы предприятия образуются за счет собственных и приравненных к ним средств, средств, мобилизируемых на финансовом рынке и средств, поступающих в порядке перераспределения. При этом каждая группа затрат может погашаться из различных источников финансовых ресурсов.

В частности, если рассмотреть группы затрат по целевому назначению, то затраты на формирование и воспроизводство производственных фондов осуществляются за счет собственных средств предприятия, кредита банков, бюджетных ассигнований; затраты на социально-культурные мероприятия погашаются  за счет прибыли, бюджетных и целевых поступлений, средств профсоюзных органов и др.; источниками финансирования операционных затрат являются прибыль предприятия, бюджетные ассигнования, средства получаемые от заказчиков на научно-исследовательские работы, выполняемые по договорам;  затраты на производство и реализацию продукции возмещаются после завершения кругооборота средств и  покрываются за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.