В нашем случае расчет вышеперечисленных частных показателей социальной эффективности управления весьма затруднителен в силу их субъективности в сфере розничной торговли.
В целом схема расчета показателей эффективности управления представлена на рисунке 2.3.
Экономическую эффективность управления (Эу) в узком смысле характеризуют следующие показатели:
обобщающий показатель
Д (доходы)
Эу = —————————————————————— [формула 10]
3(затраты на содержание аппарата управления)
Рассчитаем данный показатель для рассматриваемого предприятия.
Эу = 296 844 000 руб./ 238 000 руб.(заработная плата управленческого персонала) + 150 000 руб. (командировочные расходы) + 350 000 (административные расходы) + 50 000 руб. (представительские расходы) + 100 000 руб. (расходы на обучение) = 296 844 000 руб./ 888 000 руб. = 334,28
Можно сделать вывод о повышении эффективности данной деятельности, так как обобщенный показатель эффективности увеличился.
Рис. 2.3. Схема расчетов по оценке эффективности управления
Рассчитаем частные показатели эффективности управления:
1. доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат предприятия
D = (888 000 руб. / 282 960 000 руб.) * 100 % = 0,31 %
2. доля численности управленческих работников в общей численности работающих на предприятии
Ч = 14 чел. / 113 чел. = 12,40 %
3. нагрузка управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления)
Н = 99 чел. / 14 чел. = 7 чел. на 1-го управляющего.
Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:
- доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива;
- количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения.
Первый показатель также сложен для расчета в силу того, что такой показатель как принятое решение в деятельности предприятия нигде не учитывался.
Второй показатель можно рассчитать в зависимости от вида управленческого решения. Если данное решение носит стратегический характер, то в процессе его подготовки могут принимать участие руководители всех структурных подразделений предприятия, то есть, 14 человек.
В процессе его принятия принимают участие 3 управленца непосредственно из ООО «Бизнес-Фудз», менеджер управляющей компании «Бизнес Системы» и непосредственно, финансовый и генеральный директор холдинга «Бизнес Системы», что в совокупности составляет 6 человек.
Заключение
Дипломная работа на тему «Процесс и методы управления предприятием» выполнена в запланированном объеме. Цель работы достигнута, широко раскрыты и проанализированы главные методы управления:
ü организационно-распорядительные, или организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;
ü экономические, обусловленные экономическими стимулами;
ü социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников;
Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления, от степени их соответствия объекту управления, складывающейся управленческой ситуации, характера решаемых проблем.
Метод управления – это совокупность однородных приемов и операций целенаправленного воздействия на объект управления для достижения поставленной цели и вытекающих из нее задач.
С помощью организационных методов создаются необходимые условия функционирования организации, поэтому они являются первичными по отношению к остальным.
С помощью административных методов происходит активное вмешательство в деятельность людей либо путем их прямого принуждения к определенному поведению, либо путем создания возможности такого принуждения. Административные методы используются при управлении решением простых стандартных задач, в структурах военизированного типа, например на транспорте. Они требуют ограничения инициативы работников и возложения всей ответственности за результаты на руководителя.
Составным элементом таких методов является премирование исполнителей, однако осуществляется оно не за реальные успехи, а за многолетний стаж, лояльность по отношению к руководству, дисциплинированность и т.п.
Самый главный недостаток административных методов управления состоит в том, что они ориентируют исполнителей на достижение заданных результатов, а не на их рост; поощряют исполнительность, а не инициативу. Поэтому сегодня в условиях, когда необходимо развивать творческий подход к делу, постоянное стремление к новому, чисто административные методы себя изживают.
Успешному решению таких задач в большей мере способствуют экономические методы управления. Они основаны на материальной заинтересованности работников в деле самостоятельного поиска оптимальных решений и принятии на себя ответственности за их результаты.
Экономические методы предполагают, что своевременное и качественное выполнение заданий вознаграждается за счет экономии затрат или дополнительной прибыли, полученных вследствие проявленных работниками усилий. Поэтому люди напрямую заинтересованы в максимизации реального результата своей деятельности
Однако экономические методы управления также ограничены, особенно применительно к работникам интеллектуальных профессий, ибо для них деньги – важный, но чаще всего не самый главный стимул работы.
Здесь на помощь приходят социально-психологические методы управления, сформировавшиеся в 20-х гг. ХХ столетия. Они предполагают два направления воздействия на поведение работников и повышение их трудовой активности.
Первое. Формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие доброжелательных отношений между руководителем и подчиненными, оказание им поддержки.
Второе. Раскрытие личных способностей каждого работника, оказание помощи в их совершенствовании, что ведет к максимальной самореализации человека в трудовой деятельности.
В работе проведен подробный анализ использования организационно-распорядительных, экономических и социально-психологических методов управления в практической деятельности ООО «Бизнес Фудз». Широко раскрыт вопрос исследования организации как системы, включающий рассмотрение следующих положений: история ООО «Бизнес Фудз», цели и задачи предприятия, миссия организации, анализ внутренней среды, ассортимент выпускаемой продукции, структура организации, технология, культура управления, анализ внешней среды (конкуренты, потребители, поставщики, посредники), экономическая ситуация, правовые аспекты деятельности, перспективы развития. Выявлены место и роль изучаемой проблемы в организации, а также проведен сравнительный анализ теории с практикой
В результате выполнения работы нами были сформулированы следующие выводы. ООО «Бизнес Фудз» представляя собой целенаправленную систему, состоит из элементов - людей, имеющих собственные целевые установки, и одновременно являющихся частью одной целенаправленной системы. Качество функционирования и эффективность предприятия зависят от характера влияния на него как составляющих элементов, так и систем, в которые оно входит. Поэтому необходимое условие эффективного управления организацией заключается прежде всего в успешном использовании основных групп методов управления предприятием.
Организационно-административные методы руководства ООО «Бизнес Фудз» существуют в форме организационного и распорядительного воздействия, которое включает в себя следующие компоненты: виды и типы воздействия; адресат; постановку задания; определение критерия его выполнения; установление ответственности; инструктаж подчиненных и т.д. Эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи.
Использование в ООО «Бизнес Фудз» таких экономических методов управления предприятием как планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование и финансирование позволяют ООО «Бизнес Фудз» эффективно распоряжаться материальными фондами самостоятельно, также как и полученным доходом (прибылью), заработной платой и самостоятельно реализовать свои экономические интересы.
Применение в практике деятельности ООО «Бизнес Фудз» социально-психологических методов позволяет своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.
В результате сравнительного анализа теоретических и практических аспектов использования основных групп методов управления на ООО «Бизнес Фудз» в настоящее время были выявлены следующие проблемы:
1. Снижение рентабельности предприятия в 2007 г., что связано с более быстрыми темпами роста себестоимости по сравнению с темпами роста выручки.
2. Снижение эффективности использования активов ООО «Бизнес Фудз».
3. Отсутствие отдела менеджмента.
4. Невысокий уровень качественного состава работников предприятия.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что анализ результатов использования основных групп методов управления предприятием на ООО «Бизнес Фудз» представляет собой сложную задачу. Предприятию необходимо разрабатывать новые и совершенствовать существующие методы управления организацией, которые бы влияли на повышение показателей, характеризующих эффективное функционирование и развитие предприятия.
Нормативно-законодательная литература
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
2. Федеральный закон "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 30).
3. Положение о министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. № 990
Список использованной литературы
1. Армстронг Майкл. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. Серия «Учебники и учебные пособия» Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998
2. Аширов Д.А. Управление персоналом: учеб. пособие.- М.: ТК. Велби, изд-во Проспект, 2007
3. Байделл Т. Как улучшить управление организацией. - М.: Инфра-М, 2005.
4. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.
5. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
6. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2006.
7. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента, Таганрог, 2007.
8. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в 2-х томах. Том 2. – М.: МНИПУ, 1998
9. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления, Москва, 2006.
10. Гудушаури Г.В.Управление современным предприятием. - М., 2008.
11. Дафт Р. Менеджмент: 6-е изд./Пер. с англ.- СПб.: Питер, 2006
12. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика – Спб: Издательство «Питер», 1999
13. Егоршин А.П. «Управление персоналом», Н. Новгород, 2007.
14. Завалин П.Н. Инновации - современный подход к управлению производством. - К.: МАУП, 2003.
15. Иванов А.П. Менеджмент. Учебник – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002.
16. Исаев А. С. Организация управления производством - основной рычаг экономики предприятия. - Л.: Знание, 2000.
17. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2003
18. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: - М.: Инжиниринго-Колсантинговая компания «Дека», 2007
19. Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов.- 5-е изд. – М.: Академический Проект: Трикста, 2005
20. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Психотехника управления и самотренировки. – Москва, 1995
21. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник/Под. ред. Ф.М. Русинова и М.Л. Разу.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000
22. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004
23. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1998
24. Одинцов А.А. Менеджмент организации: Введение в специальность: Учебное пособие для вузов/ А.А. Одинцов.- М.: Издательство «Экзамен», 2004
25. Осипова-Дербас Л.В., Кармаев Н.А., Войцеховский С.Н. Социология и психология управления: Учебное пособие / Под ред. проф. Оганяна К.М. СПб: «Издательский дом «Бизнес пресса»», 2007
26. Основы менеджмента: Учебник для вузов/Д.Д.Вачугов., Т.Е. Березкина., Н.А. Кислякова и др.; Под. ред. Д.Д. Вачугова.- М.: Высшая школа, 2002
27. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. Пробный учеб. для 10 кл. общеобразоват. учрежден. – М.: Просвещение, 1995
28. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2007
29. Старобинский Э.К. Основы менеджмента на коммерческой фирме», Москва, 2004.
30. Уколов В.Ф. Теория управления: Учеб. для вузов/ В.Ф. Уколов., А.М. Масс, И.К. Быстряков.- 3-е изд., доп. – М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2007
31. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002
32. Управление организацией: Учебник/Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007
33. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник, 2-е изд. – М.: ЗАО «Бизнес-школа» ИНТЕЛ-СИНТЕЗ, 2000
34. Ходеев Ф.П. Менеджмент/серия «Учебники и учебные пособия», Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс», 2002
35. Экономика предприятия и отрасли промышленности. Серия «Учебники, учебные пособия», 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999
36. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандера. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
Приложение №1
ПОТРЕБНОСТИ
ИНТЕРЕСЫ
МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ
Духовные (социальные, психологические)
Материальные,
в том числе физиологические
Чувство долга хозяина, авторитет власти, дисциплина, организованность
Организационно-распорядительные
Х а р а к т е р в о з д е й с т в и я
Прямое
Косвенное
Связь методов управления с потребностями и интересами людей
Приложение 2
Рис.1. Организационно-распорядительные методы управления
Приложение 3
Административные
(принуждение)
Экономические
(побуждение)
Социально-психологические
Основа применения
Подходы к реализации
Требования к субъекту
Характер информации
Угроза наказания
Жесткие
Исполнительность, организованность
Количественная, детерминированная
Возможность увеличить доход
Адаптивные к ситуации
Профессионализм
Количественная, стохастическая
Достижение психологического контроля
Адаптивные к личности
Профессионализм, умение работать в команде, инициативность
Комплексная
Приложение №4
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15