Рефераты. Проблемы формирования этических норм муниципального служащего

Проблемы формирования этических норм муниципального служащего

Министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 080504.65 "Государственное и муниципальное управление"

Кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления

Курсовая работа

по дисциплине "Система муниципального управления"

Проблемы формирования этических норм муниципального служащего

Студент группа 151-сз

(№ 050106) В.С. Радькова

Научный руководитель к. с. н., доцент

А.В. Шуляева

Хабаровск 2009


Содержание

Введение

1. Профессиональная этика

1.1 Управленческая этика как разновидность профессиональной этики

1.2 Этика поведения муниципального служащего

2. Этический фактор совершенствования системы муниципального управления

2.1 Общие направления совершенствования муниципального управления

2.1 Конкурс на замещение муниципальной должности

3. Разработка кодекса этических норм муниципального служащего

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение


Актуальность темы. В глазах населения муниципальный служащий олицетворяет собой государство и этичность его должностного поведения для обычных граждан имеет большое значение. В обыденном сознании часто именно нравственные, а не профессиональные и деловые качества представителей муниципальной службы более всего определяют отношение населения к оценке работы муниципальных органов управления.

Формирование эффективных управленческих команд в сфере муниципального управления - важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые и аналитики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики.

Моральная атмосфера в органах власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет муниципальных служащих справедливо связывают, прежде всего, с их порядочностью, справедливостью.

Анализ изученных источников и литературы. Проблемы формирования этических норм муниципальных служащих нашли свое отражение в работах С.С. Васильева, А.В. Куракина, И.П. Гуровой, Н.А. Стефановской, Г.А. Алтуховой и других исследователей в этой области.

Целью исследования является изучение процесса формирования этических норм муниципальных служащих.

Задачами исследования являются:

определение особенностей этических норм муниципальных служащих как разновидности профессиональной этики;

анализ этических факторов совершенствования системы муниципального управления;

разработка кодекса этических норм муниципального служащего.

Объектом исследования являются муниципальные служащие.

Предметом исследования - этические нормы муниципальных служащих.


1. Профессиональная этика


1.1 Управленческая этика как разновидность профессиональной этики

 

Развитие общества неизбежно связано с разделением труда и появлением множества профессий. В зависимости от рода деятельности, используемых при этом приемов и решаемых проблем возникает своеобразие ситуаций, трудностей и неожиданных опасностей, требующих от человека соответствующих действий, методов, психологических реакций.

В каждой профессии, связанной с взаимодействием людей, появляются свои нравственные искушения, моральные успехи и неудачи, возникают определенные противоречия, вырабатываются свои специфические способы их разрешения. В профессиональную деятельность человек входит со своим собственным набором чувств, переживаний, стремлений, нравственных оценок. Среди многообразных нравственных ситуаций в профессиональных отношениях возникают наиболее часто повторяющиеся, типичные, которые определяют моральную атмосферу профессии. А это вольно или невольно обусловливает специфику поступков людей, своеобразие норм их поведения[1].

Как только профессиональные отношения приобретают качественную устойчивость, начинают формироваться особые нравственные установки, соответствующие характеру труда, возникает профессиональная мораль. Возникнув, профессиональная мораль становится определенной духовной реальностью, обладающей относительной самостоятельностью. Она начинает жить своей собственной жизнью и превращается в объект изучения, анализа, усвоения, становится своеобразной духовной силой, определяющей поведение представителя той или иной профессии.

Профессиональная мораль как элемент общественного сознания существует на двух основных уровнях[2]:

как набор определенных моральных требований со слабо выраженной упорядоченностью чисто внешнего характера;

в виде нормативной системы, получившей четкое теоретическое обоснование.

Действующие в конкретном обществе на определенном этапе его исторического развития общепринятые нормы морали играют определяющую роль по отношению к профессиональной морали, которая выступает как частный случай действия общей морали.

Профессиональная мораль имеет ряд своих особенностей, среди которых можно выделить[3]:

общественное значение морали для исполнения профессионального долга, являющегося определяющим элементом профессиональной морали;

удельный вес определенных аспектов нравственных требований, которые имеют особое значение для данной профессии;

конкретное выполнение нравственных требований и наличие особых правил, норм, обычаев, привычек, закрепленных в сознании и реализуемых в практической деятельности представителей той или иной профессии.

Общество предъявляет повышенные моральные требования к представителям тех профессий, чья деятельность непосредственно связана с людьми, их интересами. По содержанию труда они подразделяются на: профессии обслуживающего труда (официанты, продавцы, парикмахеры, почтальоны и пр), профессии, где моральные отношения, профессиональная мораль носят внешний характер, и профессии, где моральные отношения являются внутренним компонентом профессиональной деятельности (врачи, учителя, юристы, дипломаты, государственные и муниципальные служащие, менеджеры и др.). Главным признаком этих профессий выступает возможность "вторжения" в духовный мир человека, в его судьбу, что порождает особые нравственные ситуации, требующие повышенного нравственного внимания. Все это составляет основу профессиональной морали, создает объективную основу для формирования и функционирования профессиональной этики[4].

Профессиональная деятельность, объектом которой выступают живые люди, образует сложную систему взаимосвязанных нравственных отношений. В эту систему моральных отношений входят прежде всего:

отношение специалиста к объекту труда;

отношение специалиста к коллегам по профессии;

отношение специалиста к обществу.

В профессиональной этике необходимо различать два уровня:

теоретический, рассматривающий сущность, специфику профессиональной морали, ее место и роль в жизни общества, ее состояние и тенденции развития;

нормативный, концентрирующий в себе изучение и обновление практических рекомендаций, конкретных нравственных норм.

Первыми, исторически сложившимися видами профессиональной этики были медицинская, педагогическая, воинская, управленческая.

В памятнике письменности древних египтян "Поучение Птаххотека", написанном около 4 тыс. лет тому назад, зафиксированы положения, сохраняющие свое значение и в наши дни: "Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не останавливай его прежде, чем он облегчит свою душу от того, что хотел сказать тебе. Человек, пораженный несчастьем, хочет излить свою душу даже больше, чем добиться благоприятного решения своего вопроса"[5].

Управленческая этика - это система этических знаний и практических рекомендаций, сориентированных на управленческую деятельность. Это образы лучшего опыта нравственного решения конкретных управленческих проблем[6].

С наибольшей полнотой и глубиной основные черты и характеристики управленческой этики проявляются в тех нравственных требованиях, которые предъявляются обществом к деятельности государственных и муниципальных служащих.

В дореволюционной России в число первейших обязанностей чиновников входило строгое исполнение законодательных актов верховной власти, знание государственных установлений и законов, их обязательное соблюдение и охрана. От государственных служащих требовалось ответственное отношение к своим обязанностям, исполнительность, деловитость и организованность в работе, добросовестность и дисциплинированность.

В современных условиях этика государственного и муниципального служащего - это этические принципы и нормы, выражающие в общей форме моральные требования к нравственной сущности государственного и муниципального служащего, назначению его деятельности, характеру его взаимоотношений с государством.

Базируясь на господствующей в обществе морали, профессиональная этика государственного и муниципального служащего представляет собой четкую систему этических принципов и норм.

Важнейшим этическим принципом деятельности российского государственного и муниципального служащего является сегодня принцип законности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми прочими нормативными актами и должностными инструкциями[7].

Воплощение этого принципа в жизнь, руководство им в непосредственной практической работе выступает в качестве определяющей социальной и духовной базы управления персоналом.

В практике деятельности государственного и муниципального служащего часто возникает нравственная проблема - как быть должностному лицу, получившему незаконное, с его точки зрения, распоряжение от вышестоящего руководителя? Решением этой этической ситуации занимались и занимаются государственные и муниципальные служащие не только России, но и практически всех стран мира.

Практика показывает, что принцип законности соблюдается далеко не всегда. Причинами этого являются социальная незащищенность государственного и муниципального служащего, его зависимость от начальства, низкий уровень правовой культуры, неустойчивость личностных ценностей, "гибкая" совесть.

Этический принцип гуманизма требует от государственного и муниципального служащего уважения к человеку, веры в него, признания суверенитета и достоинства личности. Однако требование гуманного, уважительного отношения к человеку наиболее часто игнорируется многими современными российскими государственными служащими. О конкретных фактах уже устала писать наша пресса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.